Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Срок службы асфальтового покрытия (асфальта)

И в дорожном, и в бытовом строительстве потребителей асфальта одинаково волнует один вопрос: сколько проживет мое покрытие? Через сколько лет его придется ремонтировать и заменять? Ведь асфальтобетонные смеси стоят не так уж дешево. И берут их именно из расчета на долгий срок службы.

Если посмотреть на ситуацию с отечественными дорогами, которые ремонтируют чуть ли не каждый год, то прогноз как будто бы неутешительный. Значит ли это, что асфальт сам по себе – материал недолговечный? Давайте разбираться.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Почему в России так часто ремонтируют дороги
  • Нормативные сроки службы дорожных покрытий
  • Сколько прослужит асфальт во дворе дома
  • Как можно продлить срок службы асфальта

Остановимся на каждом из них подробнее.

Дорога через деревню

Почему в России так часто ремонтируют дороги

Шутки про российские дороги уже прочно вошли в народный фольклор. Одни ругают дорожников и ставят им в пример дороги в Европе и США, которые спокойно лежат без ремонта по 20, а то и 30 лет. Другие возражают, что наш асфальт ничем не уступает зарубежному, а всему виной – суровый климат. Правда, как это обычно бывает, где-то посередине.

Можно выделить 4 основные причины частого ремонта:

  1. Климатические условия
  2. Рост нагрузок на дорожные покрытия
  3. Устаревшие стандарты дорожного строительства
  4. Нарушения технологии укладки

Давайте поговорим о каждой из них немного подробнее.

Климатические условия

На территории России представлены 4 из 7 существующих климатических поясов: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. То есть разнообразие погодных условий в нашей стране огромно. И в каждом регионе есть свои особенности, которые влияют на эксплуатацию дорог.

Вот какие климатические факторы оказывают разрушающее воздействие на асфальт:

  • Низкие температуры
    При замерзании до -15-20°С битум в составе асфальта становится хрупким и подверженным растрескиванию. Между тем во многих регионах нормальными считаются зимние температуры около -30°С и ниже.
  • Высокие температуры
    При температуре воздуха около 30-40°С битум размягчается, и покрытие легко деформируется и проседает под колесами тяжелого транспорта. Такие цифры в последнее время не редкость даже в зонах более мягкого климата, не говоря уже о южных регионах.
  • Частые циклы заморозки-оттаивания
    Каждый раз, когда напитанный водой асфальт замерзает и отогревается, он немного теряет прочность. А за год такой процесс повторяется десятки раз.
  • Слабые грунты
    В России повсеместно встречаются грунты, которые отличаются низкой несущей способностью: переувлажненные, глинистые, торфяники. Дороги на них дают усадку и деформируются.
  • Морозное пучение земляного полотна
    Эта проблема связана с предыдущей. Грунты низкого качества при замерзании расширяются в объеме и деформируют верхние слои дорожного пирога.
  • Обильные осадки
    Дождевая и талая вода просачиваются в поры асфальта и снижают его структурную прочность. А выпадение снега почти всегда сопровождается использованием реагентов, которые тоже агрессивно действуют на покрытия дорог.

Как видите, климатический фактор при строительстве дорог действительно очень важен. Но ситуация им не ограничивается.

Заплатки на асфальте в сельской местности зимой

Рост нагрузок на дорожные покрытия

С каждым годом в России интенсивность дорожного движения увеличивается на 10-20%. А развитие промышленности приводит к тому, что на дороги выезжает все больше тяжелого грузового транспорта.

Для наглядности, приведем несколько примеров того, как изменилась ситуация в дорожной отрасли за последние 30 лет:

Показатель В 1990-1991 гг. В 2020-х
Количество легкового транспорта Около 17 млн Более 45 млн
Протяженность транспортной сети Около 455 тыс. км Более 1,5 млн км
Средняя интенсивность движения От 200 до 6000 авт./сут. От 1000 до 14 000 авт./сут.
Объемы грузооборота автомобильным транспортом Около 150 млрд т*км Более 270 млрд т*км

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица изменений ситуации в дорожной отрасли за последние 30 лет

Динамика поистине впечатляющая. При этом качество дорожного строительства за эти же 30 лет особо не изменилось. Это значит, что покрытия, которые в СССР могли спокойно служить не одно десятилетие, в современных условиях «убиваются» всего за несколько лет.

Устаревшие стандарты дорожного строительства

До недавнего времени основным документом, который нормировал требования к асфальтобетонным смесям (АБС) и асфальтобетону, был ГОСТ 9128. Первая версия этого стандарта была принята в 1959 году, а последняя – в 2013.

За эти 50 лет ГОСТ капитально не пересматривался. Да, вводились новые требования, упразднялись устаревшие классификации, ужесточались рамки допустимых значений по отдельным показателям. Но сам подход к проектированию составов смесей и их испытанию оставался неизменным.

Среди недостатков этих государственных стандартов можно назвать такие:

  • Требования к характеристикам асфальта не учитывают климатические условия его эксплуатации и уровень транспортной нагрузки
  • Стандартные методы испытания (ГОСТ 12801-98) не отражают нагрузок, которым асфальт подвергается в покрытии
  • Не нормируется ряд важных эксплуатационных показателей (например, износостойкость и глубина колеи)

Для решения этой проблемы в 2019-2020 годах начали принимать новые стандарты, в основу которых легла американская система Superpave («Суперпейв»). В нее входят требования к качеству применяемого сырья и схема проектирования составов АБС под конкретные условия эксплуатации.

Эти стандарты представлены следующими сериями нормативов:

  • ГОСТ Р 58401
  • ГОСТ Р 58402
  • ГОСТ Р 58406
  • ГОСТ Р 58407

Предполагается, что все дорожные службы перейдут на них к 2023 году. А до тех пор при строительстве дорог допускается использовать как новые правила, так и привычный ГОСТ 9128-2013.

Нарушения технологии укладки

Не могло обойтись в этом деле и без человеческого фактора. Действительно, частенько асфальт приходит в негодность просто потому, что дорожники пренебрегают правилами обустройства дорог и тротуаров.

В сезон строительных и ремонтных работ можно наблюдать такие недочеты:

  • Укладка асфальта в холодную погоду, дождь или снег, на мокрое основание
  • Использование дешевых отходов (битый кирпич, строительный мусор) вместо прочного щебня для обустройства основания
  • Долгие простои самосвалов с асфальтобетонной смесью, в ходе которых материал остывает
  • Укладка асфальта прямо на щебень без пропитки его битумной эмульсией
  • Укладка покрытия недостаточной толщины

Решить эту проблему можно только путем жесткого контроля за качеством проводимых работ. Нелишним будет и корректировка бюджетов, выделяемых на строительство и содержание дорог. Ведь именно нехватка средств часто толкает подрядчиков на использование дешевого сырья и привлечение неквалифицированных рабочих.

Мы поговорили о том, как обстоят дела с российскими дорогами на практике. Теперь давайте обратимся к документам и посмотрим, как они оценивают долговечность асфальта.

Укладка горячего асфальта дорожным катком

Нормативные сроки службы дорожных покрытий

Все те причины, которые мы рассмотрели выше, приводят к тому, что покрытия на дорогах ремонтируют каждые 2-3 года, а на улицах с высоким трафиком – еще чаще. Общий же срок их эксплуатации часто не превышает 10 лет.

Но на бумаге ситуация выглядит иначе.

В нормативных документах можно встретить такие понятия:

  • Гарантийный срок
  • Межремонтный срок

Давайте разберемся, в чем между ними разница и какие требования к ним предъявляют.

Гарантийный срок службы асфальта

Это срок, в течение которого подрядчик обязан безвозмездно устранить дефекты, обнаруженные в покрытии. Он отсчитывается с момента сдачи дороги в эксплуатацию после строительства или ремонта.

Гарантийный срок ничего не говорит о реальной долговечности покрытия. По сути, это термин чисто юридический. Подрядчики имеют право устанавливать его по своему усмотрению в контрактах на осуществление работ.

Однако существуют типовые условия контрактов, введенные Приказом Минтранса от 05.02.2019 N37.

В них устанавливаются минимальные гарантийные сроки на дорожные одежды:

Слой дорожной одежды Гарантийный срок, лет
Земляное полотно и основание (при строительстве и реконструкции) 8
Земляное полотно и основание (при ремонте, в том числе капитальном) 6
Нижний слой покрытия 5
Верхний слой покрытия и слой износа До 1000 авт./сут. 8
1000-2500 авт./сут. 7
2500-5000 авт./сут. 6
5000-10 000 авт./сут. 5
10 000-20 000 авт./сут. 4
От 20 000 авт./сут. 2

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица минимальных гарантийных сроков на дорожные одежды

Для защитных слоев и поверхностных обработок устанавливаются такие сроки:

  • При интенсивности движения менее 2500 авт./сут. – 1,5-2 года
  • При интенсивности движения более 2500 авт./сут. – 1 год

Гарантийный срок выполняет очень важную функцию. Он мотивирует подрядчиков ответственно подходить к укладке асфальта. Ведь если новая дорога покроется ямами и трещинами через год после сдачи в эксплуатацию, то нерадивым строителям придется все переделывать за свой счет.

Межремонтные сроки дорог

Это срок с момента сдачи покрытия в эксплуатацию до следующего текущего или капитального ремонта. Он используется для расчета средств, выделяемых из бюджета на капитальный и текущий ремонт дорог.

Их устанавливают:

  • Для дорог федерального значения – Правительство РФ
  • Для дорог регионального или межмуниципального значения – Правительства субъектов (республик, областей, краев и так далее)
  • Для дорог местного значения – администрации муниципальных образований (районов, округов, городов, сел)

Актуальные сроки ремонта дорог федерального значения были приняты Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N658.

В нем приводятся такие цифры:

  • Для дорог I-IV категории
    Капитальный ремонт – 24 года
    Текущий ремонт – 12 лет
  • Для дорог V категории (городские проезды, сельские дороги)
    Капитальный ремонт – 10 лет
    Текущий ремонт – 5 лет

Это постановление пришло на смену более старому, принятому в 2015 году. Что характерно, в предыдущей редакции межремонтные сроки не превышали 10-12 лет для капитального ремонта и 4-6 – для текущего. Предполагается, что увеличение их в два раза должно было повлечь за собой улучшение качества дорог. Но пока что покрытий, реально отвечающих требованиям, в стране совсем немного.

Для дорог регионального, межмуниципального и местного значения цифры варьируются от области к области и от города к городу.

Обычно они не превышают таких значений:

  • Капитальный ремонт – 10-12 лет
  • Текущий ремонт – 4-6 лет

Узнать точные цифры для своего субъекта или населенного пункта вы можете в актуальных нормативах затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог.

Мы рассмотрели основные моменты, связанные с эксплуатацией асфальтобетонных покрытий. Но этот материал применяется не только в дорожном, но и в бытовом строительстве. На какую долговечность можно рассчитывать в этом случае?

Срок службы асфальтового покрытия на придомовой территории

Сразу скажем, что требований к долговечности асфальта во дворах частных и многоквартирных домов нет. Это обусловлено тем, что нагрузки там ни в какое сравнение не идут с дорожными. И любая мало-мальски качественная разновидность материала их спокойно выдерживает.

Примерные сроки службы асфальта будут такими:

  • Для отмостки – 15 лет
  • Для тротуаров, дорожек, площадок – 10-12 лет
  • Для проездов и парковок – 8-10 лет

Эти цифры носят ориентировочный характер. Если асфальт уложен по правилам и в ходе эксплуатации не особо нагружается, то он может спокойно пролежать и 20, и 30 лет. И наоборот – если покрытие выбиралось из расчета на движение пешеходов, а на практике по нему постоянно катаются грузовики, то ни о какой долговечности не может быть и речи.

Асфальтированная придомовая территория

Повлиять на срок «жизни» асфальта вполне реально, если правильно за ним ухаживать.

Как продлить срок службы асфальта

Никому не хочется тратить деньги на обустройство покрытия, которое уже через 2-3 года придется менять. И чтобы такой ситуации не возникло, нужно подойти к асфальтированию своего участка с умом.

Для этого необходимо:

  • Правильно выбрать материал
  • Соблюсти правила укладки
  • Правильно ухаживать за покрытием

Давайте разберем каждый пункт подробнее.

Как выбрать асфальт

Мы не будем говорить о том, как проектируются составы асфальтобетонных смесей для дорожного строительства. Для этого существует множество нормативных и методических документов, где этот процесс расписан до деталей. А вот в сфере бытового применения асфальта такого жесткого нормирования нет. Зато есть большое разнообразие видов и марок материала. И потребителю часто непонятно, на что обращать внимание.

Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать разновидность материала под конкретную задачу:

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Для чего применяется асфальт Какие свойства материала важны Рекомендуемые виды асфальта
Отмостка Водонепроницаемость
Водонасыщение
Водостойкость
Горячий высокоплотный любого типа
Тротуар, дорожка или площадка, по которым не будут ездить машины Водонасыщение
Водостойкость
Морозостойкость
Горячий плотный асфальт
Холодный мелкозернистый или песчаный
Проезд во дворе, подъезд к дому Прочность
Сдвигоустойчивость
Трещиностойкость
Водонасыщение
Водостойкость
Морозостойкость
Горячий высокоплотный или плотный типов А, Б
Холодный мелкозернистый
Стоянка, пол в гараже Прочность
Ползучесть
Горячий высокоплотный или плотный типов А, Б

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Как выбрать вид асфальта в зависимости от своей ситуации

Более подробно об этом мы пишем в статье Как выбрать асфальт.

Как уложить асфальт

Многие характеристики будущего покрытия закладываются на этапах укладки и уплотнения асфальтовой смеси.

Чтобы «выжать» из материала максимум, нужно соблюдать такие правила:

  • Проводить укладку в сухую и теплую (до +5°С) погоду
  • Перед укладкой дополнительно перемешать смесь, чтобы она была однородной
  • Если используется горячий асфальт, его нужно укладывать сразу после доставки – пока материал не остыл
  • Уплотнять горячий асфальт нужно как минимум виброплитой или ручным катком, а еще лучше – полноценным дорожным катком
  • Покрытие из холодного асфальта лучше всего уплотнять виброплитой
  • После укладки по горячему асфальту лучше не ездить 1-2 дня, чтобы дать ему остыть и затвердеть; у холодной разновидности таких ограничений нет

Правильная укладка позволяет получить прочное и долговечное покрытие.

Вы можете найти пошаговые инструкции по использованию разных видов асфальта в наших статьях:

Как ухаживать за асфальтом

Если по вашему покрытию не ездят машины, это еще не значит, что оно совсем не подвергается нагрузкам. Существуют и другие факторы, которые медленно, но верно приводят к разрушению асфальта.

К ним относятся:

  • Солнечное излучение
  • Осадки
  • Перепады температур
  • Воздействие химикатов
  • Старение битума

И в реальности все они действуют одновременно, «сообща».

Продлить жизнь асфальту позволят такие меры:

  • Оперативная заливка трещин
    Через трещины в покрытие затекает вода, забиваются грязь и агрессивные химикаты. Поэтому важно своевременно их закрывать. Для этого можно использовать битум, битумные эмульсии, а также специальные асфальтовые мастики и герметики.
  • Ямочный ремонт
    Заделывать ямы необходимо по той же причине, что и трещины. Для небольших дефектов удобно использовать битумоминеральные смеси и мастики. А крупные ямы заполняют холодным асфальтом.
  • Уборка талого снега
    Главный «враг» асфальта в период межсезонья – это влага, которая то замерзает, то тает в порах покрытия. Поэтому с наступлением оттепели желательно, чтобы снежные сугробы не залеживались на асфальтированном участке.
  • Отказ от использования противогололедных реагентов
    Агрессивные химикаты проникают в асфальт и ускоряют старение битума. Из-за этого покрытие быстро теряет свои качества, становится ломким и со временем растрескивается.
  • Защита асфальта от попадания керосина, бензина, моторного масла
    Они играют роль растворителей для битума и будут разъедать асфальт. Особенно актуально это для покрытий полов в гаражах и хозяйственных постройках.
  • Использование защитных красок и пропиток
    Сверху на покрытие можно нанести слой битумной пропитки, герметика, резиновой или полимерной краски. Они надежно закупоривают поры асфальта, защищают его от воздействия воды и солнечного излучения. Защитные составы имеет смысл использовать при обустройстве отмостки или использовании пористых смесей.

Подведем итог.

Асфальт на российских дорогах обычно не живет больше 8-10 лет. Это обусловлено рядом причин: суровым климатом, увеличением транспортной нагрузки, устаревшими ГОСТами и халатностью дорожных служб. Между тем гарантийные сроки на дорожные покрытия составляют от 2 до 8 лет в зависимости от интенсивности движения. А межремонтные – 12 лет для текущего ремонта и 24 для капитального.

В качестве покрытия двора или придомовой территории асфальт – достаточно долговечный материал. При правильном уходе он может пролежать без замены больше 15 лет. Продлить срок его службы можно, если своевременно заделывать ямы и трещины, убирать снег с покрытия, а также использовать защитные краски и пропитки.