Сдвигоустойчивость асфальтобетона (асфальта)
Под сдвигоустойчивостью понимают способность материала сопротивляться развитию пластических деформаций. Покрытие с плохими показателями по этому свойству проседает под колесами автомобилей, на нем образуются продольные углубления. Поэтому сдвигоустойчивость еще называют устойчивостью к колееобразованию.
Заметим, что такие дефекты могут появляться и по другим причинам, не только от колес машин. Подробнее об этом можно прочитать в статье Колееобразование асфальта.
В этой же статье мы рассмотрим такие вопросы:
- В чем разница между сдвигоустойчивостью и деформативностью
- От чего зависит сдвигоустойчивость асфальта
- Как определяется сдвигоустойчивость (стойкость к колееобразованию)
- Требования к сдвигоустойчивости асфальта
- Как улучшить сдвигоустойчивость дорожного покрытия
- Давайте поговорим о каждом из них подробнее.
В чем разница между сдвигоустойчивостью и деформативностью
Деформативностью асфальтобетона называют его способность изменять форму без раскалывания и растрескивания: сжиматься, растягиваться, изгибаться. Ее можно спутать со сдвигоустойчивостью. Но это принципиально разные понятия.
Для начала давайте разберемся, какие виды деформаций существуют:
- Упругие (обратимые) – они исчезают сразу же после того, как с объекта снимают нагрузку
- Пластические (необратимые) – они сохраняются после удаления нагрузки
Для наглядности приведем пример. Если сжать в руке резиновый мячик, а потом отпустить, он тут же примет изначальную форму – это упругая деформация. А если проделать то же самое с шариком из пластилина или глины, он просто сомнется. Это пластическая деформация.
Способность упруго сжиматься и растягиваться для асфальтобетона – это хорошо. Она предотвращает появление трещин при низких температурах. А вот необратимые изменения плохо сказываются на качестве и долговечности покрытия.
Понятие деформативности включает в себя и то, и другое. Оно более широкое и абстрактное. А сдвигоустойчивость касается конкретно необратимых преобразований.
А есть еще более узкое понимание этого свойства. Оно приводится в Методических рекомендациях Росавтодора:
«Сдвигоустойчивость – свойство асфальтобетона в покрытии сопротивляться образованию пластических деформаций под воздействием транспорта в теплый период года».
Здесь отражена практическая сторона этой характеристики. Ведь риск образования дефектов появляется тогда, когда асфальт в жару разогревается и становится более податливым.
Теперь вы имеете представление о сущности сдвигоустойчивости. В продолжении статьи мы рассмотрим факторы, которые на нее влияют.
От чего зависит сдвигоустойчивость асфальтобетона
Асфальт изготавливается с использованием органического вяжущего (битума), деформативные свойства которого зависят от температуры. В мороз он твердый и хрупкий, в теплом состоянии – мягкий, а при сильном нагревании ведет себя как вязкая жидкость.
Поэтому сдвигоустойчивость определяют как внутренние, так и внешние факторы:
- Происхождение минерального наполнителя
Щебень из осадочных пород частично абсорбирует компоненты битума, из-за чего вяжущего не хватает для полноценного обволакивания зерен. Лучше брать щебень из магматических пород. - Форма зерен
Частицы щебня и отсева – шероховатые, с острыми углами. Они крепко сцепляются друг с другом в строительных смесях и растворах. А вот природные песок и гравий имеют низкую адгезию, поэтому асфальт на их основе получается пластичным. - Сцепление битума с щебнем и песком
Если оно низкое, то битумные пленки со временем отслаиваются от зерен наполнителя. Это снижает не только сдвигоустойчивость, но и ряд других важных свойств асфальта – например, водостойкость. - Вязкость битума
Чем она выше, тем дольше битум остается в твердом состоянии при нагревании – тем больше он сопротивляется внешним воздействиям. Однако тут есть и обратная сторона. При низких температурах очень вязкий битум растрескивается. - Температура покрытия
Сдвигоустойчивость повышается с увеличением температуры воздуха. Максимальной она будет в знойный летний день, когда асфальт может разогреваться до 60-70°С.
В следующих разделах мы подробнее остановимся на том, как эта характеристика материала оценивается и нормируется в соответствии с ГОСТами.
Как определяется сдвигоустойчивость асфальтобетона
Метод испытания этого свойства описан в ГОСТ 12801-98. Он проводится в лабораторных условиях с использованием гидравлического пресса и специального обжимного устройства по схеме Маршалла.
Для оценки сдвигоустойчивости используются два показателя:
- Коэффициент внутреннего трения
- Сцепление при сдвиге
Для испытания готовят четное число образцов – не менее шести. Это могут быть пробы асфальтобетонной смеси, уплотненные в лаборатории, или вырубки из дорожного покрытия. Перед началом измерений их в течение часа выдерживают в воде при температуре 50°С.
Процедура испытания выглядит так:
- Одну половину образцов подвергают вертикальной одноосной нагрузке. Для этого их устанавливают под пресс и начинают нагружать со скоростью 50 мм/мин. Фиксируют нагрузку, при которой образцы начинают разрушаться, время нагрузки и предельную деформацию.
- Вторую половину испытывают на обжимной установке при той же скорости нагрузки – 50 мм/мин. Аналогичным образом записывают необходимые данные.
- Для каждого из шести (или более) образцов вычисляют работу деформирования A:
Для каждой половины партии высчитывают среднее арифметическое полученных значений.
- Коэффициент внутреннего трения tgϕ получают по формуле:
- Затем определяют сцепление при сдвиге Cп:
Подробнее об этой характеристике вы можете прочитать в статье Прочность асфальта.
Полученные показатели используются для оценки соответствия асфальта ГОСТу и определения его марки по качеству.
Требования к сдвигоустойчивости асфальтобетона
Прежде чем мы начнем разговор о нормировании сдвигоустойчивости, давайте вспомним основные классификации асфальта: по пористости, марке и содержанию щебня.
По пористости асфальтобетон делится на:
- Высокопористый – содержание воздушных пустот от 10% до 18%
- Пористый – от 5% до 10%
- Плотный – от 2,5% до 5%
- Высокоплотный – от 1% до 2,5%
По качеству материал делится на три марки:
- Марка I – асфальт с самыми высокими показателями для своего вида
- Марка II – асфальт среднего качества
- Марка III – асфальт с удовлетворительными характеристиками для неответственных работ
По содержанию щебня выделяются пять типов:
- Тип А – 50-60% щебня
- Тип Б (Бх) – 40-50% щебня или гравия
- Тип В (Вх) – 30-40% щебня или гравия
- Тип Г (Гх) – песчаный (с отсевом дробления)
- Тип Д (Дх) – песчаный (с природным песком)
Подробнее об этих и других классификациях вы можете прочитать на странице Виды асфальта.
Требования к показателям сдвигоустойчивости приведены в ГОСТ 9128-2013. Они нормируются только для горячих смесей. Это обусловлено тем, что холодный асфальт в принципе не используется для строительства дорог – для него эта характеристика не особо важна.
Допускаются такие пределы значений:
Показатель | Вид асфальта | Марка | ||
I | II | III | ||
Коэффициент внутреннего трения, не менее | Высокоплотный | 0,88-0,91 | — | — |
Плотный тип А | 0,86-0,89 | 0,86-0,89 | — | |
Плотный тип Б | 0,80-0,83 | 0,80-0,83 | 0,79-0,81 | |
Плотный тип В | — | 0,74-0,78 | 0,73-0,77 | |
Плотный тип Г | 0,78-0,82 | 0,78-0,82 | 0,76-0,80 | |
Плотный тип Д | — | 0,64-0,70 | 0,62-0,66 | |
Пористый и высокопористый | Не нормируется | |||
Сцепление при сдвиге, МПа, не менее | Высокоплотный | 0,25-0,30 | — | — |
Тип А | 0,23-0,26 | 0,22-0,25 | — | |
Тип Б | 0,32-0,38 | 0,31-0,36 | 0,29-0,36 | |
Тип В | — | 0,37-0,44 | 0,36-0,42 | |
Тип Г | 0,34-0,38 | 0,33-0,37 | 0,32-0,36 | |
Тип Д | — | 0,47-0,55 | 0,45-0,50 | |
Пористый и высокопористый | Не нормируется |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту же самую таблицу в виде картинки:
Прочерк в таблице значит, что такой вид асфальтобетона ГОСТом в принципе не предусмотрен. Например, асфальт на природном песке (тип Д) имеет настолько низкие показатели, что даже лучшие его образцы к марке I не отнести.
Как улучшить сдвигоустойчивость асфальтобетона
Это свойство материала напрямую определяет долговечность дорожного покрытия. Высокая пластичность приводит к необратимым деформациям, образованию колей и наплывов.
Как мы уже отмечали, сдвигоустойчивость во многом зависит от свойств битума. Но в России практически не производится вяжущее, которое могло бы обеспечить действительно высокие показатели асфальта в наших сложных климатических условиях. Поэтому при строительстве дорог с высокой нагрузкой его приходится модифицировать.
Для этого используются специальные добавки:
- Адгезионные
Это поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые увеличивают внутреннее сцепление смеси и улучшают прилипание битума к наполнителю. За счет этого асфальт становится более жестким и крепким. - Полимерные
Для снижения теплочувствительности битум модифицируется термоэластопластами (искусственным каучуком). Благодаря этому при низких температурах покрытие имеет хорошие показатели деформативности, а в жару остается прочным и не плавится. - Стабилизирующие
Это различные волокна (целлюлозные, хризотиловые, базальтовые и другие), которые позволяют улучшить структуру битума в смесях с высоким содержанием щебня. Именно таким образом производится щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – покрытие с очень прочным и жестким каркасом, которое используется на автомагистралях и крупных городских дорогах. - Резиновые
Такие добавки придают битуму эластичность и упругость. Резиноасфальтобетон (или, как его еще называют, прорезиненный асфальт) хорошо переносит сильные нагрузки, меньше склонен к образованию пластических деформаций и колей.
Подведем итог.
Сдвигоустойчивость характеризует способность асфальта сопротивляться появлению необратимых деформаций. Она особенно актуальна в жару, когда вяжущее в составе материала размягчается и становится пластичным. В соответствии с ГОСТ 9128-2013, это свойство оценивается по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге. Повысить сдвигоустойчивость можно при помощи добавок: ПАВ, термоэластопластов, целлюлозного волокна и резиновой крошки.
Если вы хотите подробно прочитать о других свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Плотность и масса асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Морозостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
О том, как можно использовать асфальт и для каких работ он подходит, вы можете узнать на наших страницах:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Асфальт для ямочного ремонта
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для крыш
- Асфальт для пола
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: