Чистка дорог от снега
Чистка дорог от снега – это одно из основных мероприятий по борьбе с зимней скользкостью в городе. О том, как происходит уборка и защита дорог от снега, мы расскажем в этом разделе.
Сроки зимней уборки варьируются от региона к региону. Это связано с тем, что погодные условия на территории России весьма разнообразны. Где-то зима длится 3 месяца, как по календарю, а где-то – все полгода.
Например, в Екатеринбурге сезон официально начинается 15 октября и заканчивается 15 апреля.
Непосредственно уборку можно разделить на две крупные составляющие:
- Сбор и утилизация свежевыпавшего снега
- Борьба с зимней скользкостью (снежным накатом и гололедом)
Для начала рассмотрим первый пункт.
Сбор и утилизация свежевыпавшего снега
Мы рассмотрим этот пункт с трех сторон и опишем как:
- Уборку снега на дорогах
- Уборку снега на тротуарах
- Вывоз снега
Об этом читайте далее.
Уборка снега на дорогах
Если представить, что город – это живой организм, то дороги – это его кровеносные артерии. Они должны расчищаться как можно более оперативно и качественно. Даже целой армии дворников такая задача не по силам, поэтому такой уборкой дорог занимается специальная техника.
Снегоуборщики, как правило, выходят на улицы после окончания снегопада и в ночное время. Но это если количество осадков не превышает норму. Если же снега на улицах нападало больше, чем 5 см, то техника приступает к работе в экстренном режиме.
Уборка осуществляется поэтапно:
- Обработка снега реагентами
Это подготовительная стадия, которая осуществляется через 15-45 минут после начала снегопада. По дорогам проходят тракторы, оборудованные специальными распределителями-разбрасывателями, и покрывают снег слоем химических средств. Реагенты не дают снегу уплотняться под колесами машин, благодаря чему впоследствии его можно быстро сгрести. - Сгребание снега
После окончания снегопада на улицы выходят снегоуборочные машины. Чаще всего используются плужно-щеточные снегоочистители, которые сдвигают снег с проезжей части к обочинам и на тротуары. Компанию им в тяжелых случаях могут составлять автогрейдеры, дополнительно оборудованные ножами для срезания льда и снежного наката. - Вывоз снега
Через некоторое время после окончания уборки по улицам проходят снегопогрузчики, которые грузят снежные сугробы в самосвалы для вывоза из города.
Естественно, одномоментно убрать весь город невозможно. Поэтому существует определенная иерархия улиц в соответствии с их значимостью. Именно она определяет, куда техника отправится в первую очередь.
Последовательность уборки такова:
- Крупные магистральные улицы и дороги
- Улицы и дороги районного значения
- Улицы и дороги местного значения
- Дороги в жилой застройке, внутриквартальные проезды
Это значит, что жителям отдаленных районов приходится ждать снегоуборщиков дольше, чем жителям центра. Такой расклад часто вызывает недовольство, но он продиктован необходимостью. Ведь если главные улицы быстро не расчистить, то в конечном итоге «встанет» весь город.
Уборка снега на тротуарах
К расчистке пешеходных зон предъявляются менее жесткие требования, чем к содержанию дорог. Где-то их могут чистить до покрытия, как и прилегающую проезжую часть. Но, в принципе, нормативы разрешают содержать тротуары под слоем уплотненного снега и только периодически посыпать его песком, отсевом или другими абразивами. Естественно, коммунальные службы часто этим пользуются.
При уборке тротуаров могут выполняться следующие работы:
- Сгребание снега тротуароуборочными машинами
- Подметание снега
- Скалывание льда и уплотненного снега
- Обработка тротуаров фрикционными материалами (песком, отсевом, щебнем) или пескосоляной смесью
- Вывоз снега
Работы эти могут осуществляться как при помощи техники, так и вручную – в зависимости от ширины очищаемой территории. Там, где трактору и другой снегоуборочной технике не развернуться, на помощь приходят дворники с метлами и ломами.
Как и в случае с дорогами, здесь есть определенная очередность уборки:
- Тротуары и велосипедные дорожки с интенсивностью движения более 250 чел./ч
- Тротуары и велосипедные дорожки с интенсивностью движения от 100 до 250 чел./ч
- Тротуары и велосипедные дорожки с интенсивностью движения менее 100 чел./ч
Она также продиктована необходимостью в первую очередь расчистить участки с самым интенсивным движением. Но и вопрос травматизма здесь играет не последнюю роль. Ведь чем больше людей проходит в определенном месте, тем выше вероятность, что кто-нибудь из них поскользнется и что-нибудь себе сломает.
Вывоз снега
В ходе уборки снег с тротуаров и дорог собирают в крупные кучи. По нормативам эти сугробы должны вывозиться в течение 9-12 дней. А до тех пор снежные валы не должны мешать движению машин и пешеходов. Поэтому к их размещению предъявляются определенные требования.
Снежные валы нельзя формировать:
- На проезжей части
- На тротуарах
- Около перекрестков
- Около железнодорожных переездов
- Около остановок
- На газонах
Иногда нормативные документы разрешают оставлять сугробы в городе до весны. Но на практике это делают редко. Складировать снег можно только на пустырях, где нет ни построек, ни зеленых насаждений. То есть там, где он не будет мешать окружающим и загрязнять почву реагентами. В городе найти такое место проблематично.
Снег может утилизироваться:
- В снегоприемник
Самый простой способ избавиться от снега – это сбросить его на специально оборудованный полигон. Там снежные массы спокойно лежат до весны и тают естественным образом, а полученная вода очищается и возвращается в ливневую канализацию. - В стационарный снегоплавильный пункт
Это установка, в которой собранный снег растапливается, а полученная вода фильтруется и заново используется в хозяйстве. Снегоплавильный пункт может быть хорошей альтернативой снегоприемнику в районах, где для снежного полигона просто-напросто нет места. В то же время он потребляет много ресурсов (в первую очередь электричества). - При помощи мобильной снегоплавильной установки
Это тот же снегоплавильник, но уменьшенный и поставленный на колеса. Мобильная установка позволяет утилизировать снег прямо на месте вместо того, чтобы куда-то гонять груженные снегом самосвалы. Но за такую эффективность придется прилично заплатить: цены на мобильные снегоплавилки начинаются от 1,5 млн руб. - В реки
В официальных инструкциях упоминается и такой способ, но в реальности он уже практически канул в небытие. Ведь сейчас для уборки населенных пунктов повсеместно используются реагенты. Конечно, они в целом не опасны для человека, если используются по назначению. Но загрязнять этими химикатами источники питьевой воды – плохая идея.
Предпочтительный способ утилизации зависит от особенностей конкретного региона. Например, стационарные снегоплавильные установки пользуются популярностью в тех городах и странах, где цены на землю очень высокие, а обустройство снегоприемника получается слишком дорогостоящим.
Россия не страдает от недостатка земель, и здесь наиболее популярным вариантом остаются снежные полигоны. В частности, в окрестностях Екатеринбурга расположено 10 снегоприемников, через каждый из которых зимой проходит около 2000 грузовиков в сутки.
Это были основные принципы уборки и утилизации снега коммунальными службами. Теперь мы на примере Екатеринбурга приведем несколько цифр, чтобы нагляднее показать, какой это масштабный труд – чистить город от снега.
За одни сутки в зимний сезон в Екатеринбурге:
- На работу выходят около 650 рабочих и 430 машин
- С улиц вывозят около 4 тыс. тонн снега
- Тратится около 140 тонн противогололедных материалов
Это статистика с официального портала Екатеринбурга.
Если вы хотите больше узнать о том, в какие сроки должна расчищаться городская территория, обратитесь к нашей статье Нормативы уборки снега в городе.
Борьба со снежным накатом и гололедом
Пожалуй, самая серьезная зимняя проблема – это гололедица. По данным Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, каждый пятый официальный больничный зимой выписывается из-за падений на льду, а число пострадавших за сезон исчисляется сотнями тысяч людей. Поэтому борьба со скользкостью – это одна из первостепенных задач коммунальщиков.
Борьба с зимней скользкостью включает в себя два вида мероприятий:
- Профилактику
- Устранение гололеда
Давайте поговорим о каждом из них подробнее.
Профилактика гололеда
Профилактический метод борьбы с оледенением – самый предпочтительный. Он направлен на то, чтобы в принципе не дать наледи образовываться. Это позволяет устранить проблему еще до того, как из-за нее кто-нибудь пострадает. Кроме того, реагента в этом случае расходуется меньше, чем при устранении льда.
Успешная профилактика подразумевает тщательный мониторинг метеосводок. Как только складываются погодные условия, грозящие образованием гололеда или снежного наката, начинается обработка дорог.
Вот эти условия:
- Температура воздуха от +1°C до −6°C
- Влажность воздуха свыше 85%
Другими словами, это то состояние погоды, когда влага из охлажденного воздуха начинает активно конденсироваться на поверхностях. А выпавшая роса, в свою очередь, замерзает и превращается в ледяную корку.
Суть профилактики заключается в том, что дорожное покрытие (реже – тротуары) покрывается тонким слоем реагентов. Как правило, это растворы солей хлора – хлорида натрия (всем знакомая поваренная соль), кальция или магния.
Температура замерзания у этих составов намного ниже, чем у простой воды (например, у насыщенного раствора поваренной соли она около −20°). Поэтому влага на дорогах не замерзает, а остается в жидком состоянии и со временем высыхает.
Обрабатываются участки в таком порядке:
- Дороги местного значения
- Дороги районного значения
- Магистральные дороги
Вы можете заметить, что он прямо противоположен порядку расчистки улиц от снега. Это связано с тем, что химикатам нужно время для реакции с водой. Если начать обработку с магистральных дорог, то колеса машин просто-напросто растащат весь реагент по округе. И тогда процесс придется повторять заново.
Кроме того, к профилактической обработке относится и посыпание дорог реагентами во время снегопада. В этом случае может использоваться не только чистая соль, но и пескосоляная смесь. Ведь снег под действием реагента начнет таять, и проезжая часть станет мокрой и скользкой. Эта проблема решается за счет песка, который увеличивает сцепление шин с дорогой.
Устранение снежного наката и гололеда
Бывают случаи, когда профилактика не была проведена вовремя или оказалась неуспешной. Тогда коммунальным службам приходится бороться с уже образовавшейся наледью в виде снежного наката и гололеда.
Здесь выделяются четыре способа:
- Механическая уборка – срезание или скол льда грейдером или вручную
- Химический – использование соляных реагентов
- Фрикционный – обработка снежного или ледяного покрытия песком, отсевом, шлаком и другими абразивными материалами
- Комбинированный – использование смеси соли с абразивами
Нужно сказать, что к механической уборке в масштабах города прибегают редко. Во-первых, такой способ подходит только для уборки толстого слоя льда – иначе вместе с ним пострадает и дорожное покрытие. Во-вторых, это очень трудозатратное предприятие.
Впрочем, скол льда практикуется при уборке особо запущенных участков улицы, а также дворов и небольших территорий около частных заведений. В этих случаях может быть проще и дешевле пару раз в месяц нанять дворника с ломом, чем закупать реагенты и искать место для их хранения.
И все же самым распространенным методом остается использование соляных реагентов и пескосоляных смесей. С их помощью можно в кратчайшие сроки превратить корку льда в талую массу, которую затем легко убрать с помощью щетки или метлы.
Однако у реагентов есть и минусы. Главный из них – это негативное влияние на окружающую среду. В связи с этим использование некоторых солей (в первую очередь технической – хлорида натрия) в чистом виде во многих городах просто запрещено.
Фрикционный метод в чистом виде тоже применяется не так часто. В первую очередь это касается мест рядом с зелеными насаждениями.
К ним относятся:
- Тротуары рядом с газонами
- Парки и скверы
- Дороги в сельской местности и в районах сельхозугодий
Дело в том, что химические реагенты могут попадать в почву и засаливать ее. А на такой земле потом ничего не вырастишь.
Если вам интересно больше узнать о том, какие материалы могут использоваться в борьбе с наледью, рекомендуем прочитать нашу статью Противогололедные реагенты.
Зимняя уборка города – это очень важное мероприятие. Большое значение здесь играет то, как хорошо коммунальные службы подготовились к новой зиме за лето. Однако и сама уборка – процесс достаточно ресурсозатратный. Она подразумевает целый комплекс работ: механизированную и ручную чистку дорог и улиц от снега, вывоз снега, профилактику гололеда, а также устранение образовавшейся наледи. В Екатеринбурге в этом процессе ежегодно принимают участие сотни рабочих и единиц техники. А денежные затраты исчисляются сотнями миллионов рублей.