Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Прочность асфальтобетона (асфальта)

Прочность асфальта – это одна из его важнейших механических характеристик. Она показывает, какую нагрузку может выдержать материал при разного рода воздействиях. Это свойство обязательно учитывается при проектировании дорожного покрытия.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • От чего зависит прочность асфальта
  • Как асфальт набирает прочность
  • Для чего нужно знать прочность асфальта
  • Как определяется прочность асфальта
  • Как нормируется прочность асфальта
  • Как можно улучшить прочность асфальта

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Асфальт вблизи
Укладка горячего асфальта на мосту
Большие трещины на асфальте

От чего зависит прочность асфальта

Асфальтобетон – это сложный материал, в состав которого входят как неорганические компоненты (щебень, песок, минеральный порошок), так и органические (битум). Все они имеют свои физико-механические свойства и определяют качество готового композита.

В первую очередь на прочность дорожного покрытия влияют такие факторы:

Прочность минеральных компонентов
Здесь речь главным образом идет о щебне, хотя и у мелких заполнителей – отсева и песка – тоже есть свои ограничения в этом плане. Но именно крупные зерна формируют тот жесткий каркас асфальта, который принимает на себя нагрузки от движущегося транспорта. Поэтому, например, для покрытия автомагистрали возьмут асфальтобетонную смесь (АБС) на основе щебня из гранита, диорита или других прочных пород. А для тротуара или пешеходной дорожки сгодится и материал на мраморном или известняковом щебне.
Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Щебень для асфальта.

Свойства вяжущего
Для производства прочных асфальтобетонов обычно берут более вязкие битумы – такие, которые дольше сохраняют свою твердость при нагревании. Однако нужно отметить, что такие материалы обычно плохо переносят низкие температуры: они становятся хрупкими и ломкими. Эта проблема обычно решается внесением полимерных добавок.

Внутреннее сцепление смеси
Оно характеризует то, насколько прочные связи существуют между компонентами смеси: битумом и наполнителем, а также частицами наполнителя. Эта адгезия зависит как от физических (форма и окатанность зерен), так и химических свойств материалов. Так, например, битум слабо сцепляется с щебнем и отсевом из кислых пород – гранита и кварца. Поэтому они требуют добавления специальных адгезионных присадок.

Плотность и пористость
Между зернами наполнителя в покрытии остаются воздушные пустоты. В зависимости от их размера и количества асфальты делят на плотные и пористые. Вторые имеют более низкие значения прочности, а также быстрее разрушаются под действием воды, льда и противогололедных реагентов.

Температура
Физико-механические свойства асфальтобетона зависят от его температуры. Это обусловлено тем, что вяжущее в его составе размягчается при нагревании. В сильную жару асфальтовое покрытие становится пластичнее и начинает деформироваться под колесами машин. Поэтому при обустройстве дорог с высокой нагрузкой часто используют материал на модифицированном битуме.

Образец гранитного щебня фракции 5-20 на белом фоне
Образец диоритового щебня фракции 5-20 на белом фоне
Образец известнякового щебня фракции 5-20 на белом фоне

Теперь вы имеете представление о том, из чего складывается такая важная характеристика покрытия как прочность. Но необходимо отметить, что максимальных показателей асфальтобетон достигает только после качественного уплотнения. В продолжении статьи мы поговорим о том, как это происходит.

Как асфальт набирает прочность

Говорят, что по асфальтовому покрытию можно ходить и ездить чуть ли не сразу после укладки. Этим он выгодно отличается от бетона, который затвердевает в течение 28 дней – то есть почти месяц. Правда ли это? Давайте разберемся.

Выделяются три основных вида асфальтобетонных смесей:

  • Горячие
  • Холодные
  • Литые

Каждая разновидность затвердевает и набирает прочность немного по-разному.

Горячий асфальт

Это, пожалуй, самый распространенный вид асфальтобетона. Он используется как в капитальном дорожном строительстве, так и для благоустройства городских и частных территорий.

Горячий асфальт набирает прочность в три этапа:

  1. Уплотнение катками или виброплитами
    Оно начинается сразу после укладки АБС на подготовленный участок. При этом зерна наполнителя подгоняются друг к другу, а воздушные пустоты между ними заполняются асфальтовяжущим веществом – смесью битума и минерального порошка. Покрытие доводится до проектной плотности. Только при таком условии оно будет действительно прочным и долговечным. Подробнее о технологии уплотнения вы можете прочитать в статье Уплотнение асфальта – как и чем уплотнить асфальт.
  2. Остывание и затвердевание смеси
    По мере понижения температуры битум теряет свою пластичность, становится твердым. В толще покрытия происходят сложные физико-химические процессы, которые сопровождают образование его прочной структуры. Они могут занимать от нескольких часов до нескольких дней.
  3. Доуплотнение в ходе эксплуатации
    Нагрузки от автотранспорта сильно отличаются от уплотнения катком. Поэтому в первые недели или даже месяцы после укладки дорожное покрытие продолжает деформироваться под колесами машин. Если оно было уложено по всем правилам, то такой процесс его только закалит и упрочнит. А вот если асфальт плохо укатали, то на этом этапе он начнет расползаться и «плыть».

Как видите, это процесс почти такой же долгий, как затвердевание бетона. Разница в том, что бетон для набора прочности нужно оставить в покое, а асфальтовое покрытие уже через считанные дни можно использовать без ограничений.

В таблице ниже вы найдете ответ на вопрос, в какое время можно начинать ходить и ездить по горячему асфальту:

Сколько времени прошло после укатки Эксплуатационная готовность покрытия
0 часов Можно ходить
8 часов Можно ездить на велосипеде, с большой осторожностью – на легковом транспорте
20 часов Можно ездить на легковом транспорте, но движение тяжелых машин лучше ограничить
1-2 дня Снимаются ограничения на движение транспорта
3 дня Асфальт демонстрирует стабильные физико-механические свойства

Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:

Таблица эксплуатационной готовности асфальтового покрытия в зависимости от прошедшего после укатки времени

Заметим, что эти цифры носят ориентировочный характер. Свойства асфальтобетона сильно зависят от его температуры. Если на улице стоит жара, то покрытию понадобится гораздо больше времени, чтобы затвердеть. В таком случае его лучше не трогать все 3 дня.

Возможно, вам также будет интересна наша статья по теме – Технология укладки горячего асфальта.

Укладка горячего асфальта

Холодный асфальт

В отличие от горячих смесей, эту разновидность не нужно разогревать перед использованием. Она может укладываться при низких температурах (до -5°С) и не требует применения тяжелых катков. Холодный асфальт часто применяется для срочного ямочного ремонта, обустройства пешеходных дорожек и покрытий на придомовом участке.

Все эти свойства обусловлены тем, что такие смеси производятся с использованием жидких вяжущих. Они получаются путем разжижения вязкого битума различными растворителями – керосином, бензином, жидкими нефтепродуктами и так далее.

Холодный асфальт набирает прочность за счет постепенного испарения этих растворителей, которое приводит к затвердеванию битума. Этот процесс достаточно долгий и занимает 20-30 суток. Только через месяц покрытие в полной мере стабилизируется и будет демонстрировать свои физико-механические свойства. А вот ходить и ездить по нему можно сразу же после укладки и трамбовки. Как и в случае с горячим асфальтом, холодный доупрочняется в ходе эксплуатации.

Возможно, вам также будет интересна наша статья по теме – Технология укладки холодного асфальта.

Укладка холодного асфальта у канализационного люка

Литой асфальт

Это особенный вид материала, который характеризуется повышенным содержанием асфальтовяжущего. Если горячий и холодный асфальт – это рассыпчатая щебеночно-песчаная масса, хорошо смазанная битумом, то литой – это пластичная и текучая смесь. Она не требует ни разравнивания, ни уплотнения.

Набор прочности литого асфальта также обусловлен затвердением битума. Разница состоит в том, что у него нет такого жесткого каркаса из щебенки, какой бывает у обычных горячих смесей. Это значит, что в период застывания он более пластичен и легко деформируется. Так что по литому покрытию лучше совсем не ездить в течение 2-3 дней после укладки.

Уложенный литой асфальт

Для чего нужно знать прочность асфальта

Этот показатель имеет самое что ни на есть практическое значение. На его основании подбираются составы АБС для конкретных задач. Например, для прокладки нагруженной автомагистрали нужен прочный асфальт с жестким каркасом и минимальным содержанием пор. А если речь о пешеходной дорожке или площадке у частного дома, то можно сэкономить и взять материал с характеристиками похуже.

Также значение прочности используется для определения других свойств асфальта и АБС:

  • Однородности
  • Водостойкости
  • Морозостойкости
  • Сдвигоустойчивости

Давайте поговорим о них немного подробнее.

Однородность

Это технологическое свойство АБС, которое показывает, насколько равномерно перемешаны компоненты смеси. От него напрямую зависит качество укладки асфальта. Неоднородный материал невозможно качественно уплотнить, в нем образуются слабые участки – места с пониженными значениями прочности и водостойкости. Такое дорожное покрытие быстро покрывается ямами и требует частого ремонта.

Однородность горячих смесей оценивается статистически. Для этого смотрят, насколько сильно расходятся значения прочности у нескольких проб одного и того же материала – то есть высчитывают коэффициент вариации.

Больше узнать об этом свойстве вы можете на странице Однородность асфальта.

Водостойкость

Она характеризует способность асфальтобетона сопротивляться разрушению водой. Агрессивное действие влаги заключается в том, что она проникает под битумные пленки на зернах наполнителя и сдирает их, разрушая структурные связи в покрытии.

Водостойкость высчитывается как отношение прочностей асфальта в двух состояниях: сухом и водонасыщенном.

Больше узнать об этом свойстве вы можете на странице Водостойкость асфальта.

Морозостойкость

Под нею понимают способность асфальтобетона переносить циклы заморозки и оттаивания. Опасность таких температурных колебаний заключается в том, что вода, скопившаяся в порах покрытия, при замерзании расширяется и давит на него изнутри.

Для определения морозостойкости образцы асфальта напитывают влагой, несколько раз замораживают и отогревают, а затем замеряют, насколько уменьшилась его прочность при сжатии.

Больше узнать об этом свойстве вы можете на странице Морозостойкость асфальта.

Сдвигоустойчивость

Данная характеристика показывает, насколько легко асфальт деформируется под колесами машин при высоких температурах – например, в летнюю жару. Чем она выше, тем лучше покрытие сохраняет свою жесткость.

Сдвигоустойчивость описывается двумя показателями: коэффициентом внутреннего трения и сцеплением при сдвиге. Для расчета последнего используется значение предела прочности при сжатии при температуре 50°С.

Больше узнать об этом свойстве вы можете на странице Сдвигоустойчивость асфальта.

В следующем разделе мы подробнее рассмотрим, какие показатели используются для описания прочности асфальтобетона и как они измеряются.

Методы определения прочности асфальта

Асфальтобетон в ходе своей эксплуатации подвергается самому разнообразному воздействию. Ведь машины на дорожном покрытии не только стоят неподвижно, но и ездят, разгоняются, тормозят, круто разворачиваются. Все это – разная по степени и направленности нагрузка. Именно поэтому для асфальта определяются разные виды прочности.

В нормативных документах устанавливаются такие методы испытаний:

  • Предел прочности при сжатии
  • Предел прочности на растяжение при расколе
  • Предел прочности на растяжение при изгибе
  • Усталостная прочность при многократном изгибе

Давайте разберемся, чем они отличаются друг от друга.

Предел прочности при сжатии

Он показывает, какое максимальное давление может выдержать материал при вертикальном сжатии. Например, когда на покрытии стоит или по нему едет тяжелый транспорт.

Это самый распространенный показатель, который нормируется в ГОСТ 9128-2013.

Он обязательно указывается в сертификате качества на асфальт:

  • Для горячих смесей – при температуре 50°С и 20°С
  • Для холодных смесей – при температуре 20°С, в сухом и водонасыщенном состоянии

Это обусловлено тем, что прочность материала, как мы уже отмечали, зависит от его температуры.

Испытание начинается с подготовки цилиндрических образцов – проб свежеприготовленной смеси или вырубок из уложенного покрытия. При этом первые уплотняются в лабораторном прессе, а вторые очищаются от пыли и мусора, промываются и высушиваются.

Перед началом измерений асфальт доводится до нужной температуры в термостате.

Прочность на сжатие определяют так:

  1. Образец нужной температуры ставят вертикально на нижнюю плиту гидравлического пресса. Верхнюю плиту устанавливают так, чтобы между ней и верхним краем образца оставалось еще 1,5-2 мм.
  2. Пробу асфальта начинают нагружать со скоростью движения плиты пресса 3 мм/мин. Фиксируют давление, при котором образец начинает разрушаться.
  3. Предел прочности при сжатии Rсж вычисляют по формуле:
    Формула для вычисления предела прочности при сжатии

Таким же образом определяется прочность асфальта, напитанного влагой. Для этого берутся образцы, прошедшие испытание на водонасыщение. Подробнее об этой процедуре вы можете прочитать в статье Водонасыщение асфальта.

Предел прочности на растяжение при расколе

Это испытание показывает, какая нагрузка требуется для раскалывания образца асфальта по образующей. Показатель замеряется при температуре 0°С и используется для оценки такого свойства материала как трещиностойкость.

Процедура испытания аналогична описанной выше.

Отличаются только два момента:

  • Цилиндрический образец устанавливается на нижнюю плиту пресса не вертикально, а горизонтально
  • Верхняя плита движется быстрее – со скоростью 50 мм/мин

Как и при сжатии, фиксируют максимальную нагрузку, которую может выдержать образец.

Предел прочности на растяжение при расколе Rр вычисляют по формуле:

Формула для вычисления предела прочности на растяжение при расколе

Обычно этот показатель в 6-8 раз меньше предела прочности при сжатии.

Предел прочности на растяжение при изгибе

Эта характеристика показывает, какую нагрузку может выдержать асфальт при изгибании, не ломаясь. В общем ГОСТе на асфальтобетон она пока не нормируется.

Для проведения испытания из проб асфальтобетонной смеси формируют плотные параллелепипеды.

Процедура выглядит следующим образом:

  1. Образец асфальта горизонтально устанавливают на две опоры, которые располагаются у его краев. Сверху на образец посередине кладут металлический стержень диаметром 10 мм.
  2. Опускают верхнюю плиту пресса и начинают нагружать образец со скоростью 3 мм/мин. При этом давление концентрируется в области под стержнем – образец прогибается посередине.
  3. Фиксируют максимальную нагрузку, под которой асфальт начинает разрушаться.
  4. Предел прочности на растяжение при изгибе Rизг вычисляется по формуле:
    Формула для вычисления предела прочности на растяжение при изгибе

В этом же испытании фиксируют и определяют другие показатели:

  • Величину прогиба
  • Предельную относительную деформацию
  • Модуль деформации

Они используются для характеристики деформативных свойств материала. Подробнее о них вы можете прочитать на странице Деформативность асфальта.

Усталостная прочность при многократном изгибе

Описанные выше характеристики показывают, насколько хорошо материал выдерживает статическое давление. Но это не совсем объективные показатели. Ведь в реальности нагрузка на дорожное покрытие – циклическая. Она то возрастает (например, в часы пик), то снижается.

Что происходит с материалом в это время? В его толще появляются крохотные трещины. На первых порах они никак себя не проявляют. Но со временем эти микроповреждения накапливаются, разрастаются и объединяются. В какой-то момент асфальт больше не выдерживает и разрушается.

Такой процесс называют усталостью материала. А способность сопротивляться ему – усталостной прочностью или выносливостью. Процедуру ее определения для асфальтобетона вывели сравнительно недавно.

Суть ее заключается в том, что на образец в форме плиты – уплотненный в лаборатории или вырезанный из покрытия – прикладывают циклическую нагрузку и смотрят, как изменяется его прочность с увеличением числа циклов. Эту зависимость изображают в виде графика.

Если вас интересуют конкретные инструкции к проведению испытания и формулы расчетов, вы можете найти их в ГОСТ Р 58401.11-2019.

Требования к прочности асфальта

Из всех перечисленных выше показателей в ГОСТ 9128-2013 нормируются два: предел прочности при сжатии и предел прочности на растяжение при расколе. Последний используется для характеристики трещиностойкости.

Ниже мы рассмотрим, какие допустимые значения приводятся в документе. Но сначала давайте вспомним две классификации асфальта: по остаточной пористости и качеству.

По пористости материалы делятся на:

  • Высокоплотные (остаточная пористость от 1% до 2,5%)
  • Плотные (от 2,5% до 5%)
  • Пористые (от 5% до 10%)
  • Высокопористые (от 10% до 18%)

Как мы уже отмечали, с увеличением пористости – содержания воздушных пустот – падает прочность дорожного покрытия.

По качеству асфальтобетоны делятся на три марки:

  • Марка I
  • Марка II
  • Марка III

Об этих и других классификациях вы можете подробнее прочитать в статье Виды асфальта.

Минимально допустимые значения прочности варьируются в зависимости от этих двух характеристик. Например, высокоплотный асфальт марки I считается материалом высшего качества. Он используется при прокладке сильнонагруженных трасс и магистралей, покрытий на мостах и путепроводах. Естественно, требования к нему будут жесткие. А вот для пористых асфальтобетонов, которые обычно берут на тротуары, высокая прочность не так принципиальна.

Для горячих асфальтобетонных смесей ГОСТ устанавливает такие нормы:

Показатель Вид Марка
I II III
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее при 50°C Высокоплотные 1,0-1,2
Плотные 0,9-1,6 0,8-1,5 0,8-1,2
Плотные и высокоплотные 0,7 0,5
при 20°C Пористые и высокопористые 2,5 2,2 2,0
при 0°C 9,0-13,0 10,0-13,0 10,0-13,0
Предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°C МПа, не менее Плотные и высокоплотные 3,0-4,0 2,5-3,5 2,0-3,0
МПа, не более 5,5-6,5 6,0-7,0 6,5-7,5

Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:

Требования к прочности для горячих асфальтобетонных смесей

Для холодных смесей показатели приводятся ниже. Это связано с тем, что они в капитальном дорожном строительстве не применяются. Такой асфальт берут либо для срочного ремонта ям, либо для укладки тротуаров и пешеходных дорожек.

Требования к нему такие:

Показатель Марка
I II
Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, МПа, не менее Сухой асфальт 1,5-2,0 1,0-1,5
Водонасыщенный асфальт 1,1-1,8 0,7-1,2
После длительного водонасыщения 0,8-1,5 0,5-0,9

Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:

Требования к прочности для холодных асфальтобетонных смесей

Остальные показатели не нормируются в общем ГОСТе, но могут учитываться в более специфичных рекомендациях и инструкциях.

В заключительном разделе статьи мы поговорим о том, как при производстве асфальтобетонных смесей улучшаются их прочностные свойства.

Способы увеличить прочность асфальта

В начале статьи мы рассмотрели основные факторы, которые влияют на это свойство материала. Именно с ними работают производители и исследователи при проектировании составов АБС.

Можно выделить четыре группы способов:

  • Использование оптимального сырья
  • Увеличение адгезии смеси
  • Увеличение плотности асфальтобетона
  • Использование защитных покрытий

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Использование оптимального сырья

Главный компонент асфальтобетона, который принимает на себя нагрузку от транспорта – это минеральный наполнитель: щебень и песок (отсев). Соответственно, прочность покрытия можно повысить, если взять для АБС материал с более высокими показателями.

ГОСТ 9128-2013 устанавливает такие требования к минеральным компонентам:

Показатель Тип породы Марка асфальта
I II III
Марка по дробимости (для щебня), не менее Магматическая и метаморфическая 800-1200 600-1000 600-800
Осадочная 600-1200 400-1000 400-600
Марка по прочности (для отсева), не менее Любая 600-1000 400-800 400-600

Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:

Требования к минеральным компонентам асфальта

Также повысить прочность при высокой температуре можно путем использования оптимальной марки вяжущего. Она обозначает вязкость битума. Чем выше марка, тем быстрее материал размягчается, становится податливым.

Характеристики битумов разных марок такие:

Показатель  Марка
БНД 200/300 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 40/60
Температура размягчения, °C 35 40 43 47 51
Температура хрупкости, °C -20 -18 -17 -15 -12

Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:

Таблица характеристик разных марок битума

Вы можете заметить, что оба показателя – температуры размягчения и хрупкости – растут по мере уменьшения марки. Это значит, что асфальт на вязком битуме хорошо сохраняет прочность в жару, но легко трескается в мороз. Но ведь в России бывают и холодные зимы, и высокие температуры летом, причем часто – в одних и тех же регионах. И как тогда быть?

Для решения этой проблемы обычный битум модифицируют добавками полимеров – например, искусственного каучука (СБС). Получившееся полимернобитумное вяжущее сохраняет свои качества как при высоких, так и при низких температурах.

Увеличение адгезии смеси

Под этим подразумевается способность вяжущего плотно прилипать к зернам наполнителя. Если сцепление компонентов низкое, то битум оказывается неспособен удержать минеральные частицы в покрытии. Следовательно, асфальт быстро теряет свою прочность.

Увеличить сцепление можно такими способами:

  • Частично или полностью заменить природный песок отсевом
  • Использовать активированный минеральный порошок
  • Добавить адгезионную присадку (ПАВ)

Отметим, что адгезия битума к минеральному наполнителю влияет не только на прочность асфальта. Повысив ее, можно улучшить еще целый ряд показателей.

К ним относятся:

  • Водостойкость
  • Морозостойкость
  • Химическая стойкость
  • Сдвигоустойчивость

Подробнее о них вы можете прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.

Увеличение плотности асфальтобетона

Чем больше пустот в материале, тем ниже его прочность. Кроме того, высокая пористость отрицательно сказывается и на других характеристиках асфальта – в первую очередь, на водо- и морозостойкости.

Получить более плотное покрытие можно такими способами:

  • Спроектировать смесь с высоким содержанием мелких зерен
  • Увеличить содержание асфальтовяжущего – смеси битума с минеральным порошком
  • Использовать более тяжелую технику для укатки АБС

Отметим, что первый вариант далеко не универсален. Мелкий щебень и песок действительно хорошо трамбуются, между ними образуется минимум пустот. Но они не образуют такого жесткого каркаса, как крупная щебенка.

Наилучший результат достигается тогда, когда вышеописанные способы применяются одновременно. Хотя на практике это не всегда реализуемо – все-таки бюджет на дорожное строительство не резиновый.

Использование защитных покрытий

Если готовый асфальтобетон не отличается высокой прочностью – это еще не приговор. Его характеристики можно дополнительно улучшить, пропитав верхний слой специальными составами.

Для этого можно использовать:

  • Битумную эмульсию (с добавлением минерального порошка или без него)
  • Резинобитумный герметик
  • Резиновую краску
  • Полимерную (полиуретановую) краску

Эти пропитки имеют разные составы, но принцип действия у них в целом одинаковый. Они заполняют открытые поры и трещины на поверхности асфальта, герметизируя его.

Так можно защитить асфальтобетон от:

  • Разрушающего действия воды
  • Воздействия ультрафиолетового излучения, которое ускоряет старение битума
  • Выкрашивания мелкого наполнителя
  • Коррозии под действием химических реагентов

Кроме того, у резиновых и полимерных красок есть ряд других плюсов. С их помощью можно придать своей дорожке или площадке желаемый цвет. Кроме того, можно также получить гладкое покрытие, которое можно будет мыть.

Обрабатывать уложенный асфальт целесообразно в таких случаях:

  • При обустройстве пола промышленного или складского помещения: обычный асфальтобетон может не соответствовать санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности для некоторых видов помещений
  • Для создания яркого и безопасного покрытия детской площадки
  • Для продления срока эксплуатации покрытия, в котором уже появились мелкие трещины и зоны выкрашивания
  • Если асфальтобетонное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа по водостойкости и водонасыщению

Подведем итог.

Прочность асфальтобетона показывает, какую нагрузку может выдержать материал без разрушения. Она зависит от свойств минерального наполнителя и битума, внутреннего сцепления АБС, плотности и температуры покрытия. В соответствии с ГОСТами для асфальта определяют пределы прочности при сжатии и растяжении, а также усталостную прочность. Улучшить это свойство можно путем использования качественного сырья, внесения модифицирующих добавок и эффективного уплотнения.