Какой бетон нужен для площадки под автомобиль
Площадка под автомобиль на даче из бетона – это надежное основание, которое защитит вашу машину от грязи и прослужит десятки лет. Бетон хорошо переносит высокие нагрузки и суровый климат, он не горит и не подвержен гниению. Этот материал может стать основанием под дальнейшую укладку тротуарной плитки или другого финишного покрытия.
В данной статье мы расскажем, каким бетоном заливать площадку под автомобиль. Вы узнаете, какая марка бетона для этого используется, каков его состав и пропорции компонентов в смеси.
Марка бетона для площадки под автомобиль
В отличие, например, от фундамента, парковка не испытывает постоянных статичных нагрузок. Тем не менее нужно правильно рассчитать прочность бетона, чтобы он смог выдержать вес машины. Масса легкового автомобиля обычно колеблется в пределах от 1 до 2,5 тонн; грузовой транспорт может весить до 10 тонн и более.
Согласно СП 29.13330.2011, такая нагрузка относится к категории умеренных механических воздействий. В этом же документе указано, что для подобных оснований рекомендуется использовать бетон не ниже марки М300 (В22,5). Давайте разберемся, что означают эти цифры.
Марка и класс бетона
Прочность бетона измеряется двумя способами. Первый дает более усредненное значение и говорит о том, какую нагрузку (в кг/см2) может выдержать готовая конструкция. Показатель выражается в так называемых марках – буквой «М» и последующей цифрой. К примеру, бетон М300 сохраняет свою структуру при давлении примерно в 270-320 кг/м2, а затем начинает разрушаться.
Второй способ – более точный. Он разделяет весь бетон на классы по прочности. Каждый класс отображает минимальную нагрузку, при которой образец не разрушится в 90% испытаний. Притом классы измеряются не в кг/см2, а в мегапаскалях. Например, бетон В22,5 способен выдержать нагрузку минимум в 22,5 МПа.
Классы и марки взаимозависимы. Для перевода из одной величины в другую вы можете воспользоваться следующей формулой:
1 МПа = 10.197162 кг/см2
1 кг/см2 = 0.098067 МПа
Либо можно использовать таблицу соответствий марок и классов, которая представлена ниже:
Класс бетона | Марка бетона |
В3,5 | М50 |
В5 | М75 |
В7,5 | М100 |
В10; В12,5 | М150 |
В15 | М200 |
В20 | М250 |
В22,5 | М300 |
В25; В27,5 | М350 |
В30 | М400 |
В35 | М450 |
В40 | М500 |
В45 | М600 |
В50 | М700 |
В55 | М750 |
В60 | М800 |
В70 | М900 |
В80 | М1000 |
Итак, марка – это менее точный способ определения прочности бетона. Сегодня он уже не используется в профессиональной среде. С другой стороны, чтобы узнать класс, необходимо провести лабораторные испытания с привлечением сложного оборудования. Вот поэтому частные строители до сих пор пользуются марками.
Дело в том, что прочность бетона напрямую зависит от компонентов смеси и их пропорций. Зная, в каком соотношении будут добавлены щебень, песок, цемент и вода, вы сможете спрогнозировать марку прочности готового бетона. Более подробно об этом мы расскажем во второй части статьи, а пока давайте рассмотрим марки (классы) бетона, которые можно использовать для устройства стоянки под автомобиль.
Какую марку бетона использовать для парковки
Выше мы уже упоминали, что нормативные документы рекомендуют применять бетон М300 (В22,5). Да, это действительно хороший материал, отлично переносящий нагрузки. Хотя бы тот факт, что эта марка используется для заливки фундаментов под малоэтажные дома, уже говорит о ее надежности. Однако не стоит забывать и о высокой стоимости такого бетона из-за повышенного расхода цемента. Во многих ситуациях имеет смысл рассмотреть более низкие марки, о которых мы расскажем далее.
Он часто используется для внутренних работ в различных помещениях. Например, из такого бетона можно сделать стяжку пола в комнате или в гараже. Эта марка подходит для заливки столбов забора и для других не очень ответственных работ.
Низкая цена бетона М150 обусловлена малым содержанием цемента. С одной стороны, это плюс: можно неплохо сэкономить. С другой же стороны, при смешивании компонентов будет очень тяжело добиться однородной консистенции. Цемент не сможет полностью распределиться по всему объему смеси. В результате отдельные участки конструкции будут иметь низкую прочность.
Кроме того, марка М150 обладает не самой высокой морозостойкостью. Внутри такого бетона содержится большое количество микропор, в которые может проникать вода. Замерзая, жидкость начинает увеличиваться в объеме примерно на 10%. Из-за растягивающих напряжений в бетоне образуются трещины. Далее в них тоже попадает вода, замерзает, расширяется – и еще сильнее разрушает бетон.
У марки М150 морозостойкость составляет 50 циклов заморозки/оттаивания. Это низкий показатель, потому что за год таких циклов бывает несколько. Поэтому, если вы хотите залить парковку с минимальными затратами, можно, конечно, использовать и бетон М150. Но в таком случае будьте готовы к тому, что через 5-10 лет (а скорее всего раньше) покрытие придется ремонтировать.
Это одна из наиболее популярных марок в частном строительстве. Такой бетон обладает оптимальными характеристиками для большинства работ: устройства фундамента, заливки стяжки и отмостки, возведения заборов и так далее.
Морозостойкость у марки М200 в разы выше – до 150 циклов заморозки/оттаивания. А гидрофильные добавки в составе смеси позволят еще сильнее увеличить этот показатель.
В целом, бетон М200 отлично подойдет для устройства парковки под легковой автомобиль. Однако если на участке высоко стоят грунтовые воды или стоянка расположена на слабом грунте, желательно использовать более прочный бетон.
Такой материал выдерживает давление не менее 200 кг/см2. У него высокая морозостойкость и относительно хорошая удобоукладываемость. Однако эта марка используется редко. Дело в том, что при чуть лучших характеристиках, чем у бетона М200, стоит такой материал уже почти как бетон М300. А раз экономия получается совсем небольшой, то проще использовать более высокую марку.
Данная марка подойдет даже для устройства парковки под грузовой автомобиль массой от 6 тонн. Отличная прочность, высокая морозостойкость и долговечность позволяют использовать этот бетон для ответственных работ – например, устройства фундаментов многоэтажных домов.
Но в частном строительстве бетон М300 используется меньше. Во-первых, это связано с высокой стоимостью. Во-вторых, удобоукладываемость смеси оставляет желать лучшего. Без электрической бетономешалки и глубинного вибратора вы не сможете качественно приготовить раствор и уложить его плотным слоем. А если внутри бетонной конструкции останутся пустоты, то ее прочность значительно снизится. Таким образом вы потратите деньги на более дорогой материал, а в итоге получите прочность – как у марки М200 или даже М150.
Итак, оптимальным выбором в большинстве ситуаций будет бетон М200 (В20). Более низкие марки использовать не рекомендуется из-за низкой прочности и морозостойкости. Бетон М300 желательно заказывать на заводе, а не готовить самостоятельно.
На многих сайтах есть информация о том, что лучше всего для устройства парковки под автомобиль подойдет марка М400 или даже М500. Начнем с того, что эти разновидности вообще практически не используются в частном строительстве. Например, бетон М500 идет на строительство мостов, плотин и станций метрополитена. Такие конструкции испытывают колоссальные нагрузки, да еще и подвергаются воздействию агрессивных сред. Для обычной парковки на садовом участке столь высокие марки просто не нужны.
На самом деле здесь просто допущена ошибка. Речь идет не о бетоне М400 и М500, а о цементе аналогичных марок. Да, этот материал тоже имеет классификацию по прочности, хоть и несколько иную, чем у бетона. И в большинстве случаев для приготовления качественной смеси используются как раз цемент М400 или М500.
Состав бетона для площадки под автомобиль
А теперь давайте поговорим о компонентах смеси. В классическом рецепте бетона их всего четыре:
- Цемент
- Крупный заполнитель
- Мелкий заполнитель
- Вода
Кроме того, в раствор часто добавляют специальные пластификаторы и присадки для улучшения свойств бетона.
Далее мы разберем каждый из компонентов и расскажем, какие именно материалы можно использовать для приготовления качественного бетона.
Цемент
Это так называемое вяжущее вещество, представляющее собой смесь тонко намолотого клинкера и гипса. При контакте с водой цемент начинает схватываться и превращается в монолитную каменную массу. Он как бы связывает остальные компоненты смеси и формирует структуру бетона.
Выше мы уже сказали, что для площадки под автомобиль используется цемент марки М400 или М500. Обычно он фасуется в мешки по 25 или 50 кг.
Обратите внимание на маркировку. Вам подойдет одна из следующих разновидностей:
- ЦЕМ I 32,5 Н (марка М400) – допустимо применять на участках с низким УГВ и стабильным грунтом
- ЦЕМ I 42,5 Н (марка М500) – рекомендуется для пучинистых грунтов, а также для регионов с суровыми климатическими условиями
Не пожалейте времени и проверьте каждый мешок с цементом. Во-первых, они не должны быть рваными. Во-вторых, в мешках не должны прощупываться твердые участки (это значит, что туда попала жидкость, и цемент схватился). В-третьих, обратите внимание на дату изготовления. Лучше всего покупать материал, произведенный не позднее чем месяц назад.
Крупный заполнитель
Это сыпучий материал с размером зерен 5-10, 5-20 или 20-40 мм. Он не должен содержать глины, плодородного слоя почвы и прочего мусора. В идеале зерна должны быть кубической формы. Хуже всего – если они лещадные (то есть плоские и вытянутые).
Лучшим заполнителем для бетона считается гранитный щебень. Этот материал получают на карьерах путем дробления монолитной горной породы. Зерна имеют высокую прочность и хорошо переносят нагрузки.
Щебень производят и из других пород: амфиболита, серпентинита, габбро, мрамора, известняка, диорита, кварца и так далее. Первые две разновидности также подходят для устройства парковки под автомобиль. Остальные использовать нежелательно. Например, мраморный щебень имеет достаточно низкую прочность и морозостойкость, а зерна габбро покрыты тонким слоем пылевидных частиц, что ухудшает их сцепление.
Более подробную информацию вы найдете на странице Щебень для бетона.
Нужно сказать, что месторождения плотных горных пород встречаются не во всех регионах России. Они есть на Урале и в Карелии, частично присутствуют в Ленинградской области, а также на Кавказе и в Сибири. Но в некоторых местах нашей страны качественный щебень не производится вообще, а его доставка из других регионах обойдется крайне дорого.
В таком случае можно рассмотреть альтернативный вариант – щебень из гравия. Природный гравий – это сильно разрушенные останки горных пород, которые под воздействием ветра, солнца и осадков превратились в мелкие зерна. Большинство из них имеют низкую прочность, поэтому их нельзя добавлять в бетон.
Для улучшения характеристик гравия его подвергают дроблению. Так из общей массы удаляются зерна слабых пород. Несмотря на то, что гравийный щебень не сравнится с гранитной разновидностью (бетон получится на 10-20% менее прочным), его вполне можно использовать в качестве крупного заполнителя.
Бетон часто готовят с добавлением керамзита. Этот материал обладает теплоизоляционными свойствами, поэтому отлично подходит для внутренних работ. Однако использовать его для заливки площадки под автомобиль нельзя: зерна керамзита слишком хрупкие и боятся влаги. Такое основание разрушится через 2-3 года.
Для экономии некоторые строители заполняют внутренний объем бетонной конструкции строительными отходами: битым кирпичом, кусками шифера или бетона. Так делать тоже не стоит. Все эти материалы делают бетон менее прочным. Под весом даже легкового автомобиля площадка просто треснет, не выдержав нагрузок.
Мелкий заполнитель
Если не добавлять этот компонент, то крупные зерна просто утонут в растворе, а сверху останется жидкий цемент. Мелкий заполнитель позволяет равномерно распределить щебень по всему объему будущей бетонной конструкции и сократить расход цемента.
Отличным мелким заполнителем является песок с размером зерен от 2 до 3 мм. Мельче брать не стоит, потому что они будут выпадать в осадок и затруднять приготовление смеси, потребуется больше цемента. В песке должно быть не более 3% пылевидных и глинистых частиц, а также не более 0,5% глины. Все они повышают расход воды в среднем на 1-2% с каждого процента таких примесей.
Лучшим вариантом будет карьерный песок. Но он обязательно должен быть промыт. Сообщите об этом поставщику при заказе, потому что самостоятельно промыть такой материал практически нереально. Подойдет и речной песок, правда его зерна более окатанные, из-за чего хуже сцепляются с другими компонентами смеси.
Подробнее о выборе этого материала читайте на странице Песок для бетона.
В регионах, где производится щебень, есть еще один материал, похожий на песок. Это отсев. Он представляет собой самую мелкую фракцию, которая продается в качестве побочной продукции. При всем этом, отсев имеет более высокую прочность и лучше переносит нагрузки.
Для бетона подойдет отсев 0-5 и 0-10 из породы гранит. Правда, многие строители не рекомендуют использовать этот материал. Объясняют это тем, что в граните содержится большое количество слюды. В случае с щебнем это не так страшно, потому что там камни достаточно крупные. А вот в отсеве слюда может находиться в виде отдельных зерен, что негативно влияет на прочность бетона.
Возможно, на некоторых карьерах гранитный отсев действительно содержит большое количество частиц слюды. Это зависит от материнской породы. Например, в Свердловской области отсев представляет собой однородный мелкий материал без посторонних включений. Его можно смело добавлять в бетон, не опасаясь снижения качества.
На странице Отсев для бетона вы найдете более подробные рекомендации о подборе данного материала.
Не подходят для приготовления смеси такие материалы, как дресва, песчано-щебеночная смеси (ПЩС). Эфельный и кварцевый песок, а также отсев габбро тоже не стоит добавлять в бетон.
В крайнем случае бетон можно приготовить из ПГС – песчано-гравийной смеси. Однако учтите, что этот материал не всегда бывает качественным. К тому же, он не подходит для бетона высоких марок. В статье ПГС для бетона мы описали преимущества и недостатки такого заполнителя.
Мелкий заполнитель лучше всего покупать в сухую и теплую погоду. Дело в том, что и песок, и отсев после дождей сильно намокают. Из-за этого в раствор попадает больше влаги – и соотношение компонентов нарушается.
Вода
О ней много говорить не будем. Достаточно использовать чистую воду из колодца, скважины или водопроводной сети. Не допускается наличие в жидкости нефтяных следов, а также масел, бензина и прочих посторонних примесей. Вода должна быть прозрачного цвета и без запаха.
Добавки
Часто для повышения определенных характеристик бетона в смесь добавляют различные пластификаторы и присадки.
Они могут:
- Сократить расход воды
- Повысить пластичность смеси
- Увеличить прочность и/или морозостойкость готовой конструкции
- Увеличить или сократить время схватывания бетона
Продаются такие вещества в жидком или порошкообразном виде. Выбор конкретного пластификатора зависит от ситуации. Например, если вы готовите бетон М300, стоит добавить в него присадку, которая повышает пластичность (удобоукладываемость). Для бетона М150 подойдет пластификатор, придающий дополнительную прочность и морозостойкость.
Как правило, бетон усиливают металлической арматурой. Она формирует своеобразный каркас конструкции и усиливает износостойкость. Однако даже при использовании арматуры бывают ситуации, когда бетон покрывается мелкими трещинами. Чтобы этого не произошло, в смесь добавляют фиброволокна. Они заполняют весь объем конструкции и препятствуют образованию трещин и сколов.
Используйте только профессиональные пластификаторы и присадки. Можно встретить советы о том, что для экономии следует добавить в бетон обычное мыло, шампунь или какое-нибудь моющее средство. Делать этого не стоит, потому что такие компоненты снизят плотность бетона и ухудшат его прочностные характеристики.
Пропорции бетона для парковки
Когда вы заказываете бетон на заводе, вам привозят готовую смесь, в которой компоненты подобраны в идеальном соотношении. Но при ручном замесе необходимо строго соблюдать пропорции, чтобы добиться нужной марки по прочности.
Ниже мы приведем несколько рецептов для приготовления бетона различных марок. Количество каждого компонента будет указано в частях. Отмерять их можно любыми емкостями – хоть ведрами, хоть лопатами.
Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе ЦЕМ I 32,5 Н (М400)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 3,6 |
Щебень | 4,6 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе ЦЕМ I 42,5 Н (М500)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 4,5 |
Щебень | 6,6 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе ЦЕМ I 32,5 Н (М400)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 3,5 |
Щебень | 5,7 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе ЦЕМ I 42,5 Н (М500)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 3,5 |
Щебень | 5,6 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе ЦЕМ I 32,5 Н (М400)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 2,1 |
Щебень | 3,9 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе ЦЕМ I 42,5 Н (М500)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 2,6 |
Щебень | 4,5 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе ЦЕМ I 32,5 Н (М400)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 1,9 |
Щебень | 3,7 |
Вода | Не более 1 |
Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе ЦЕМ I 42,5 Н (М500)
Компоненты | Пропорции (в частях) |
Цемент | 1 |
Песок | 2,4 |
Щебень | 4,3 |
Вода | Не более 1 |
При приготовлении смеси важно соблюдать следующие правила:
-
- Компоненты нужно отмерять одинаковой тарой. Например, если используете 10-литровые ведра, возьмите их несколько штук: одно под воду, второе – под цемент, песок и щебень.
- В бетономешалку сначала заливается вода, затем засыпаются сухие компоненты. Так цемент и песок не будут налипать на стенки, и раствор получится более однородным.
- При ручном замесе сначала смешиваются песок и щебень, затем добавляется вода – и в самом конце засыпается щебень. Если щебень добавить в начале, будет очень тяжело перемешивать компоненты.
- Если нет бетономешалки, готовить смесь можно в строительном ведре или корыте. Вам понадобится штыковая лопата или садовая тяпка. Пока не добавили щебень, перемешивать материалы можно с помощью строительного миксера.
- Воды должно быть в два раза меньше, чем цемента. Однако при этом смесь может получиться настолько густой, что ее будет невозможно укладывать. В этом случае можно разбавить раствор, но так, чтобы доля воды не превысила долю цемента, иначе бетон будет непрочным.
- Пластификаторы добавляйте строго по инструкции на упаковке. Обычно для этого в комплекте имеется мерная емкость.
- Перемешивать компоненты нужно не менее 5-6 минут. Раствор должен получиться однородным и иметь серый оттенок. В нем не должно быть сухих комков цемента, а все зерна щебня должны быть полностью покрыты жидкостью.
- Учтите, что сразу после добавления воды в цемент смесь начнет схватываться. Далее у вас будет не более часа, чтобы уложить раствор в опалубку. Потом бетон застынет и превратится в камень.
Говорят, что площадка под автомобиль из бетона является самым дешевым и надежным покрытием. Отчасти это действительно так: бетон неприхотлив, его легко почистить, он без проблем прослужит 20-30 лет и больше. Но вот с утверждением о его низкой стоимости можно поспорить. Вообще, бетонные работы считаются одними из наиболее затратных. Если ваш бюджет сильно ограничен, можно рассмотреть и другие варианты.
Парковку для автомобиля можно устроить с помощью следующих материалов: