Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Дорожный бетон: состав, марки, виды, свойства

Бетон – это универсальный материал, который применяется в широком спектре работ. Дорожное строительство и благоустройство здесь не исключение.

Его используют при обустройстве:

  • Бетонных дорог и тротуаров
    В этом случае материал используется на всех этапах: от укладки основания до обустройства верхнего слоя.
  • Асфальтовых дорог и тротуаров
    Здесь бетон используют для формирования жесткого подстилающего слоя под упругий асфальт. За счет этого конструкция дороги получается более надежной и долговечной.

Поэтому неважно, каким будет финишное покрытие полотна. Если оно рассчитано на высокие нагрузки и долгий срок эксплуатации, то без бетона в любом случае не обойтись.

Эта статья будет полезна:

  • Работникам УК и ТСЖ, которые занимаются благоустройством территории и заказом материала для обустройства проездов во дворах
  • Председателям СНТ, которым также нужно организовать строительство дороги в своем коллективном саду
  • Студентам и работникам строительной сферы, которые хотят получить информацию об актуальных требованиях к дорожному бетону

Основное внимание в этой статье мы уделим особенностям и характеристикам дорожного бетона. Мы поговорим о том, какие его разновидности существуют и из чего их изготавливают, какие требования к нему предъявляют ГОСТ и другие нормативные документы. В заключительном разделе вы найдете краткую справку по сфере применения этого материала. А если же вам больше интересна практическая часть – как работать с дорожным бетоном – ознакомьтесь с нашей статьей Применение дорожного бетона.

Дорога из бетона

Виды дорожного бетона

Базовую классификацию этого класса материалов вы можете найти в нашей статье Виды бетона. Но только этим она не ограничивается. Ведь у каждого специального бетона – а дорожный именно к этой группе и относится – есть свои собственные разновидности.

Их можно поделить на группы по:

  • Назначению
  • Форме выпуска
  • Подвижности смеси

Давайте рассмотрим каждую классификацию отдельно.

Строительство дороги из бетона
Дорога из бетонных плит
Дорога из бетонных плит

По назначению

Дорожное полотно – это сложная многослойная конструкция. Именно поэтому ее еще называют пирогом. Бетон можно использовать на любом из этапов ее обустройства.

Им заливают:

  • Основание (подбетонку)
    Для этого вида работ берут материал с низкими техническими характеристиками. Функция у него самая простая – создать ровную поверхность под будущее покрытие.
  • Нижний слой двухслойного покрытия
    Требования к этому элементу конструкции уже несколько выше. Он должен принимать на себя и равномерно распределять нагрузку на нижележащий грунт. Для этого нужен бетон высокого класса прочности. Но требования к его морозо- и износостойкости не особо высокие.
  • Верхний слой двухслойного покрытия
    Это – самый главный элемент дорожного полотна. Он подвергается нагрузке от движущегося транспорта, стойко переносит воздействие дождей, заморозков и антигололедных реагентов. Бетон для него должен быть высокопрочным, морозо- и износостойким, водонепроницаемым.
  • Однослойное покрытие
    На дорогах с меньшим трафиком и нагрузкой часто обустраивают покрытия не в два, а в один слой. Требования к бетону здесь в целом такие же, как в предыдущем случае.

Не во всех нормативах четко выделяются все четыре конструктивных слоя.

Часто можно встретить упрощенную классификацию дорожного бетона:

  • Бетон для оснований
    Под ним понимают собственно материал для обустройства подбетонки.
  • Бетон для покрытий
    Он включает в себя как материал для верхнего и нижнего слоя двухслойного покрытия, так и материал для однослойного покрытия.

В этой статье мы будем использовать и ту, и другую классификацию – в зависимости от того, какая степень точности нужна.

Строительство дороги при помощи бетона
Дорога из бетона

По форме выпуска

Конструкции из бетона могут быть как монолитными, так и сборными.

Применять дорожный бетон можно в форме:

  • Смеси собственного изготовления
    К этому способу прибегают владельцы загородных участков, которым нужно обустроить съезд с основной дороги к своему дому или подъезд к гаражу. Объем работы тут сравнительно небольшой, поэтому некоторые умельцы предпочитают делать все самостоятельно, а не нанимать рабочих и заказывать бетон на заводе.
    Подробнее о том, в каких пропорциях замешивать дорожный бетон и как его укладывать, мы пишем в статье Бетон для дорожных работ.
  • Заводской смеси
    При строительстве дорог это самый распространенный вариант. На заводе используют тщательно выверенные рецептуры и материалы, прошедшие проверку на соответствие ГОСТам. Поэтому в качестве такого бетона можно быть уверенными наверняка.
  • Дорожных плит
    Это заводские железобетонные изделия, которые поступают на площадку в готовом к применению виде. Из них можно в сжатые сроки смонтировать основание или финишное покрытие дороги. Это особенно удобно при обустройстве временных подъездов к стройплощадке. Кроме того, плиты можно в любой момент демонтировать и использовать в другом месте. Их главный минус – это невозможность сделать ровное монолитное покрытие. Поэтому сборные дороги получаются очень «шумными», и в роли постоянного варианта для жилой зоны это – плохой выбор.
    Подробнее о них вы можете прочитать в статье Бетон для дорожных плит.

Какой способ использовать – зависит от конкретной ситуации.

Для обустройства покрытия дороги лучше подойдет заводская смесь. Ею можно залить ровную, монолитную конструкцию с заранее известными характеристиками. Качество самомесного материала может быть непредсказуемым, но если у вас есть большой опыт работы с бетоном, а объем работ маленький, то это самое простое и дешевое решение. Дорожные же плиты идеально подходят для быстрого обустройства временных дорог и подъездных путей, а также для монтажа основания под финишное покрытие – бетонное или асфальтовое.

Строительство дороги из бетона
Дорога из бетонных плит

По подвижности

Эту характеристику еще называют удобоукладываемостью. Как можно понять из названия, она показывает, насколько легко работать с бетонной смесью.

По этому признаку дорожные смеси делятся на:

  • Подвижные
    Они имеют консистенцию, похожую на густую сметану. Такие смеси легко укладывать и распределять по опалубке. Они быстро уплотняются под весом катка.
  • Жесткие
    С виду они больше напоминают влажный грунт. Это обусловлено тем, что содержание цемента в них понижено по сравнению с оптимальным. Для того, чтобы их качественно уплотнить, нужны более тяжелые и медленные катки. Работу с ними можно сравнить с укладкой асфальта.

Из-за низкого содержания цемента жесткие смеси дают менее прочный и морозостойкий бетон, но зато и стоят дешевле. Как правило, их используют при обустройстве оснований, где не нужен материал с высокими характеристиками. Бетон из подвижных смесей, наоборот, получается более водонепроницаемым, стойким и долговечным. Его применяют для заливки покрытий.

Теперь вы знаете, каким бывает дорожный бетон. Дальше мы поговорим о том, какие компоненты входят в его состав и каким требованиям они должны соответствовать.

Состав дорожного бетона

Важнейший этап при изготовлении бетона – это проектирование, то есть подбор состава. Именно на этой стадии закладываются основные свойства материала.

В состав дорожного бетона входят:

  • Вяжущее вещество
  • Крупный заполнитель
  • Мелкий заполнитель
  • Затворитель
  • Добавки

Дорожное строительство – это очень ответственная сфера. Поэтому качество материалов здесь довольно строго регламентируется. Давайте рассмотрим их немного подробнее.

Вяжущее вещество

Вяжущим называют такое вещество, которое при смешивании с водой (реже – с другими веществами) превращается в вязкую субстанцию, а при высыхании твердеет, образуя камень.

Вообще, бетоны делают на самых разных вяжущих:

  • Цементе
  • Гипсе
  • Извести
  • Магнезии
  • Полимерных смолах
  • Молотом шлаке
  • Жидком стекле

Подробнее об этих разновидностях вы можете почитать в нашей статье Виды бетона по типу вяжущего.

Из всего этого списка самые высокие характеристики при относительно доступной цене имеет цемент. Именно его используют в дорожном строительстве.

Требования к нему прописаны в следующих нормативах:

  • ГОСТ 33174-2014
    В нем перечислены требования к цементу для бетона оснований и покрытий автомобильных дорог.
  • ГОСТ Р 55224-2020
    В этом стандарте приведены требования к цементу для бетона аэродромных покрытий, железобетонных изделий, мостовых и других транспортных конструкций.

При необходимости вы можете самостоятельно ознакомиться с этими документами. Мы же приведем краткую выжимку из них.

Итак, в дорожном строительстве разрешено использовать такие виды цемента:

Назначение цемента Обозначение по назначению Типы по вещественному составу Классы прочности
Для бетона дорожных оснований ДО ЦЕМ II/A-Ш

ЦЕМ II/B-Ш

ЦЕМ III/А

ЦЕМ V/A

32,5Н (Б)

42,5Н (Б)

52,5Н (Б)

Для бетона дорожных покрытий ДП ЦЕМ I

ЦЕМ II/A-Ш

32,5Н (Б)

42,5Н

Для бетона аэродромных покрытий ДП ЦЕМ I

ЦЕМ II/А-Ш

32,5Н (Б)

42,5Н (Б)

52,5Н (Б)

Для железобетонных изделий и мостовых конструкций ЖИ ЦЕМ I

ЦЕМ II/А-Ш

32,5Н (Б)

42,5Н (Б)

52,5Н (Б)

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к цементам, используемым для замешивания дорожного бетона

Кратко разберем обозначения в таблице:

  • Типы цемента по вещественному составу устанавливаются в соответствии с ГОСТ 31108-2020. ЦЕМ I – это портландцемент. Сокращения ЦЕМ II/А-Ш и ЦЕМ II/В-Ш соответствуют портландцементу с добавкой молотого шлака не больше 35%, а ЦЕМ III – шлакопортландцементу с содержанием шлака до 65%. ЦЕМ V/А – это композиционный цемент, в состав которого, помимо клинкера, могут входить шлак, зола-унос, пуццолан, глиеж и другие вспомогательные добавки.
  • Класс прочности обозначает минимальную нагрузку в МПа, которую цементный камень выдерживает на 28 сутки твердения. Например, для цемента класса 42,5Н или 42,5Б такой показатель составляет 42,5 МПа.
  • Буквы Н и Б рядом с классом прочности обозначают скорость набора прочности вяжущим.  Н соответствует нормальнотвердеющему цементу, а Б – быстротвердеющему. Последний набирает 30-50% проектной прочности уже на 2 сутки.

Все эти сокращения вместе составляют обозначение цемента, которое указывается в проектной документации. Сначала указывается тип цемента, затем его класс прочности, назначение и номер ГОСТа, который устанавливает требования к материалу. Например:

Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н ДП ГОСТ 33174-2014

К дорожному цементу предъявляются и другие требования:

  • Начало схватывания – не ранее 2 часов после затворения
  • Расширение цемента – не более 10 мм
  • Водоотделение – не больше 28%
  • Содержание щелочных оксидов (для бетона покрытий) – не выше 0,8% по массе
  • Нормальная густота (для бетона покрытий) – не более 30%

Все это важно для изготовления качественного бетона.

Крупный заполнитель

Заполнитель – это сыпучий материал, который формирует «скелет» бетона. Его зерна склеиваются цементом, образуя прочный монолитный камень. Этот компонент имеет очень большое значение: он определяет прочность, износо- и морозостойкость бетона.

Крупным называют такой заполнитель, размер зерен которого превышает 5 мм в диаметре.

Максимальный размер зерен составляет:

  • В бетоне для покрытий – 20 мм
  • В бетоне для оснований – 40 мм

Характеристики заполнителя во многом зависят от его происхождения.

Для замеса дорожного бетона можно использовать:

  • Щебень из магматических пород
    Магматические породы образуются в результате охлаждения и затвердения магмы. К ним относятся базальт, гранит, диорит, габбро и другие. В строительстве эти материалы высоко ценятся за высокую прочность, морозо- и износостойкость, долговечность.
  • Щебень из осадочных пород
    Этот материал образуется путем очень сильной спрессовки различных отложений. К этой группе относятся такие породы как известняк, доломит, гипс и многие другие. В отличие от магматических, их залежи есть практически во всех регионах России. Поэтому стоят они относительно дешево. Но и качественные характеристики у них низкие.
  • Щебень из метаморфических пород
    Такие породы получаются из магматических или осадочных под воздействием высокого давления и температуры. Их прочность сильно варьируется. Например, у амфиболитового, гнейсового, серпентинитового щебня она высокая – эти материалы активно применяют в строительстве. А вот мрамор – материал хрупкий, его используют исключительно в декоративных целях.
  • Гравий
    Гравием называют камни, образовавшиеся естественным путем – в результате выветривания и размывания горных пород. Это дешевый и доступный материал, но технические характеристики у него низкие. Он пользуется большим спросом в тех регионах, где горнодобывающая промышленность развита плохо.
  • Гравийный щебень
    Как правило, характеристики у бетона на гравии получаются слишком низкие. Но что делать, если качественного щебня в регионе нет, а привозной стоит слишком дорого? В таком случае гравий подвергают дополнительному дроблению. В результате самые слабые его зерна разрушаются в песок и на выходе получается материал с более высокими характеристиками.
  • Вторичный щебень (бой бетона)
    При сносе домов и конструкций из бетона образуется огромный объем лома. Чтобы этот материал не пропадал впустую, его перерабатывают: дробят и очищают от обломков арматуры. В результате получается очень дешевый щебень со скромными характеристиками. Если требования к бетону для основания не очень высокие, то в целях экономии можно замешать его на вторичном щебне.
    Больше узнать о требованиях к этому материалу вы можете в статье Вторичный бетон.
Образец амфиболитового щебня на белом фоне
Образец гравия на белом фоне

Требования к заполнителю дорожного бетона устанавливает ГОСТ 26633-2015 (Приложение А). Ознакомиться с ними вы можете в следующей таблице.

Показатель / Вид заполнителя Щебень из… Гравий и гравийный щебень
магматических пород метаморфических пород осадочных пород
Минимальная марка по дробимости для покрытий 1200 800 1000
для оснований
Марка по морозостойкости Не ниже марки по морозостойкости бетона
Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более для покрытий 2
для оснований 3
Содержание глины в комках Не допускается
Содержание слабых зерен, % по массе, не более (только для покрытий) 5
Марка по истираемости (только для покрытий) И1 И2 И1

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к крупному заполнителю дорожного бетона по ГОСТ 26633-2015

Больше узнать о том, что значат все эти показатели, вы можете в наших следующих статьях:

Мелкий заполнитель

Это такой сыпучий материал, размер зерен в котором не превышает 5 мм в диаметре. В дорожном бетоне он играет важную роль.

Дело в том, что крупные зерна щебня нельзя плотно подогнать друг к другу – между ними в любом случае образуются пустоты. Чтобы полностью их заполнить, нужно очень много цемента, а стоит он дорого. Поэтому в смесь добавляют мелкозернистый материал – он заполняет собой все свободное пространство и снижает расход вяжущего. За счет этого бетон получается более плотным, прочным, водо- и морозостойким.

В качестве мелкого заполнителя применяют:

  • Карьерный песок
    Как следует из названия, такой песок добывают в специальных карьерах. Важное его отличие – это форма зерен. Они угловатые, с острыми краями и шероховатой поверхностью. За счет этого материал имеет отличное сцепление с цементом. Но есть у него и минусы – наличие примесей глины, которые плохо сказываются на качестве бетона.
  • Речной песок
    Такой песок поднимают со дна рек, морей, озер и других естественных водоемов. Это наиболее «чистый» материал: он не содержит примесей глины и пылевидных частиц. Но песчинки у него имеют округлую форму, поэтому адгезия с вяжущим у них ниже. Кроме того, иногда в речном песке встречаются включения ила.
  • Намывной песок
    Он занимает промежуточное положение между предыдущими двумя видами. Получают его так: песчаный карьер затапливают и оставляют на некоторое время. Затем со дна поднимают песок. Форма зерен у него такая же, как у карьерного материала, а чистота – как у речного.
  • Отсев
    При дроблении щебня и гравия остается большое количество мелких частиц размером меньше 5-10 мм в диаметре. В ходе сортировки их отсеивают – отсюда и название. Поскольку отсев – это побочный продукт, требования к его качеству и зерновому составу намного ниже. В то же время он не содержит примесей глины или ила как карьерный или речной песок. Этот материал пользуется особенно большой популярностью в тех регионах, где активно производят щебень, а своего качественного песка мало.
Образец речного песка на белом фоне
Образец намывного песка на белом фоне
Образец гранитного отсева на белом фоне

Специфических требований к мелкому заполнителю для дорожного бетона не особо много. Они даются в том же ГОСТе, который мы упомянули в предыдущем подразделе.

Песок и отсев должны иметь такие характеристики:

Показатель / Вид заполнителя Природный песок Отсев из…
магматических пород метаморфических и осадочных пород гравия
Модуль крупности 1,5-2,0 (мелкий)

2,0-2,5 (средний

2,5-3,0 (крупный)

Марка по дробимости исходной породы для покрытий 800 800 1000
для оснований 800 400 600
Содержание глины в комках Не допускается

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к мелкому заполнителю дорожного бетона по ГОСТ 26633-2015

Больше узнать о характеристиках мелкого заполнителя вы можете в следующих статьях на нашем сайте:

Затворитель

Для того, чтобы вяжущее превратилось в твердый камень, его нужно смешать с затворителем. В самых распространенных видах бетона (цементном, силикатном, гипсовом) эту функцию выполняет обычная вода.

Это простое на первый взгляд вещество играет большую роль. Если вода сильно загрязнена, то бетон на ее основе в лучшем случае получится малопрочным, а в худшем – вообще не схватится.

Вода для дорожного бетона должна соответствовать ГОСТ 23732-2011. Требования и показатели из этого документа вы найдете в нашей следующей таблице.

Показатель Значение
Оттенок От бесцветного до бледно-желтого
Наличие осадка Не допускается
Наличие масляной пленки
Наличие резкого запаха
Содержание растворимых солей Не более 5 000 мг/л
Содержание фосфатов Не более 100 мг/л
Содержание сульфатов Не более 2 700 мг/л
Содержание сульфидов Не более 100 мг/л
Содержание ионов хлора Не более 4 500 мг/л
Содержание нитратов Не более 500 мг/л
Содержание свинца Не более 100 мг/л
Содержание цинка Не более 100 мг/л
Содержание сахара Не более 100 мг/л
Содержание взвешенных частиц Не более 500 мг/л
Кислотность (pH) От 4 до 12,5

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к затворителю дорожного бетона по ГОСТ 23732-2011

Остановимся на некоторых показателях подробнее и объясним, почему они важны:

  • Наличие в воде растворимых солей (фосфатов, сульфатов, сульфидов, хлоридов и прочих) чревато тем, что вызывает коррозию как самого бетона, так и стальной арматуры. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Коррозийная (химическая) стойкость бетона.
  • Цинк и свинец – это тяжелые металлы, которые в высоких концентрациях несут опасность для здоровья человека. Поэтому их содержание в любых строительных материалах четко нормируется.
  • Растворимые сахара при замесе бетона образуют тончайшие адсорбционные оболочки вокруг частиц цемента. Из-за этого останавливается гидратация вяжущего. Другими словами, бетон просто-напросто не затвердевает.
  • Кислотность воды для изготовления бетона колеблется в широких пределах. Она может быть кислотной (pH 4-7), нейтральной (pH 7) или щелочной (pH 7-12,5). При необходимости этот показатель можно уменьшить или увеличить.

Для приготовления бетона можно использовать воду:

  • Питьевую
  • Грунтовую или поверхностную
  • Морскую
  • Техническую

Идеальным вариантом, конечно же, будет первый. Питьевая вода по умолчанию соответствует приведенным выше требованиям и не требует дополнительных проверок. А вот остальные виды воды придется отдавать в лабораторию на анализ.

Добавки

Технически это необязательный компонент бетона. Но на практике ни одна дорожная смесь не обходится без дополнительных присадок.

В нее вводят добавки:

  • Минеральные
    Это зола-унос и тонкие порошки, которые получают помолом различных материалов: каолина, кремнезема, металлургических и топливных шлаков. В бетоне они выполняют две функции. Во-первых, их частицы заполняют мельчайшие пустоты в материале, делая его более плотным и водонепроницаемым. Во-вторых, благодаря своей химической активности они как бы «усиливают» вяжущее, придавая камню прочность и стойкость.
  • Воздухововлекающие
    Они создают искусственные микропоры в толще камня, что способствует повышению морозостойкости конструкции. Но использовать их нужно осторожно, не допуская перерасхода. Слишком пористый бетон теряет прочность и не может выдерживать высокие нагрузки.
    В дорожном строительстве чаще всего используют добавки на основе нейтрализованной смолы (СНВ) и сульфатного мыла (ППФ).
  • Газообразующие
    Их роль в бетоне такая же, как и у воздухововлекающих, отличается только механизм действия. Роль газообразователя тут играет алюминиевая пудра или паста, которая в щелочной среде цемента окисляется с выделением водорода. Газ, улетучиваясь из бетона, оставляет после себя множество крохотных пузырьков с воздухом.
  • Пластифицирующие (водоредуцирующие)
    При изготовлении бетона возникает дилемма: если в смеси мало воды, она будет жесткой, ее будет тяжело укладывать и уплотнять. Но если воды много, то прочность бетона снижается. Как же выйти из этой ситуации? Ответ на самом деле прост: использовать пластификаторы. Они повышают подвижность бетонной смеси, не требуя перерасхода воды. Специальных требований к пластификаторам в дорожном бетоне нет, для него можно использовать такие же составы, как и для обычного конструкционного материала.
  • Замедляющие твердение
    Бетон при строительстве дорог не замешивают на площадке, а привозят с завода. Но он ведь далеко не всегда расположен рядом со стройплощадкой. Чтобы смесь не схватывалась раньше времени, нужно использовать замедлители (ингибиторы) твердения. Кстати, многие пластификаторы в качестве побочного эффекта выполняют еще и эту функцию.
  • Армирующие (фиброволокно)
    Эти добавки имеют вид тонкой проволоки, узких лент или волокна. По происхождению они бывают стальными, базальтовыми, стеклянными и полимерными. В составе бетона они выполняют целый ряд функций: повышают прочность на растяжение и сжатие, стойкость к динамическим нагрузкам, водонепроницаемость и морозостойкость, предотвращают появление трещин.
    Больше узнать об этом вы можете в нашей статье Фибробетон.

При использовании присадок важно знать меру. Общее количество химических добавок (воздухововлекающих, пластификаторов и других) не должно превышать больше 5% от массы цемента. Не допускается содержание в них хлоридов, нитратов, нитритов и другие соединений, вызывающих коррозию стальной арматуры.

Больше узнать о том, какие вещества используют для улучшения свойств бетона, можно в статье Виды добавок для бетона.

А мы тем временем подробнее остановимся на требованиях к бетону для строительства дорог.

Свойства и характеристики дорожного бетона

Прежде чем перейти к обсуждению конкретных свойств, поговорим о действующих нормативах на дорожный бетон. Тут ситуация немного сложная.

Дело в том, что дорожное строительство в России, в отличие от многих других стран, целиком и полностью ориентировано на строительство из асфальта. Причин тому много, но главная – это экономия. Поэтому всеобъемлющего стандарта на такой материал как «дорожный бетон» у нас нет.

ГОСТ 8424, на который часто ссылаются, был принят еще в СССР, когда нагрузки на дорожное полотно были совсем не такие, как сейчас. Опираться на него смысла нет.

Значит ли это, что качество дорожного бетона совсем никак не регулируется? Конечно нет.

Требования к нему приводятся в следующих нормативах:

Как видите, проектировщику все же есть на что опереться.

Минимальные требования к дорожному бетону приведены в следующей таблице.

Показатель / Конструктивный слой дороги Основание Нижний слой покрытия Верхний слой покрытия или однослойное покрытие
Водоцементное отношение (В/Ц), не более 0,9 0,5 0,45
Объем вовлеченного воздуха, % Не нормируется 4-6 5-7
Класс по прочности… при сжатии, не менее В7,5

(В25 – для основания из плит)

В30

(В25 – для покрытия из плит)

при изгибе, не менее Btb1,2

(Btb3,6 – для основания из плит)

Btb4,0

(Btb3,6 – для покрытия из плит)

Марка по морозостойкости, не менее, при среднемесячной температуре… от 0 до -5° F25 F100
от -5° до -15° F50 F150
ниже -15° F50 F200

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Минимальные требования к дорожному бетону

Кратко прокомментируем каждый показатель:

  • Показатель В/Ц обозначает отношение массы воды к массе цемента в бетонной смеси. Принцип тут такой: чем В/Ц ниже, тем выше прочность бетона – и наоборот. Поэтому при замесе бетона стоит стремиться к снижению В/Ц. В этом помогают пластификаторы.
  • Объем вовлеченного воздуха показывает, сколько мельчайших пузырьков останется в толще бетона после его затвердения. Если пустот очень мало, то при замерзании материал может разорвать высокое внутреннее напряжение. Но если их слишком много, то бетон теряет прочность. Воздухововлекающие добавки нужно использовать четко по инструкции производителя, чтобы остаться в заданных рамках.
  • Проектный класс бетона по прочности при сжатии и изгибе рассчитывается исходя из конкретных условий эксплуатации дороги. Сделать это можно по приведенным выше рекомендациям.
  • Марка бетона по морозостойкости рассчитывается исходя из целого ряда факторов. К ним относятся среднесуточная температура самого холодного месяца, степень увлажнения и наличие противогололедной обработки. Наиболее подробно эти требования изложены в Приложении Ж к СП 28.13330.2017.

Вывести какие-то единые требования к дорожному бетону в рамках одной статьи невозможно – слишком много факторов здесь задействовано. И объем трафика, и допустимая масса транспорта, и влияние атмосферных факторов с антигололедной обработкой – все нужно учитывать. Но те показатели, которые приведены в таблице выше – это обязательный минимум.

А мы тем временем подходим к заключительному разделу статьи. В нем мы поговорим о том, в каких конструкциях задействуют этот материал.

Применение дорожного бетона

Эту разновидность бетона можно назвать узкоспециализированной. Она рассчитана на очень конкретный вид нагрузок – от движения транспорта и пешеходов.

Дорожный бетон используется при строительстве и обустройстве:

  • Автомагистралей и скоростных дорог
  • Обычных автомобильных дорог
  • Мостов, эстакад, путепроводов
  • Временных подъездов к стройплощадкам и промышленным объектам
  • Тротуаров и пешеходных дорожек
  • Парковок
  • Взлетно-посадочных полос на аэродромах

Во всех этих работах бетон показывает себя как достойную альтернативу традиционному асфальту. И более того – он превосходит асфальтобетон по таким показателям как прочность, сопротивляемость деформациям и долговечность.

Подробнее о сфере использования этого материала читайте в нашем разделе Бетон для дорожных работ.

Самолет на бетонной взлетно-посадочной полосе
Строительство дороги при помощи бетона
Дорога из бетона
Производство отсева

Подведем итог всему вышесказанному.

Дорожный бетон используют на всех этапах строительства дороги: от обустройства основания до заливки финишного покрытия. Он рассчитан на эксплуатацию в условиях динамических нагрузок, регулярного воздействия влаги, морозов и химических реагентов. Соответственно, требования к такому материалу выше, чем к обычному конструкционному. Его высокие характеристики достигаются за счет тщательного отбора сырья и использования специальных добавок.