Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Уплотнение асфальта – как и чем уплотнить асфальт

Асфальтовое покрытие получается после того, как горячую или холодную асфальтобетонную смесь (АБС) утрамбовали или укатали до состояния монолитного слоя. Это очень важный этап в укладке асфальта, которым нельзя пренебрегать. Именно в ходе него закладываются основные физико-механические свойства будущего покрытия.


В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Какая техника используется для уплотнения асфальта?
  • Как уплотнить асфальт своими руками?
  • Как уплотнение асфальта влияет на его качество?

Ниже мы ответим на каждый из них.

Дорожные работы, уплотнение асфальта дорожными катками
Дорожные работы, уплотнение асфальта дорожным катком
Дорожные работы, уплотнение асфальта виброплитой
Дорожные работы, уплотнение асфальта дорожным катком

Техника для уплотнения асфальта

Асфальтобетон – это один из широко востребованных строительных материалов. Он используется как в строительстве дорог, так и в благоустройстве территорий – улиц, площадей, парков, придомовых участков.

В зависимости от площади работ, для его уплотнения используется разное оборудование:

  • Дорожные катки
  • Ручная техника

В этом разделе мы дадим краткую классификацию катков, которые используются на дорогах и городских улицах. Затем мы подробнее рассмотрим оборудование для ручной укладки асфальта – его виды, характеристики и примерную стоимость.

Виды дорожных катков

Эти тяжелые машины активно используются в строительных работах с 1910-х годов, хотя их изобретение относится еще к XIX веку. За эти 100 лет парк дорожных катков существенно вырос и раздробился на множество специализированных видов.

Существуют такие классификации техники:

  • По способу перемещения
    Прицепные катки буксируются трактором и используются преимущественно в сельском хозяйстве. В области дорожного строительства более распространены маневренные самоходные катки, оборудованные собственным двигателем и кабиной оператора.
  • По типу воздействия на материал
    Статические катки уплотняют АБС за счет собственного веса, а вибрационные – за счет комбинации массы и горизонтально-вертикальных колебаний. Последний вариант отличается более высокой производительностью. Существуют также комбинированные машины, которые могут работать в обоих режимах.
  • По массе
    По этому критерию катки делятся на легкие (5-6 т), средние (до 8 т) и тяжелые (более 10 т). Подходящий тип выбирается исходя из свойств материала. Легкие катки применяются для укладки тротуаров и пешеходных площадок, а средние и тяжелые – для автомобильных дорог.
  • По виду рабочих приспособлений
    При укладке асфальта используются катки с гладкими вальцами или пневматическими колесами. Существуют и другие конфигурации: кулачковые, решетчатые, сегментные, дисковые, компакторные. Они применяются для уплотнения различных грунтов.
  • По числу осей и вальцов
    По этим критериям выделяются одно-, двух- и трехвальцовые (одно-, двух- и трехосные) катки. Первые два вида используются для предварительного уплотнения слоев дорожной одежды. Трехвальцовые катки применяют на последних этапах, поскольку они позволяют разравнивать остаточные неровности в покрытии.

Помимо дорожных служб, такого рода технику используют и другие лица – например, предприниматели и организации, которым нужно заасфальтировать участки большой площади.

Стоят самоходные катки для асфальта дорого – от 1,5 млн рублей. Но многие строительные компании сдают свое оборудование в аренду. Такое удовольствие обходится где-то в 8000-15 000 рублей за 8 часов.

Дорожные работы, уплотнение асфальта дорожными катками
Дорожные работы, уплотнение асфальта дорожными катками

Виды ручной техники для уплотнения асфальта

Не всегда в ходе строительства можно привлечь к делу крупную технику. А иногда это банально невыгодно. Например, если речь идет о совсем небольшом участке. В таких случаях асфальт укладывают вручную.

А для его уплотнения используют:

  • Виброплиты
  • Ручные виброкатки

Существуют еще так называемые садовые катки (катки для газона). Они отличаются низкой ценой и предельно простым устройством. Но их вес в нагруженном состоянии не превышает 100-120 кг. Для уплотнения асфальта этого недостаточно, поэтому мы не будем их рассматривать.

А вот на ручной вибротехнике мы остановимся более подробно.

Виброплиты

Они отличаются небольшой массой – как правило, не больше 200 кг. Уплотнение асфальта осуществляется за счет вибрации, которая и компенсирует компактные размеры.

Как следует из названия, оборудование представляет собой плоскую плиту, на которой установлен двигатель и вибропривод. Управляется она при помощи длинной ручки, которую оператор толкает перед собой. Отдельные модели могут двигаться не только вперед, но и назад – они называются реверсивными.

Виброплиты активно применяются в строительных работах. Они выпускаются в различных конфигурациях, оснащаются дополнительными приспособлениями и устройствами.

Оборудование для укладки асфальта должно иметь такие характеристики:

  • Наличие системы орошения для смачивания плиты, чтобы на нее не налипала асфальтобетонная смесь
  • Масса – от 75 до 140 кг
  • Центробежная сила – от 10 до 18 кН
  • Полукруглый кант подошвы, который не будет оставлять полос на покрытии
  • Нелишним будет наличие транспортировочных колес – благодаря им виброплиту проще передвигать с места на место

Как правило, производители и продавцы сразу указывают, для каких задач подходит та или иная модель.

Расценки на виброплиты для асфальта начинаются от 35 000-40 000 рублей. При этом оборудование имеет широкую сферу применения. Его используют для уплотнения грунтов и трамбовки сыпучих материалов – песка, щебня, гравия, отсева. Если вы активно занимаетесь строительством, есть смысл приобрести такую машину на постоянной основе.

А для разовой укладки асфальта ее можно взять в аренду. Обойдется это примерно в 1500-4000 рублей за 8 часов.

Уплотнение асфальта виброплитой

Ручные виброкатки

По принципу действия они идентичны дорожным виброкаткам, только отличаются уменьшенным размером и маневренностью.

Ручные разновидности выпускаются в двух основных конфигурациях:

  • Одновальцовые
  • Двухвальцовые

Масса первых обычно не превышает 300 кг (хотя есть отдельные модели и на 500-600 кг), а ширина барабана и уплотняемой полосы – 60 см. Их можно использовать для укатки пластичных песчаных и малощебеночных асфальтов (типы В, Г, Д).

А вот если у вас материал с высоким содержанием щебня (типы А, Б), то лучше брать более тяжелый двухвальцовый виброкаток.

Управляются такие машины при помощи рычага с рулем. Как правило, на рукоятке же расположены кнопки, при помощи которых можно регулировать режим уплотнения – амплитуду и частоту колебаний.

Усредненные технические характеристики ручных катков такие:

  • Двигатель – дизельный или бензиновый
  • Вес – 150-1000 кг
  • Ширина полосы – 55-75 см
  • Диаметр барабана – 58-75 см
  • Скорость – до 3,5 км/ч
  • Амплитуда колебаний – 0,5-1,8 мм
  • Частота колебаний – 35-78 Гц

Конкретные цифры будут зависеть от производителя и модели оборудования.

Ручные виброкатки представляют собой систему «все в одном». В довесок к виброприводу и гидравлической системе они оснащены баками, из которых поливается водой рабочий барабан. У некоторых моделей есть скребки, которые автоматически счищают с вала налипшие частички асфальта. Благодаря этому облегчается и ускоряется рабочий процесс.

Цены на ручные виброкатки начинаются от 200 000 рублей для самых простых моделей. За более продвинутые придется выложить 1-1,5 млн рублей. Приобретать такое оборудование для бытовых нужд – нецелесообразно. Зато аренда может получиться вполне выгодной – в среднем она составляет около 2500-5000 рублей за 8 часов.

Как уплотнить асфальт своими руками

Асфальтирование дорог и больших площадей лучше доверить профессионалам, которые знают все тонкости работы с материалом и смогут обустроить прочное и долговечное покрытие. Но если у вас есть какой-никакой опыт строительства, то с более простыми задачами реально справиться и самостоятельно.

Например, своими руками можно:

  • Заасфальтировать небольшую площадку или стоянку
  • Обустроить пешеходную дорожку
  • Обустроить подъезд к дому
  • Положить пол в гараже или складском помещении
  • Отремонтировать яму в асфальте

Для этого вам понадобится техника, сам асфальт (горячий или холодный), подготовленный участок и несколько часов свободного времени.

В этом разделе мы рассмотрим несколько способов работы с покрытием:

  • Уплотнение катком или виброплитой
  • Уплотнение колесами автомобиля
  • Ручная трамбовка

В таблице ниже приведено сравнение этих способов и их эффективности в различных ситуациях:

Вид работ Самоходный каток Ручной каток или виброплита Колеса автомобиля Ручная трамбовка
Небольшая площадка, дорожка, проезд к дому + +++
Площадка, стоянка площадью больше 30 м2 +++ +
Пол в гараже, хозяйственной постройке, складском помещении + +++
Отмостка +++ +
Ремонт ямы холодным асфальтом (до 0,5 м2) + +++ +
Ремонт крупной ямы холодным асфальтом +++ + +

Расшифровка таблицы:

  • «+++» – способ уплотнения оптимален для данной задачи
  • «+» – можно воспользоваться таким способом, но есть более качественные или выгодные альтернативы
  • «–» – способ уплотнения не годится для такой задачи

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнение различных способов работы с асфальтовым покрытием и их эффективности в различных ситуациях

Уплотнение асфальта катком или виброплитой

Это самый распространенный метод, который используется при укладке асфальтовых покрытий. Он применим как для горячих, так и для холодных АБС.

Разница только в том, что холодный асфальт – материал менее «капризный». При его укладке не нужно следить за тем, чтобы смесь не остывала.

Эта инструкция актуальна при использовании:

  • Легкого самоходного (тандемного) катка
  • Ручного виброкатка
  • Виброплиты

Порядок работ будет следующий:

    1. Заправьте машину топливом (бензиновым или дизельным) и залейте чистую воду в бак системы орошения (если она есть) в соответствии с инструкцией. Запустите каток или плиту.
    2. Начинайте уплотнять покрытие с того участка, который был положен раньше, и двигайтесь по направлению укладки со скоростью не больше 3 км/ч.
    3. Следите, чтобы встроенная система орошения работала исправно. Если ее нет, барабан катка или плиту нужно периодически проливать водой из ковшика. Для этого вам понадобится помощник.
    4. Не делайте остановок на уплотняемом асфальте – иначе в нем образуются вмятины и впадины.
    5. При переходе на новую полосу нужно ставить каток не рядом со старой, а немного внахлест. Это делается для того, чтобы в готовом покрытии не образовывались недоуплотненные швы между полосами.
    6. После уплотнения продольных полос пройдитесь по покрытию еще раз – поперек. Желательно пройтись по каждой полосе хотя бы с десяток раз.
Дорожные работы, уплотнение асфальта виброплитой
Недоуплотненное асфальтовое покрытие

Немного иначе будет выглядеть процесс уплотнения, если вы работаете с участком круглой формы (ямой или площадкой). В этом случае двигаться нужно по спирали и на каждом круге смещаться на 40-50 см ближе к центру.

Улучшить качество уплотнения можно за счет соблюдения температурного режима. Для этого нужно будет купить или арендовать прибор для бесконтактного измерения температуры – пирометр.

Оптимальная температура смеси на момент уплотнения зависит от ее состава:

Тип асфальта Максимальная температура уплотнения Минимальная температура уплотнения
А

(50-60% щебня)

140-160°C 75-80°C
Б

(40-50% щебня или гравия)

120-140°C 70-75°C
В

(30-40% щебня или гравия)

110-130°C 60-65°C
Г

(песчаный на отсевах дробления)

120-140°C 70-75°C
Д

(песчаный на природном песке)

100-120°C 60-65°C

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Оптимальная температура смеси на момент уплотнения в зависимости от ее состава

Максимальная температура – это то значение, при котором можно начинать укатку. Если температура смеси выше, то под действием катка или виброплиты она будет не уплотняться, а деформироваться и сминаться.

При остывании асфальта до минимальной температуры продолжать укатку бесполезно.

Измерение температуры асфальта специальным прибором – пирометром
Измерение температуры асфальта специальным прибором – пирометром

Уплотнение асфальта колесами автомобиля

Такой способ из серии «дешево и сердито» часто применяется в ремонтных работах, когда ямы на асфальте засыпаются холодным асфальтом.

Делают это так: в подготовленную яму засыпают смесь, разравнивают. Слой ремонтного материала должен где-то на 1 см выступать над краями ямы. Затем автомобиль подгоняют к яме и несколько раз проезжаются по ней колесами туда и обратно.

После трамбовки холодный асфальт будет немного торчать над окружающим покрытием. Это нормально. Со временем он доуплотнится под колесами машин и даст дополнительную усадку.

Отметим, что такой способ не подходит для:

  • Полноценного асфальтирования участков
  • Горячего асфальта

Узкие колеса автомобиля, да еще и расположенные на фиксированном расстоянии друг от друга, не дадут вам равномерно укатать покрытие по всей его площади. А разогретая смесь будет сильно налипать на резиновые шины.

Ручная трамбовка асфальта

Для уплотнения асфальта используют тяжелую технику. Ее вес исчисляется сотнями и тысячами килограмм. Вручную добиться такого же эффекта человеку – даже очень сильному – невозможно.

Но бывают случаи, когда все же приходится прибегать к ручной трамбовке.

Этот способ применим на участках маленькой площади:

  • В особо труднодоступных местах при уплотнении катком или виброплитой
  • При обустройстве отмостки
  • При ямочном ремонте

Отметим, что качество отмостки при таком подходе получится низким. В асфальте останутся воздушные пустоты, через которые внутрь будет затекать вода. Для придания ему нужной водостойкости покрытие придется обрабатывать битумной пропиткой или покрывать защитной краской.

Уплотнять асфальт можно специальным приспособлением (трамбовкой) или подручными средствами – например, тяжелым бревном или брусом.

Также для этих целей иногда берут автоматизированное оборудование – вибротрамбовку (ее еще называют «виброногой»). Но это не особо выгодный вариант. По стоимости аренды она выходит не дешевле, а то и дороже виброплиты. При этом использовать виброногу на большой площади – долго и муторно.

Уплотнение холодного асфальта при помощи гири

Давайте подытожим все сказанное выше.

При укладке асфальта (даже ручной) рекомендуется использовать специальное оборудование: катки и виброплиты. Только так можно довести асфальтобетонную смесь до оптимальной плотности и прочности.

Исключение – это ямочный ремонт с применением холодного асфальта. Здесь уплотнять материал можно колесами автомобиля, а то и вовсе вручную.

Если вы хотите больше узнать об укладке разных видов асфальта, ознакомьтесь с нашими статьями по теме:

А в заключительном разделе статьи мы поговорим о том, почему так важно добиваться максимальной плотности асфальтобетонной смеси.

Как уплотнение асфальта влияет на его качество

Как мы уже упоминали, без хорошей укатки нельзя получить покрытие отличного качества. Недоуплотненный асфальт будет иметь низкие механические и эксплуатационные показатели. Если по нему регулярно ездят машины, то вскоре его придется ремонтировать, а то и вовсе заменять.

От степени уплотнения асфальта зависят такие его характеристики:

  • Пористость
    Это количество воздушных пустот, которые остались в толще материала после укатки. Если строители не смогли хорошо уплотнить покрытие, то пористость будет высокой. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Пористость асфальта.
  • Прочность
    Пористые асфальты имеют низкую прочность и плохо переносят нагрузки. Это можно сравнить с тем, как разъеденный насекомыми кусок древесины легко разламывается руками, тогда как целое полено из того же дерева приходится раскалывать топором. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Прочность асфальта.
  • Водонасыщение
    Чем выше пористость материала, тем больше воды он может поглотить в дождливую погоду. У качественного асфальта этот показатель должен быть минимален. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Водонасыщение асфальта.
  • Водостойкость
    Влага разрушает связи между вяжущим битумом и минеральным наполнителем в составе асфальта, из-за чего тот теряет прочность и постепенно начинает крошиться. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Водостойкость асфальта.
  • Морозостойкость
    При минусовых температурах влага в порах асфальта превращается в лед и расширяется, расшатывая его структуру изнутри. В результате нескольких таких циклов заморозки и оттаивания материал становится хрупким и ломким. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Морозостойкость асфальта.
  • Химическая стойкость
    Через поры асфальта в него попадает не только чистая вода, но и растворы химических веществ – в первую очередь, противогололедных реагентов. Они имеют коррозийное действие и ускоряют старение битума. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Химические свойства асфальта.
  • Износостойкость
    Пористое покрытие, ослабленное действием воды и льда, быстрее истирается под колесами автотранспорта. Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Износостойкость асфальта.

Подведем итог.

Уплотнение асфальтобетонной смеси (АБС) – это завершающий этап в укладке асфальта. Он имеет очень большое значение. Недоуплотненное покрытие имеет низкие показатели прочности, подвержено разрушению водой, льдом и химикатами.

Для уплотнения асфальта на небольших площадях используются ручные виброкатки и виброплиты. С их помощью можно уложить покрытие своими силами, не нанимая бригаду рабочих. Главное – соблюдать технологию работы.

Холодные смеси, которые используются в ямочном ремонте, легко уплотняются колесами автомобиля и без использования специальной техники. Также их можно трамбовать вручную – но качество ремонта в этом случае будет ниже.