Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Технология ямочного ремонта асфальта

Рано или поздно, вне зависимости от своего качества, все асфальтовые покрытия дорог и тротуаров разрушаются. В них появляются различные дефекты: ямы, выбоины, трещины.

Повреждения асфальта могут быть вызваны рядом факторов:

  • Нарушением технологии укладки покрытия
  • Высокими транспортными нагрузками
  • Разрушительными действиями воды, льда, химикатов
  • Частыми перепадами температуры
  • Старением органического вяжущего – битума

Если вовремя не устранять дефекты, то срок службы асфальта стремительно сокращается. Ведь через трещины и выбоины в толщу материала попадает вода, которая негативно сказывается на его прочности. А при замерзании она расширяется и распирает покрытие изнутри.

В этой статье мы рассмотрим все основные методы локального ремонта, которые используются на дорогах и частных территориях. Также мы подробно разберем технологию заделки ям своими руками. А в заключительных разделах мы поговорим о том, в какие сроки должны устраняться выбоины на дорогах и как отличить качественную заплату от халтуры.

Ремонт асфальтированного тротуара срезкой асфальта
Ремонт проезжей части – подготовка карты
Ремонт асфальтированного тротуара горячим асфальтом

Если вы ищете информацию о том, как предотвратить разрушение покрытие еще в зачатке, то ознакомьтесь со статьей Мастики и герметики для асфальта – чем заделать трещину в асфальте.

Способы ямочного ремонта асфальта

Асфальт имеет очень широкую сферу применения. Им покрывают как автомагистрали с высоким трафиком, так и частные дворы. А значит, и методы ямочного ремонта есть разные: для каждой задачи – свой.

Они выбираются исходя из таких критериев:

  • Погодные условия (температура воздуха, наличие осадков, влажность)
  • Сложность и стоимость ремонтных работ
  • Необходимость привлечения специализированной техники
  • Качество и долговечность заплаты
  • Возможность сразу открыть движение по ремонтируемому участку

Например, для ремонта федеральной трассы необходимо выбирать такие способы ремонта, которые обеспечат максимально надежный результат. Потому что заплата низкого качества просто не выдержит высоких нагрузок и быстро разрушится. А вот на придомовом участке, где нет постоянного потока машин, на первый план выходит денежный фактор.

Ремонтировать ямы можно:

  • Щебнем
  • Срезкой асфальта (асфальтовой крошкой)
  • Методом рециклинга
  • Холодным асфальтом
  • Горячим асфальтом
  • Литым асфальтом
  • Струйно-инъекционным методом

Давайте остановимся на каждом из них немного подробнее.

Ремонт ям щебнем

В этом случае выбоина просто засыпается мелкой щебенкой, которая затем трамбуется. Главное преимущество такого метода – это низкая стоимость работ. Причем иногда щебень могут заменять еще более дешевыми материалами – например, боем кирпича или бетона.

У такого ремонта есть целый ряд недостатков:

  • Зерна щебня не связаны между собой и легко выносятся из ямы колесами автомобилей
  • В яме скапливается вода, которая при замерзании расширяется и давит на окружающее покрытие, разрушая его
  • Щебеночная засыпка имеет неровную поверхность: по ней неудобно ездить и ходить

Этот способ сложно назвать полноценным ремонтом. Он никак не предотвращает дальнейшее разрушение асфальта. Щебень используется только как временная мера. Это, например, если погодные условия не позволяют качественно положить асфальт, а устранить яму надо срочно, чтобы не создавать опасность на дороге.

Ямочный ремонт асфальта щебнем
Яма на асфальте, засыпанная битым кирпичом

Ремонт ям срезкой асфальта (асфальтовой крошкой)

Срезка – это старое дорожное покрытие, снятое в ходе ремонтных работ и раздробленное на мелкие зерна. От обычного щебня она отличается тем, что уже содержит в себе все компоненты асфальтобетона: щебень, песок, битумное вяжущее и минеральный порошок. Но продается при этом материал по цене в 3-4 раза меньше, чем новая смесь с завода.

Метод ремонта похож на описанный выше: крошка засыпается в яму и трамбуется. Разница в том, что за счет наличия битума материал в жаркую погоду плавится и схватывается. Получается настоящая заплата. Но ее качество тоже оставляет желать лучшего. Ведь срезка асфальта – это материал вторичный, который не проходит проверок на качество. Ее часто получают из уже разрушенного асфальта.

Этот способ сгодится для ям на тротуарах, пешеходных и садовых дорожках, проездах и дорогах с низкой нагрузкой. Но на автомагистралях он не применяется совсем, а на обычных городских дорогах – только в качестве временной меры.

Метод рециклинга

В этом случае для заделки ямы тоже используется асфальтовая крошка. Ее получают методом холодного фрезерования – то есть срезанием покрытия без нагрева.

Затем материал загружают в портативную установку – рециклер. Это барабан для перемешивания, оснащенный горелкой. В нем старый асфальт топят и перемешивают до состояния однородной массы. При необходимости к нему добавляют битум, щебень или песок. На выходе получается смесь, по своим свойствам похожая на горячий асфальт.

Себестоимость ремонта получается очень низкой, а сама процедура – безотходной. Ведь для заделки ямы используется само старое покрытие с минимальными добавками нового материала.

Но для проведения таких работ требуется дорогое оборудование: фрезы, рециклеры. Так что этот способ используют только дорожные службы и строительные компании со своим парком техники.

Ремонт ям холодным асфальтом

Холодный асфальт – это готовая асфальтобетонная смесь (АБС), в состав которой входит мелкий щебень или песок и жидкое вяжущее: битумная эмульсия или обычный битум, разжиженный с использованием растворителей (керосина, бензина и других).

Холодный асфальт остается пластичным даже при низких температурах (до -5-10°C). Его можно укладывать поздней осенью и зимой, при высокой влажности и наличии осадков. А движение по отремонтированному участку можно открывать сразу, не дожидаясь полного высыхания и затвердевания заплаты.

Но качественные показатели у холодного асфальта очень скромные. Он имеет низкую прочность и высокое водонасыщение – то есть впитывает в себя много воды. При средней и высокой транспортной нагрузке он служит не больше 1-2 лет.

Зато такой материал хорошо подходит для латания небольших ям на тротуарах, площадках и во дворах, где нагрузки на покрытие небольшие.

Яма на асфальте около канализационного люка
Яма на асфальте около канализационного люка, заделанная холодным асфальтом

Ремонт ям горячим асфальтом

Горячим асфальтом называют смесь щебня или песка с вязким битумом, которую укладывают при температуре не ниже 100°C. Это самый универсальный материал – он применяется как при строительстве, так и при ремонте дорог.

Заплаты из горячих АБС получаются прочными и долговечными. И по своим качественным характеристикам они максимально приближены к покрытию в целом. А значит, на стыках между старым и новым материалом не будут появляться слабые места.

Но при работе с горячим асфальтом нужно соблюдать ряд правил:

  • Ремонт проводится при температуре воздуха не ниже -5°C, в сухую погоду
  • Нельзя класть асфальт на грязное или мокрое основание
  • Нельзя допускать охлаждения смеси до температуры ниже 90-100°C при укладке
  • Нежелательно открывать движение легкового транспорта по участку раньше, чем через 8 часов после окончания ремонта (а для грузового транспорта срок и того больше – 1-2 дня)

Последний пункт обусловлен тем, что разогретый асфальт пластичен и может деформироваться колесами машин.

Ремонт горячим асфальтом востребован на дорогах, поскольку обеспечивает наилучший результат за сравнительно небольшие деньги. Но для частных территорий этот вариант не всегда подходит. Такой материал производят крупными партиями – от 1-2 тонн. Если площадь повреждений небольшая, то такие объемы вам не нужны. А отложить излишки про запас не получится – после охлаждения смесь становится бесполезной.

Ремонт проезжей дороги горячим асфальтом

Ремонт ям литым асфальтом

Горячие и холодные АБС представляют собой сыпучие материалы. Но литой асфальт – это пластичная масса, которая по консистенции больше похожа на мастику. Это обеспечивается высоким содержанием битума и минерального порошка (до 30%) в ее составе.

За счет этого литая смесь легко укладывается и уплотняется под собственным весом, не требуя применения катков. А поскольку она разогревается до очень высоких температур (вплоть до 260°C), укладывать ее можно даже при минусовых температурах (до -10°C). Заплата из этого материала получается абсолютно водонепроницаемой, что тоже большой плюс.

Но из-за высокого расхода битума и минерального порошка литой асфальт стоит дорого. А для его производства и транспортировки нужно специальное оборудование. Поэтому сфера его применения ограничена. Такие смеси используют для ремонта автомагистралей и скоростных дорог, а также покрытий мостов и путепроводов. Но для частных работ их не берут.

Струйно-инъекционный метод

Этот метод активно применяется в США и странах Европы (там он называется spray patching), но в России он еще только набирает популярность.

Для заделки выбоин используются специальные машины – ремонтеры, оснащенные контейнерами и системой подачи материала через рукав. При помощи установки яму продувают воздухом и очищают. Затем ее заливают вяжущей эмульсией и засыпают щебнем, обработанным битумом. Поскольку материал подается под давлением, он сразу трамбуется и образует прочную заплату.

Основные преимущества такого метода – это эффективность и возможность проводить ремонт при температуре до -15°C, то есть почти круглый год. А поскольку вся работа осуществляется одной машиной, то для этого не нужно перекрывать движение по дороге.

Но есть у него и ограничения. Во-первых, таким образом можно латать только неглубокие ямы и выбоины. Во-вторых, он не подходит для дорог с высокими нагрузками: с интенсивностью движения свыше 1000 автомобилей в час или предназначенных для движения тяжелого грузового транспорта. А для ремонта отдельных ям на частной территории его использовать нецелесообразно.

Теперь вы имеете представление обо всех основных методах локального ремонта асфальта.

Описание различных технологий ямочного ремонта

В этом разделе мы подробно рассмотрим те способы ямочного ремонта, с которыми можно справиться самостоятельно.

Это ямочный ремонт:

  • Щебнем
  • Срезкой асфальта
  • Холодным асфальтом

О каждом из них читайте дальше.

Технология ямочного ремонта щебнем

Это самый простой и дешевый способ заделать яму в асфальте. Но, как мы отмечали, недостатки в этом случае перевешивают минусы.

К нему есть смысл прибегать при таких условиях:

  • Яма создает опасную или некомфортную для вождения обстановку
  • На полноценный ремонт нет денег или времени, либо на улице стоит плохая погода (температура ниже -10-15°C или постоянные дожди)
  • У вас уже есть излишки щебня или возможность купить его подешевле

В таком случае засыпка щебнем – это эффективная временная мера. Но имейте в виду, что в будущем ее придется заменить полноценной заплатой.

Вам понадобятся:

  • Мелкий щебень (фракции 5-10, 5-20, 10-20 и другие – с зернами не крупнее 20 мм в диаметре)
  • Ручная трамбовка или виброплита
  • Метла или веник

Процедура засыпки предельно проста:

  1. Выметите из ямы крупный мусор. Очистите ее от снега и льда, если работы проводятся в зимнее время.
  2. Засыпьте щебень в углубление. Если у вас под рукой есть материал разных фракций, то сначала засыпьте слой камней покрупнее, а сверху – более мелкие зерна. Они забьются в пустоты между крупными зернами, за счет чего засыпка будет более плотной и прочной. Такая процедура называется расклинцовкой.
  3. Утрамбуйте щебень виброплитой или вручную. Следите, чтобы слой засыпки был примерно вровень с покрытием дороги. При необходимости подсыпьте щебня или уберите излишки.

Если по дороге или двору регулярно ездит транспорт, то щебень из ямы будет выноситься. Придется периодически сметать острые камни с дороги и досыпать щебенку в яму.

Либо можно дополнительно укрепить заплату таким способом:

  1. Перед засыпкой нанесите на дно и стенки ямы тонкий слой битумной эмульсии
  2. Утрамбованный щебень пролейте эмульсией так, чтобы все камни были по возможности ей покрыты
  3. Щедро посыпьте заплату песком или отсевом и дайте битуму затвердеть (на это уйдет от 2-3 часов до пары суток)

Это имеет смысл делать в том случае, если у вас остались излишки битумной эмульсии после других работ. Если покупать ее целенаправленно, то вся экономическая выгода пропадет. В таком случае дешевле и проще будет сразу заказать холодный асфальт.

Технология ямочного ремонта срезкой асфальта

Этот способ во многом похож на описанный выше. Но он более надежный. Ведь в состав асфальтовой крошки уже входит битум, за счет чего она образует более прочную заплату. Если участок не подвергается постоянным нагрузкам от транспорта, она может прослужить 1-2 года или даже больше.

Однако нужно учитывать ряд нюансов:

  • Если на улице стоит жара, то сваленная в кучу срезка начнет плавиться и слипнется в одну огромную глыбу, которую будет сложно раздробить. Чтобы этого не случилось, укладывайте ее сразу после доставки либо храните в прохладном месте и периодически ворошите.
  • Если вы засыпаете яму при температуре до 15-20°C и потепления в ближайшее время не ожидается, то срезка так и останется рыхлой. Чтобы материал схватился в прочную заплату, его можно нагреть (например, горелкой), пролить растворителем (керосином, бензином, соляркой, отработанным маслом) или битумной эмульсией.
  • Срезка не производится целенаправленно, поэтому вместе с крошкой вам могут привезти крупные куски асфальта. Их можно самостоятельно раздробить с помощью лома. Процесс пойдет легче, если материал предварительно нагреть.

Сама по себе технология ямочного ремонта тут достаточно простая.

Вам понадобятся:

  • Асфальтовая крошка (берите материала примерно в 2 раза больше, чем объем ямы)
  • Ручная трамбовка, виброплита или автомобиль
  • Метла или веник
  • Строительный фен или воздуходувка (опционально)
  • Битумная эмульсия (опционально)

Процедура выглядит таким образом:

  1. Очистите яму от крупного мусора и грязи. Желательно также высушить ее феном или воздуходувкой. Лишняя влага не даст зернам хорошо сцепиться друг с другом.
  2. Чтобы заплата получилась более крепкой и надежной, стенки и дно ямы можно покрыть тонким слоем битумной эмульсии.
  3. Заполните яму срезкой так, чтобы ее слой на 1-2 см возвышался над поверхностью.
  4. Утрамбовать материал можно виброплитой, ручной трамбовкой или колесами автомобиля. Если вы занимаетесь ремонтом в жару или укладываете разогретую крошку, то смочите ее поверхность водой, чтобы битум не налипал на инструмент.
  5. Если материала не хватило для заполнения ямы, то засыпьте еще один слой и так же его утрамбуйте. Ничего страшного, если срезка выступает над уровнем земли примерно на 0,5 см. В будущем она даст дополнительную усадку под колесами транспорта.

Если вы топили срезку на огне или при помощи растворителей, то дайте ей постоять и затвердеть в течение 8-20 часов. Также советуем присыпать заплату средне- или крупнозернистым песком или отсевом фракции 0-5, чтобы она первое время не налипала на обувь и колеса. Если материал укладывался «холодным» способом, то движение можно открывать сразу.

Технология ямочного ремонта холодным асфальтом

Это оптимальный способ, если вы хотите быстро и надежно отремонтировать небольшую яму. Холодный асфальт продается мешками и ведрами по 25-50 кг и может храниться до 12 месяцев без потери своих свойств. Его не нужно разогревать и можно без проблем уложить самостоятельно.

В отличие от срезки и щебня, холодный асфальт используется для полноценного ямочного ремонта на дорогах.

Это значит, что существуют две технологии его применения:

  • Любительский
  • Профессиональный

Давайте рассмотрим оба.

Вариант 1 – любительский (без нарезки карт)

К этому способу обычно прибегают владельцы частных домов и территорий при ремонте ям на тротуарах, дорожках и проездах с небольшой транспортной нагрузкой. Хотя и дорожники могут им воспользоваться, если выбоину нужно срочно залатать. Этот метод очень быстрый и простой: на всю работу уходит не больше 10-20 минут.

Вам понадобятся:

  • Метла или веник
  • Холодный асфальт (по количеству – примерно в 2 раза больше объема ямы)
  • Ручная трамбовка, автомобиль или виброплита
  • Крупный песок или отсев 0-5 (желательно)
  • Битумная эмульсия (опционально)
  • Строительный фен или воздуходувка (опционально)

Процедура выглядит так:

  1. Если ремонт проводится при минусовой температуре, то асфальт предварительно выдерживают в помещении с температурой не ниже 10°C в течение 2 суток, чтобы придать ему нужную пластичность.
  2. Яму очищают от мусора, снега и льда. Просушивать ее не обязательно, но если есть возможность, то лишним это не будет. Для этого используют строительный фен или воздуходувку.
  3. Холодный асфальт засыпают в углубление, разравнивают и уплотняют. Для этого можно использовать как виброплиту, так и ручную трамбовку. Если яма небольшая, смесь можно просто укатать колесами автомобиля. Трамбуют до тех пор, пока инструмент не перестанет оставлять следы на материале. После уплотнения заплата должна выступать над уровнем покрытия на 0,5 см для компенсации будущей усадки.
  4. Чтобы заплата была надежнее, ее стыки с покрытием проливают битумной эмульсией. Но бывает, что этот шаг пропускают.
  5. Отремонтированный участок щедро посыпают песком или отсевом, чтобы битум не налипал на шины и обувь. После этого можно сразу открывать движение.

Такой вариант вполне годится для тротуаров, пешеходных дорожек, дворов и частных парковок, где нет постоянного потока транспорта, или в качестве временной меры на дороге.

Если нужен более надежный и долговечный результат, то прибегают ко второму способу.

Вариант 2 – профессиональный (с нарезкой карт)

Именно этот метод – в идеале – используют дорожные службы, когда занимаются плановыми работами. Он закреплен в типовой технологической карте (ТТК) на ямочный ремонт холодным асфальтом.

Вам понадобятся:

  • Мел и длинная линейка для нанесения разметки
  • Нарезчик швов или болгарка
  • Лом или отбойный молоток
  • Строительный фен или воздуходувка
  • Метла или веник
  • Холодный асфальт
  • Виброплита
  • Горячий битум или битумная эмульсия

Оптимально проводить работы весной или летом, в сухую погоду и при температуре воздуха не ниже 5-10°C.

Технология ремонта состоит из следующих шагов:

  1. Вокруг ямы наносят разметку, в соответствии с которой будут нарезать карты – углубления правильной прямоугольной формы. Ширина разметки должна быть такой, чтобы она захватывала неповрежденное покрытие на 2-4 см. Если на асфальте есть много мелких повреждений и трещин, их объединяют в одну карту размером не больше 2 м2.
  2. Ремонтируемый участок асфальта обрезают по разметке при помощи нарезчика швов или болгарки. Затем материал снимают ломом или отбойным молотком на глубину всего верхнего слоя покрытия.
  3. Дно и стенки карты очищают от крупного мусора, просушивают воздуходувкой или строительным феном. Затем на них наносят тонкий слой битумной эмульсии.
  4. В яму выкладывают холодный асфальт, разравнивают и уплотняют при помощи виброплиты до тех пор, пока инструмент не перестанет оставлять следы на поверхности заплаты. После трамбовки слой материала должен выступать над уровнем дороги на 0,5 см.
  5. Стыки заплаты с покрытием проливают битумом или битумной эмульсией.
  6. Поверхность карты присыпают песком или отсевом.

Открывать движение по дороге можно сразу после завершения ремонта.

Итак, мы рассмотрели основные способы ямочного ремонта, с которыми можно справиться своими силами. Другие варианты подразумевают привлечение специализированной техники или целой команды рабочих. Поэтому использовать их на частных территориях нецелесообразно.

В заключительном разделе мы поговорим о том, как контролируется качество текущего ремонта асфальтовых дорог.

Требования к ямочному ремонту асфальта

Ямы и выбоины – это серьезные дефекты покрытия, которые существенно сокращают срок его эксплуатации. А на дорогах они создают опасную для вождения обстановку. Поэтому нелишним будет знать, какие документы нормируют локальный ремонт асфальта.

Эта информация может вам пригодиться, если вы:

  • Хотите подать жалобу в местный департамент транспорта или благоустройства на некачественное проведение работ
  • Попали в ДТП из-за плохого состояния покрытия и хотите привлечь дорожные службы к ответственности
  • Наняли подрядчиков для выполнения ямочного ремонта и хотите оценить качество их работы
  • Занимаетесь работами самостоятельно и хотите проверить себя

В этом разделе мы рассмотрим такие вопросы:

  • Каковы нормативные сроки ремонта ям на дорогах
  • Как можно оценить качество проведенного ремонта

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Нормативные сроки ямочного ремонта

Плановый текущий ремонт вместо капитального проводят в тех случаях, когда масштаб повреждений не превышает 12-15% от всей площади дороги. Правда, это требование не закреплено в нормативах, а скорее продиктовано здравым смыслом. Если на асфальте уже образовалось много трещин и выбоин, то латать его бесполезно – он продолжит разрушаться.

Работы проводят в таких условиях:

  • Весенний или летний период
  • Температура воздуха не ниже 5°C
  • Отсутствие осадков при укладке асфальта и в течение нескольких дней после

Но это касается только планового ремонта. А бывает и так, что выбоина на дороге появилась осенью или зимой. Оставлять ее до наступления хорошей погоды – нельзя. Ведь она может привести к авариям.

В этом случае в дело вступает ГОСТ Р 50597-2017. В нем даны указания по устранению потенциально опасных дефектов покрытия.

Срочный ямочный ремонт должен осуществляться в такие сроки:

Вид дефекта Категория дороги Группа улиц Срок устранения, не более
Отдельная выбоина, просадка, пролом

— длиной более 15 см

— глубиной более 5 см

— площадью 0,06 м2 или более

IA А

(общегородские улицы непрерывного движения)

1
IБ, IВ Б

(общегородские улицы регулируемого движения)

3
II В

(районные транспортно-пешеходные улицы)

5
III Г

(районные пешеходно-транспортные улицы и поселковые дороги)

7
IV Д

(основные улицы в жилой застройке)

10
V Е

(второстепенные улицы в жилой застройке)

12
Отдельная выбоина, просадка, пролом

— длиной до 15 см

— глубиной до 5 см

— площадью более…

0,1 м2 IA, IБ, IВ А, Б 5
0,5 м2 II В 7
0,8 м2 III Г 10
2,1 м2 IV Д 14
5,2 м2 V Е 20

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сроки осуществления срочного ямочного ремонта

С полной классификацией городских дорог и улиц вы можете ознакомиться в нашей статье Нормативы уборки снега в городе.

Естественно, в условиях срочного ремонта не всегда есть возможность четко соблюдать технологию и предписания ГОСТов.

Возможны такие отступления от правил:

  • Засыпка ямы щебнем, битым кирпичом, асфальтовой крошкой и другими материалами
  • Укладка асфальта без нарезки карт
  • Укладка холодного асфальта на влажную и грязную поверхность

Это все – временные меры. Их цель – быстро устранить выбоину, чтобы по дороге было безопасно ездить. Но с наступлением благоприятных условий такие латки должны быть заменены на полноценные. Как минимум, они должны быть сделаны из холодного асфальта, уложенного по правильной технологии, а лучше – из горячего.

А теперь давайте поговорим о том, как можно отличить правильный и технологичный ремонт от халтуры, даже если у вас нет специального образования.

Как оценить качество ямочного ремонта

Сразу оговоримся, что речь здесь пойдет о плановом текущем ремонте, который проводится при благоприятных условиях. На временные меры вроде засыпки щебнем и боем кирпича эти требования не распространяются.

Состояние дороги после текущего ремонта должно отвечать требованиям следующих документов:

При желании поглубже погрузиться в тему вы можете самостоятельно ознакомиться с этими документами. А здесь мы приведем выжимку основных моментов.

Контроль за качеством ремонта можно проводить на всех этапах:

  1. При подготовке участка
  2. При укладке асфальта
  3. При приеме дороги в эксплуатацию

Давайте поговорим о том, на что следует обращать внимание в каждом из этих случаев.

Требования к качеству ремонта приведены в таблице:

Этап Метод оценки Требования
Подготовительный Визуальный На месте ям и выбоин нарезаны карты. Контуры участков – ровные, пересекаются под прямыми углами. Глубина вырезания – на всю толщину верхнего слоя.
Визуальный Стены и дно карты равномерно покрыты битумной эмульсией (жидкость насыщенного черного цвета)
Основной По прогнозу погоды и показаниям термометра Температура воздуха – не ниже 5°C весной и летом, 10°C осенью. Сухая и ясная погода.
По пирометру Температура горячей смеси – не ниже 100-130°C.

Холодной – не ниже 10-20°C.

Визуальный Асфальт укладывается на чистое и сухое основание.
Визуальный Для уплотнения смеси используется дорожный или ручной каток, виброплита.
Сдача участка в эксплуатацию Визуальный Асфальт уложен ровным слоем, имеет вид монолитного покрытия без трещин, не крошится.
При помощи трамбовки Заплата качественно уплотнена: на ее поверхности не остаются следы при ударе ручной трамбовкой или от колес автомобиля.
Визуальный Стыки заплаты с покрытием обработаны горячим битумом или битумной эмульсией.
По линейке Заплата из горячего асфальта уложена вровень с дорогой. Из холодного – выступает на 0,5 см.
По строительной рейке Поверхность заплаты ровная, без впадин и выступов*.
При езде в автомобиле По покрытию комфортно ездить, машина не подскакивает.

* Четкие требования к ровности дорожных покрытий приведены в ГОСТ Р 50597-2017:

Категория дороги Группа улиц Число просветов под рейкой, %, не более Максимальный просвет под рейкой, мм, не более
IA, IБ А 7 10
IВ, II Б 9 12
III В 12 14
IV Г 14 20
Д 20 25
V Е 25 30

Для вашего удобства, ниже мы разместили эти таблицы в виде картинки:

Требования к качеству ямочного ремонта

Если качество заплаты соответствует всем этим критериям, то можно считать, что ремонт был произведен правильно, а подрядчик выполнил свои обязательства.

Подведем итог.

В ходе эксплуатации асфальта на нем образуются ямы и выбоины. Чтобы покрытие прослужило как можно дольше, такие дефекты нужно своевременно устранять. Для этого могут использоваться разные материалы (срезка асфальта, холодный, горячий или литой асфальт) и способы (например, рециклинг, струйно-инъекционный метод). Кроме того, в качестве временной меры выбоину на дороге могут засыпать щебнем, боем кирпича или бетона и другими подручными материалами.

Ямы и выбоины на автомобильных дорогах по нормативам устраняются в течение 1-20 суток (в зависимости от значимости улицы). Качественная заплата должна быть ровной, качественно уплотненной, иметь обработанные битумной эмульсией швы и не создавать дискомфорта при езде.