Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Асфальт для дорожек и тротуаров

Основная сфера применения асфальтобетона – это строительство и ремонт дорожных покрытий. Тем не менее, он востребован и в работах по благоустройству территорий.

Так, асфальтобетон может использоваться для покрытия:

  • Тротуаров
  • Пешеходных дорожек
  • Садовых дорожек
  • Велосипедных дорожек
  • Беговых дорожек

Последний вариант мы подробнее рассмотрели в статье Асфальт для детских и спортивных площадок. Здесь же мы поговорим о том, какие материалы лучше подойдут для асфальтирования разных видов дорожек и на какие нюансы нужно обратить внимание при проведении таких работ.

Асфальтированный пешеходный тротуар в городе
Асфальтированный пешеходный тротуар примыкает к дорожке из бетона
Заезд к частному дому, покрытый асфальтом

Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара

На рынке строительных материалов представлено большое разнообразие асфальтобетонных смесей (АБС). Они отличаются составами, соотношением компонентов и размерами минерального наполнителя: щебня, гравия, песка и отсева. У каждой из них есть своя сфера применения.

Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать подходящий вид материала под конкретную задачу:

Вид работ Горячий крупнозернистый асфальт Горячий мелкозернистый асфальт Горячий песчаный асфальт Холодный мелкозернистый или песчаный асфальт Срезка асфальта
Тротуар, пешеходная дорожка в городе + +++ +
Длинная садовая дорожка + + + +++
Небольшая садовая дорожка + + +++ +

Как читать таблицу:

  • «+++» – это оптимальный вариант для данного вида работ
  • «+» – материал можно использовать, но есть более выгодные варианты по соотношению цены и качества
  • «–» – этот асфальт либо не подходит для такой задачи по своим техническим характеристикам, либо брать его невыгодно

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара – таблица

Конечно, никто не запрещает вам использовать какой угодно асфальт для благоустройства – особенно если речь идет о частной территории. Но если вы закажете неподходящий материал, то рискуете выкинуть деньги на ветер.

Для наглядности давайте разберем эти рекомендации на конкретных примерах:

  • Тротуары и пешеходные зоны в городе занимают большие площади. К тому же движение по ним довольно интенсивное, особенно на центральных улицах. Здесь требуются крупные партии материала, и при этом – достаточно качественного. Срезка асфальта (асфальтовая крошка) стоит дешево, но поскольку это вторичный продукт, то она никак не сертифицируется. А холодный асфальт продается мешками, и закупать его в больших объемах невыгодно. Поэтому для таких целей берут универсальные горячие смеси.
  • А вот дорожки в частном дворе небольшие, на них не нужно так много материала. Самым выгодным вариантом здесь будет асфальтовая крошка. Но в продаже ее можно найти только в сезон дорожно-ремонтных работ. В ее отсутствие можно воспользоваться холодным асфальтом. Его легко укладывать и трамбовать вручную. А значит, вам не придется тратить деньги на наем рабочих.
  • Крупнозернистый асфальт содержит зерна щебня до 40 мм в диаметре. Такую смесь сложно укладывать вручную. А для ее укатки нужна тяжелая дорожная техника. Поэтому в работах по благоустройству этот вид асфальта практически не используется.

Есть еще одна интересная разновидность материала – это литой асфальт. В отличие от горячих и холодных смесей, он представляет собой пластичную массу, которая буквально растекается по подготовленному участку. А еще она уплотняется под собственным весом, не требуя привлечения специальной техники. На первый взгляд, это идеальный вариант для пешеходных дорожек. Но в реальности он практически не используется. Почему? В следующем разделе мы подробнее рассмотрим нормативные требования к асфальту для благоустройства и ответим на этот вопрос.

Тип и марка асфальта для тротуаров

Существующие ГОСТы на асфальтобетон и АБС распространяются в первую очередь на материал для дорожного строительства. Отдельных стандартов на смеси для благоустройства нет. Это объясняется тем, что нагрузка на тротуары в городе незначительная. Сравните сами: средний вес человека – 70 кг, а легкового автомобиля – 1000-1500 кг.

Поэтому выбор асфальта для пешеходных зон продиктован не столько техническими характеристиками (прочностью, износостокойкостью и другими), сколько соображениями экономической выгоды.

Например, в ТР 127-01 в качестве оптимальных приводятся такие характеристики материала:

  • Зернистость – мелкозернистый или песчаный
  • Тип (содержание щебня) – В (30-40% щебня или гравия) или Д (песчаный)
  • Марка – II, III

Эти рекомендации обусловлены тем, что смеси с низким содержанием щебня более пластичны. Для их уплотнения не нужны тяжелые дорожные катки, которым на тротуаре будет не развернуться.

При этом на участках, по которым не планируется движение автотранспорта, выгоднее использовать песчаные смеси. Как правило, они стоят дешевле. Щебеночный же асфальт кладут в покрытие пешеходных зон шире 2-3 м. По ним будет периодически ездить уборочная техника, поэтому в таких случаях нужна дополнительная прочность.

Также нормативные документы предусматривают возможность использования литого асфальта для покрытия тротуаров. Более того – в ТУ 5718-002-04000633-2006, где устанавливаются требования к литым АБС, выделяется отдельный тип смеси для этих целей.

Она имеет такие характеристики:

  • Тип – IV (песчаный)
  • Максимальный размер зерен – 5 мм
  • Массовая доля битума и минерального порошка – 17-23%

Но, как мы отмечали, на практике из литого асфальта дорожки не делают. Ответ на вопрос «почему» становится понятен, если сравнить нормативные требования к нему и к обычным горячим смесям.

Они приведены в ГОСТ 9128-2013 и ТУ 5718-002-04000633-2006:

Вид асфальта / Показатель Горячий плотный или пористый асфальт типа В Горячий плотный или пористый асфальт типа Д Литой асфальт типа IV
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа, не менее 1,0-1,3 1,0-1,5 0,7
Водонасыщение, % по объему, не более 4,0-10,0 4,0-10,0 7,0

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнение нормативных требований к литому и горячему асфальту

А теперь посудите сами: производство литого асфальта – процесс дорогостоящий. На это уходят большие объемы битума и минерального порошка. А для доставки смеси нужен специальный транспорт, оборудованный герметичным контейнером (кохером) и мешалкой. В итоге стоимость материала подскакивает в 1,5-2 раза по сравнению с обычным горячим асфальтом.

Также из таблицы видно, что по своим характеристикам литые АБС не лучше (а где-то и хуже) обычных. То есть никакого смысла переплачивать нет.

Теперь вы знаете, какой тип и марку асфальта лучше брать для работ по благоустройству территории. В заключительном разделе мы разберем основные тонкости этого процесса. А также поговорим о том, как можно сделать свою дорожку не только функциональной, но и красивой.

Особенности асфальтирования дорожек и тротуаров

Общая схема укладки асфальта достаточно универсальна. Она остается одинаковой для всех случаев его использования. Поэтому мы не будем ее подробно разбирать.

Если вам нужны пошаговые инструкции, советуем ознакомиться с соответствующими статьями на нашем сайте:

Здесь же мы остановимся на основных нюансах, которые нужно учитывать при проведении работ.

Обустройство дорожек и тротуаров имеет такие особенности:

  • Толщина асфальтобетонного слоя
    Если вы обустраиваете дорожку на своем участке или в саду, то укладывать толстый слой материала не нужно – достаточно будет 3-4 см (5-6 см до трамбовки). На центральных городских улицах толщину увеличивают до 6 см – на случай, если по тротуару будет ездить уборочная техника и другой легкий транспорт. А на участках с особо интенсивным движением асфальт кладут в два слоя, по 4-6 см каждый. Такая схема, например, применяется в Москве.
  • Оборудование
    Дорожные асфальтоукладчики на тротуаре не развернутся, поэтому их укладывают при помощи малогабаритной техники – небольших самоходных или ручных катков либо виброплит. Если вы делаете дорожку из холодного асфальта или асфальтовой крошки, то ее можно утрамбовать вручную. Но такой вариант работает только в теплую погоду и занимает больше времени. На крайний случай можно укатать покрытие колесами автомобиля. Но так труднее добиться равномерного уплотнения.
  • Технологические свойства асфальтобетонных смесей
    Этот пункт вытекает из предыдущего. Поскольку тяжелая техника для таких работ не используется, асфальт должен быть пластичным и уплотняемым. Не берите для обустройства дорожек АБС с высоким содержанием щебня (типы А, Б) или крупную (больше 20 мм в диаметре) асфальтовую крошку. С ними будет очень сложно работать.

Еще один момент, который здесь актуален – это внешний вид дорожек. Ведь владельцам частных домов обычно хочется, чтобы их участок выглядел опрятно и радовал глаз. Но асфальт на городских улицах часто кажется серым, тусклым и унылым. Можно ли сделать так, чтобы он «заиграл»? Давайте остановимся на этом подробнее.

Создание декоративных дорожек из асфальта

Сам по себе асфальт не отличается эстетичным внешним видом. Покрытия из горячих и холодных смесей после укладки могут похвастаться насыщенным черным цветом, но со временем они истираются и блекнут. А дешевая срезка изначально имеет невзрачно-серый оттенок.

К счастью, есть разные способы придать асфальтовой дорожке оригинальности:

  • Бордюрный камень
    Обустройство бордюра – это обязательный элемент строительства дорожки, если она возвышается над уровнем земли. Он защищает края асфальта от раскрашивания и осыпания. Кроме того, поребрик выполняет и декоративную функцию. Можно использовать как традиционный камень белого или светло-серого цвета, так и различные цветные разновидности.
  • Зонирование тротуарной плиткой
    Вы можете создать комбинированную дорожку, сочетая участки из асфальта и облицовочных материалов. Так вы убьете двух зайцев. С одной стороны, декоративная плитка «оживит» участок, придаст ему разнообразия. С другой стороны, такая конструкция обойдется дешевле, чем если бы вы полностью замостили территорию. Только имейте в виду, что класть плитку на уже существующий асфальт не рекомендуется.
  • Укладка покрытия из резиновой крошки
    Асфальтобетон – это хорошее и надежное основание под всевозможные резиновые материалы: плиточные, рулонные и бесшовные (их еще называют «мягким асфальтом»). Они выпускаются разных цветов, а также выполняют роль амортизирующего покрытия на участках, где играют дети. Главное условие – асфальтобетон должен иметь небольшой уклон, чтобы на нем не застаивалась вода.
  • Нанесение битумной эмульсии или мастики
    Так можно «освежить» старое покрытие, вернув ему насыщенный цвет свежеуложенного асфальта. Кроме того, битумные составы закупоривают мелкие трещины и поры на поверхности дорожки и защищают ее от разрушения водой, льдом и противогололедными реагентами. Благодаря этому асфальт служит дольше.
  • Нанесение резиновой или полимерной краски
    С ее помощью можно быстро покрасить покрытие в любой цвет радуги. Правда, смотрится это не очень естественно и часто выбивается из дизайна участка. Кроме того, даже самые качественные краски со временем тускнеют и стираются, не говоря уже о более дешевых составах.
  • Цветной асфальт
    Ради полноты картины мы упомянем этот вариант, но на практике к нему почти не прибегают. Дело в том, что для производства такого материала нужен специальный обесцвеченный битум или синтетическое вяжущее. Добавьте к этому стоимость пигментов, и станет понятно, что цветной асфальт – удовольствие совсем не из дешевых. Если вам очень хочется сделать дорожку определенного цвета, который не потускнеет со временем, то дешевле будет заказать декоративную плитку.

Подведем итог.

Асфальт пользуется популярностью не только в области дорожного строительства, но и при благоустройстве и оформлении территорий – как городских, так и частных. Из него делают покрытия тротуаров, пешеходных, садовых, велосипедных и беговых дорожек. В городах для этого используется горячий материал на основе песка или мелкого щебня. Но для частного дома самой выгодной будет срезка асфальта. Если объем работ небольшой, можно использовать холодные смеси. Они не требуют нагрева и легко укладываются вручную.

Один из минусов материала – это его скромные декоративные свойства. Чтобы привнести разнообразия в оформление участка, асфальтовую дорожку можно украсить бордюром или плиткой, покрыть специальной краской или уложить на нее мягкое резиновое покрытие.