Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Асфальт для благоустройства территории

Асфальтобетон может использоваться не только для укладки дорог, но и для менее ответственных задач – например, при благоустройстве территории частного или многоквартирного дома, торгового центра, парка или сада.

Из него можно сделать покрытие:

  • Парковки
  • Тротуара или пешеходной дорожки
  • Садовой дорожки
  • Двора
  • Детской или спортивной площадки

В таких работах асфальт пользуется большой популярностью. Его выбирают из-за быстрой укладки, удобства в эксплуатации, относительной дешевизны (по сравнению с плиткой) и долговечности.

Благоустройство территории асфальтом
Небольшая асфальтированная парковка
Тротуар и подъезд к дому из асфальта

Как выбрать асфальт для благоустройства территории

На рынке представлено множество видов этого материала. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Человеку без специального образования и опыта укладки асфальта будет сложно во всем этом разобраться.

Чтобы облегчить эту задачу, мы подготовили конкретные рекомендации для каждого вида работ:

Тип участка Вид материала Зернистость Тип
Парковка на несколько машин Горячий или теплый плотный асфальт Мелкозернистый А, Б, В
Частная парковка Горячий или теплый плотный асфальт, срезка асфальта Мелкозернистый А, Б, В
Тротуар, пешеходная дорожка Горячий или холодный асфальт, срезка асфальта Песчаный Г (Гх), Д (Дх)
Садовая дорожка Горячий или холодный асфальт, срезка асфальта Песчаный Г (Гх), Д (Дх)
Двор Горячий или теплый плотный асфальт Мелкозернистый или песчаный А, Б, В, Г, Д
Детская или спортивная площадка Горячий пористый или высокопористый асфальт Песчаный Г (Гх), Д (Дх)

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица с рекомендациями по выбору асфальта для каждого вида работ

Отметим, что в этой таблице отражены не все возможные варианты, а только оптимальные по соотношению цены и качества.

Например, двор дома технически можно покрыть холодным асфальтом – но это будет невыгодно. Во-первых, у такого материала низкие показатели и он скоро потребует ремонта. Во-вторых, холодный асфальт обычно продается в мешках по 25-50 кг. Этого объема хватит только на маленький участок. Для асфальтирования больших территорий проще и выгоднее заказывать материал самосвалами.

В следующем разделе мы подробнее рассмотрим все виды асфальта, упомянутые в таблице, и расскажем об особенностях каждого.

Виды асфальта для благоустройства

Асфальтобетон можно делить на типы по разным основаниям. И у каждой такой классификации есть свой практический смысл.

В контексте благоустройства важны такие деления:

  • По способу укладки
  • По зернистости
  • По пористости
  • По типам и маркам
  • По внешнему виду

Давайте остановимся на каждом из них отдельно.

По способу укладки

Общая схема обустройства покрытия из асфальта многим известна: уложить готовую асфальтобетонную смесь (АБС), укатать или утрамбовать, немного подождать, пока она наберет прочность – и можно пользоваться. Но тут есть свои нюансы.

Вы можете столкнуться с 4 видами асфальта по способу укладки:

  • Горячий асфальт
    Это смесь щебня и песка с вязким нефтяным битумом, разогретая до высокой температуры – от 100°С до 160°С. Такой материал имеет самые высокие показатели качества и поэтому может использоваться в любых работах. Но укладывать его нужно быстро и качественно, и только в ясную теплую погоду. Остывший асфальт нельзя качественно уплотнить – значит, добиться хорошей прочности и долговечности не получится.
  • Теплый асфальт
    Это тот же горячий материал, только с добавками пластификаторов. За счет них снижается температура смеси – примерно до 80-140°С. С теплым асфальтом удобнее и безопаснее работать вручную. В случае необходимости его можно укладывать при минусовой температуре (до -10°С). Но стоит учесть, что такая разновидность может стоить дороже из-за наличия дополнительных компонентов. Да и производят ее не везде.
  • Холодный асфальт
    Такой материал производится не на вязком, а на жидком битуме – то есть разведенном керосином, бензином или другим органическим растворителем. Он не требует нагрева перед укладкой, может укладываться при отрицательных температурах (до -5-10°С) и храниться в мешках по 6-12 месяцев, не теряя своих свойств. Но по качеству холодный асфальт значительно уступает горячим и теплым смесям. В дорожном строительстве он используется только для срочного ремонта ям. Хотя для работ по благоустройству, где нет высоких нагрузок на покрытие, он более-менее пригоден.
  • Срезка асфальта (асфальтовая крошка)
    Так называют старые покрытия, снятые с дорог и измельченные до мелких зерен. Такую крошку можно использовать для отсыпки участка или (предварительно разогрев или смочив битумом) обустроить из нее полноценное покрытие, как из обычной асфальтобетонной смеси. По качеству она будет уступать обычному асфальту, но для частной территории вполне сгодится.

В дорожном строительстве используется еще один вид материала – литая АБС. Это пластичная и текучая масса, которая легко распределяется по участку и не требует уплотнения. Такой материал отличается превосходными характеристиками, но имеет ограниченную сферу применения из-за своей высокой стоимости. Брать его для благоустройства территории не имеет смысла.

По зернистости

Под этим понимают максимальный размер частиц наполнителя, который входит в состав асфальтобетонной смеси. От него зависят особенности укладки материала и свойства покрытия.

Здесь выделяется 3 вида асфальта:

  • Крупнозернистый – с частицами до 4 см в диаметре
  • Мелкозернистый – с частицами до 2 см в диаметре
  • Песчаный – с частицами до 0,5 см в диаметре

Смеси с крупным щебнем отличаются высокой прочностью, но очень сложно укатываются. Для этого приходится привлекать тяжелую технику. Сфера их применения ограничивается дорожным строительством.

В бытовом строительстве и благоустройстве территорий востребованы мелкозернистая и песчаная разновидности. Но асфальт на основе песка получается непрочный и годится только для укладки пешеходных и садовых дорожек, тротуаров и площадок. А материал с мелким щебнем в составе можно брать для покрытий парковок и дворов, по которым будут ездить машины.

По пористости

Асфальтобетон – это не абсолютный монолит. В нем всегда обнаруживаются воздушные пустоты – поры. От их объема зависят многие важные свойства материала.

По этому признаку горячие асфальты делят на 4 вида:

  • Высокопористые – 10-18% воздушных пустот
  • Пористые – 5-10% воздушных пустот
  • Плотные – 2,5-5% воздушных пустот
  • Высокоплотные – 1-2,5% воздушных пустот

Холодный асфальт на виды по пористости не классифицируется. В соответствии с ГОСТом в нем должно быть не меньше 6%, но не больше 10% воздушных пустот.

У пористых асфальтов есть одно преимущество: они могут пропускать через себя воду, благодаря чему на таких покрытиях образуется меньше луж. Но при этом они имеют низкую прочность, быстрее изнашиваются и разрушаются. Поэтому для верхних покрытий лучше брать материал с минимальным содержанием воздушных пустот.

По типам и маркам

Эти две классификации вызывают больше всего недопонимания у людей, которые впервые заказывают асфальт. Но на самом деле все довольно просто.

Тип асфальта показывает, какую долю в его составе составляет крупный наполнитель:

  • Тип А – 50-60% щебня
  • Тип Б (Бх) – 40-50% щебня или гравия
  • Тип В (Вх) – 30-40% щебня или гравия
  • Тип Г (Гх) – песчаный (с отсевом дробления)
  • Тип Д (Дх) – песчаный (с природным песком)

Щебеночный асфальт обязательно брать в том случае, если по вашему покрытию будет ездить транспорт. Чем выше транспортная нагрузка, тем больше должно быть содержание щебня.

Песчаная разновидность – удобный вариант для дорожек и площадок. Материал на основе отсева считается более качественным, потому что имеет более высокую прочность.

Марка асфальта указывает на его качество.

Всего их существует три:

  • Марка I
    Смеси с самыми высокими характеристиками, которые могут применяться в любых работах.
  • Марка II
    Асфальт среднего качества, пригодный для работ по благоустройству территории.
  • Марка III
    К этой группе относятся в основном песчаные асфальты (тип Г и Д) с невысокими характеристиками. Их можно использовать для оформления дорожек и площадок, но на долгий срок службы таких покрытий рассчитывать не стоит.

Выбор марки во многом зависит от погодных условий вашего региона. Если у вас бывают очень холодные зимы, резкие перепады температуры, затяжные дожди и прочие «радости» сурового климата, то лучше брать материал высокого качества.

А в условиях мягкого климата можно сэкономить и взять асфальт марки II или даже III, если он не будет подвергаться высоким механическим нагрузкам.

По внешнему виду

В дорожных работах не имеет значения, насколько эстетично выглядит покрытие. Но владельцам частных домов обычно хочется, чтобы их участок был не только функциональным, но и приятным на вид.

По этому признаку асфальтовые покрытия можно разделить на несколько видов:

  • Обычные
    Это все виды асфальта без декоративных добавок и специальной обработки. Сразу после укладки они имеют насыщенный черный цвет, но со временем блекнут и становятся серыми.
  • Цветные
    Покрасить асфальтобетонную смесь сложно, поскольку в ее состав входит черный битум и щебень, который тоже часто бывает темного цвета. Для производства цветного материала используются бесцветные полимерные вяжущие или обесцвеченный битум, а также светлые наполнители (мрамор, известняк, кварц и другие). Так можно получить асфальт практически любого оттенка, который не поблекнет со временем. Но и стоить он будет намного дороже.
  • Штампованные
    На горячий или специально разогретый асфальт можно нанести рельефный узор. Для этого используются штампы, которые вдавливаются в его поверхность. Штампованное покрытие с виду напоминает плитку и выглядит весьма оригинально.

Конечно, придание асфальту декоративных свойств будет стоить денег. Но если вы хотите разнообразить свою территорию, к этим вариантам стоит присмотреться.

Еще один вариант, который поможет вам оригинально украсить свой участок и добавить уникальности асфальтовому покрытию – использовать асфальтобетон вместе с другими покрытиями и комбинировать их разными способами. Это достаточно простой способ задекорировать свой участок без лишних денежных затрат. Ведь для этих целей можно взять остатки материалов, которые остались у вас или ваших знакомых в закромах после каких-либо прошлых работ.

Дорожка в Европе из асфальта и красного кирпича

Если вы хотите облагородить старое покрытие, это можно сделать путем поверхностной обработки.

Для этого используют:

  • Битумную эмульсию или мастику
    Она возвращает дорожке или площадке насыщенный цвет свежеуложенного асфальта.
  • Полимерную или резиновую краску
    Они имеют широкий спектр оттенков, позволяя раскрасить покрытие во все цвета радуги.

Если вам интересно узнать, какие еще бывают классификации асфальтобетона, ознакомьтесь с нашей статьей Виды асфальта.

Теперь вы имеете представление о разных видах материала и сможете выбрать тот, который лучше подойдет для вашей задачи. А в заключительном разделе мы разберем основные характеристики асфальта, которые особенно актуальны в работах по благоустройству.

Свойства асфальта для благоустройства территории

Асфальтобетон – это сложный строительный материал. Его качество зависит от целого ряда показателей. Но не все они одинаково важны при оформлении участка.

В работах по благоустройству актуальны такие характеристики:

  • Водонасыщение и водостойкость
  • Предел прочности при сжатии
  • Сдвигоустойчивость
  • Радиоактивность
  • Травмоопасность
  • Химическая стойкость

Ниже мы подробнее разберем каждое свойство: в чем его смысл и как оно нормируется ГОСТом.

Водонасыщение и водостойкость асфальта

Выше мы отмечали, что даже самый плотный асфальт имеет некоторое количество воздушных пустот – это называется пористостью. Через них в толщу материала попадает влага. Она, в свою очередь, вызывает ускоренное разрушение покрытия.

Как это происходит? Дело в том, что крохотные молекулы воды со временем просачиваются под битумные пленки, которые обволакивают зерна щебня и песка. Они ослабляют связи между вяжущим и наполнителем. Из-за этого верхний слой асфальта становится слабым и быстро изнашивается.

Если в покрытии появляются трещины, то этот процесс протекает еще быстрее.

Поэтому при выборе материала нужно учитывать два показателя:

  • Водонасыщение
    Максимальное количество воды (по объему), которое может вобрать в себя асфальт.
  • Водостойкость (только для горячих смесей)
    Способность асфальта сохранять свою прочность в водонасыщенном состоянии.

Между собой они связаны обратной зависимостью: чем выше водонасыщение, тем ниже водостойкость.

Подробнее об этих свойствах и методах их измерения вы можете прочитать в наших статьях Водонасыщение асфальта и Водостойкость асфальта.

Предел прочности при сжатии асфальта

Эта характеристика не первостепенна для пешеходных дорожек и площадок. Ведь любой асфальт – даже не очень качественный – вес человека выдерживает без труда. Зато она актуальна для покрытий, которые предназначены для передвижения легкового и грузового транспорта: дворов и парковок.

Способность асфальтобетона выдерживать нагрузки характеризуется пределом прочности при сжатии.

Он определяется в разных условиях:

  • Для горячего асфальта – при 50°С и 20°С
  • Для холодного асфальта – при 20°С, в сухом и водонасыщенном состоянии

Это обусловлено тем, что битум в составе асфальта размягчается при высоких температурах, становится более пластичным и податливым. Из-за этого прочность покрытия снижается.

Кстати, предел нагрузки на сжатие – это самый известный, но не единственный показатель прочности асфальтобетона. Узнать о других вы можете в нашей статье Прочность асфальта.

Сдвигоустойчивость асфальта

От людей, самостоятельно асфальтирующих свои участки, часто можно услышать жалобы на «мягкость» асфальта: говорят, что он продавливается колесами автомобиля, покрывается наплывами и колеями. И действительно, при высоких температурах и под большими нагрузками асфальт склонен деформироваться. Этим он отличается, например, от бетона.

Необратимые деформации материала называют пластическими, а свойство покрытия сопротивляться их появлению – сдвигоустойчивостью.

Для ее определения используются два показателя:

  • Коэффициент внутреннего трения
  • Сцепление при сдвиге

У материалов марки III они очень низкие. Такой асфальт не рекомендуется брать для обустройства парковок и дворов, по которым будут ездить машины.

Подробнее об этом свойстве вы можете узнать в статье Сдвигоустойчивость асфальта.

Травмоопасность асфальта

Эта характеристика не относится к стандартным свойствам асфальтобетона. Но ее важно учитывать при обустройстве детских и спортивных площадок.

Асфальт имеет шероховатую поверхность за счет наличия в нем крупных зерен щебня. Это хорошо для дороги, где необходимо надежное сцепление шин с покрытием. Но на детской или спортивной площадке это серьезный минус. Ведь если упасть на такое покрытие, то можно серьезно травмироваться.

Для детских и спортивных площадок мы советуем брать асфальт на основе природного песка – из него получаются самые гладкие покрытия. Если в вашем регионе не добывают качественный песок, в качестве альтернативы можно рассмотреть материал типа Г – на основе отсева щебня.

Подробнее об этой характеристике асфальта и ее применении в дорожном строительстве вы можете прочитать в статье Шероховатость асфальта.

Химическая стойкость асфальта

Одна из главных проблем российской зимы – это гололед. И самым действенным способом борьбы с ней остаются противогололедные реагенты: от всем привычной поваренной соли до инновационных составов. Но если о влиянии химикатов на экологию, шины и обувь людей говорят много и часто, то о том, как они сказываются на состоянии асфальта, мало кто задумывается.

Соли, растворенные в воде, проникают в поры асфальта и вступают в реакцию с битумом, вызывая его преждевременное старение. Причем, как показывают некоторые исследования, от этого не спасает даже использование современных «экологичных» антигололедных смесей.

Если вы хотите, чтобы ваше покрытие прослужило дольше в условиях обработки реагентами, то стоит отдать предпочтение смесям с хорошей коррозионной стойкостью. Это в первую очередь плотные и высокоплотные асфальты с минимальным водонасыщением.

Если же вы заказали материал, который не блещет качеством, то его можно дополнительно защитить. Для этого используются пропитки на основе битумных эмульсий, которые наносятся сверху на очищенное покрытие.

Подробнее о химической стойкости вы можете прочитать в нашей статье Химические свойства асфальта.

Радиоактивность асфальта

Свой радиационный фон есть у всех объектов, которые окружают нас в повседневной жизни – это нормальное явление. Но у строительных материалов, которые добываются из горных пород, он может быть повышен. Чтобы не допустить случайного облучения, для них замеряется радиоактивность.

Ее значения не должны превышать пределов, установленных в ГОСТ 30108-94

  • Не более 370 Бк/кг – для применения в жилых помещениях
  • Не более 740 Бк/кг – для строительства дорог и промышленных зданий
  • Не более 1500 Бк/кг – для строительства дорог вне населенных пунктов
  • Свыше 1500 Бк/кг до 4000 Бк/кг – применение только по согласованию с властями

Если в вашем регионе нормальная радиационная обстановка, сырье для асфальта добывается в «чистых» месторождениях, а сам материал сертифицирован, то причин переживать по этому поводу у вас не будет.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Радиоактивность асфальта.

Подведем итог.

Асфальт (асфальтобетон) востребован в работах по благоустройству городских и частных территорий. Из него делают покрытия парковок, тротуаров и дорожек, детских и спортивных площадок. Требования к нему в этих случаях предъявляются менее жесткие, чем в дорожном строительстве.

Наиболее важными характеристиками асфальта для благоустройства будут:

  • Водонасыщение
  • Водостойкость
  • Сдвигоустойчивость
  • Травмоопасность (для спортивных площадок)
  • Химическая стойкость (для парковок и тротуаров)
  • Радиоактивность

Опираясь на эти показатели, можно выбрать действительно качественный и надежный материал, который долго не придется ремонтировать.