Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Стоимость строительства дороги из асфальта

С каждым годом протяженность автомобильных дорог в России и в мире неуклонно растет. И происходит это не только за счет федеральных проектов, но и силами местных властей и частных инвесторов. А иногда – и по инициативе обычных граждан.

Данная статья будет полезна:

  • Заказчикам, которые хотят обустроить дорогу к своему загородному участку или саду
  • Инвесторам, которые планируют вложиться в строительство частной дороги
  • Обычным гражданам, которым интересна тема дорожного строительства
Асфальтированное шоссе

Мы разберемся, из чего складывается цена 1 км автомобильной дороги и сколько денег на это тратят в России и за рубежом. Также мы посмотрим, во сколько обойдется обустройство самой простой дорожной конструкции в разных регионах нашей страны. А в последнем разделе мы поговорим о том, как можно снизить себестоимость таких работ.

Строительство дороги через реку
Строительство дороги из асфальта

Из чего складывается и от чего зависит стоимость строительства дороги

Дорожное строительство – это дело очень затратное. В России на него ежегодно выделяются десятки и сотни миллиардов рублей. При этом наши дороги по сравнению с общеевропейским уровнем стоят дешево (в этом вы убедитесь чуть позже). В такой ситуации невольно задумываешься: на что идут все эти деньги?

По данным «Ведомостей», в 2015 году структура затрат на капитальное дорожное строительство была такой:

  • Строительство искусственных сооружений – 63,5%
    К ним относятся мосты, путепроводы, эстакады и тоннели. Возведение таких конструкций – работа крайне ответственная. Для этого нужны сложные инженерные расчеты, а также много дорогих стройматериалов: прочного бетона, железной арматуры, щебня и песка высших марок и других.
  • Строительство самой дороги – 16,9%
    Эта статья расходов зависит от целого ряда факторов, которые мы подробно рассмотрим ниже.
  • Выкуп земель, разработка территории, подготовка стройплощадки – 12,6%
    Просто так взять и начать строить дорогу нельзя. Сначала нужно снести все старые постройки, которые находятся на пути будущей трассы. А если она проходит через лес, необходимо вырубить деревья и выкорчевать корни. А если земля не находится в собственности застройщика (что бывает довольно часто), то ее первым делом придется выкупить или взять в долгосрочную аренду. Необходимо также проложить временные подъездные пути для самосвалов и строительной техники.
  • Прокладка и перенос инженерных коммуникаций – 7,1%
    К ним относятся газо-, водо- и нефтепроводы, канализация, линии электропередач, оптические и телефонные кабели, рельсовые пути. Все эти работы в обязательном порядке согласовываются с собственниками коммуникаций и местными или федеральными властями.

Если представить все данные в виде диаграммы, это будет выглядеть следующим образом:

Затраты на капитальное дорожное строительство – диаграмма

Как видите, основная часть средств, которые выделяются из бюджета, идут даже не на строительство дороги. Более 80% составляют сопутствующие расходы.

Если вы строите новую дорогу с нуля, то нужно понимать, что одними затратами на материалы, аренду или покупку техники и оплату труда рабочих вы не ограничитесь. Остальные расходы тоже нужно обязательно учесть при подготовке.

С другой стороны, здесь можно усмотреть и светлую сторону. Например, если вы хотите покрыть уже существующую грунтовку в своем СНТ асфальтом, то затраты на такие работы будут минимальными. Ведь не нужно ни выкупать землю, ни расчищать территорию. Потратиться придется только на само асфальтирование.

Стоимость обустройства новой дороги зависит от таких факторов:

  • Категория и характеристики дороги
  • Тип дорожной одежды
  • Особенности территории
  • Стоимость и доступность строительных материалов
Строительство дороги из асфальта
Дорога из асфальта
Укатывание дорожным катком дороги из асфальта

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Категория и характеристики дороги

Все автомобильные дороги в России классифицируются в соответствии с их техническими характеристиками и значимостью. На основании этого деления устанавливают приоритеты ремонта и уборки.

Всего существует 5 категорий:

  • I
    Это трассы с количеством полос не менее 4 и широкой разделительной полосой. Попасть на них можно только через специальные въезды или с примыкающих дорог. Сюда относятся все автомагистрали и скоростные дороги, а также дороги общегородского значения.
  • II
    Это крупная нескоростная трасса с 2-4 широкими полосами движения и разделительной полосой. На ней могут обустраиваться регулируемые и нерегулируемые перекрестки. В эту группу попадают дороги между районами города, жилой застройкой и промзонами, селами и деревнями.
  • III
    Двухполосная трасса без обязательной разделительной полосы. Это основные дороги местного значения в спальных районах города, селах и деревнях.
  • IV
    Узкие двухполосные трассы, рассчитанные на низкую интенсивность движения. К ним относятся проезды и второстепенные дороги местного значения.
  • V
    Однополосное полотно шириной от 4,5 м, не предназначенное для постоянного движения машин. Это, например, квартальные и внутридворовые проезды, подъезды к домам и земельным участкам.

С более подробной классификацией дорог и улиц вы можете ознакомиться в нашей статье Нормативы уборки снега в городе.

Несложно догадаться, что чем выше категория дороги, тем дороже обходится ее строительство. Это обусловлено и шириной проезжей части, и требованиями к используемым материалам.

По данным Минтранса, в 2017 году средняя стоимость дорожных работ была такой:

Категория дороги Стоимость строительства 1 км 1 полосы движения, млн руб. Стоимость реконструкции 1 км 1 полосы движения, млн руб. Стоимость капитального/текущего ремонта 1 км 1 полосы движения, млн руб.
I 39,1 49,8 19,4/7,3
II 38,6 36,6 17,8/8,1
III 17,2 28 15,1/8
IV 15,4 15,2 11,2/7,2
V 12,4 9,9 4,5

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Средняя стоимость дорожных работ в 2017 году по данным Минтранса

Кроме того, на себестоимость дорожного полотна влияют и другие его технические характеристики:

  • Радиусы кривых
  • Уклон дороги
  • Наличие перекрестков и примыканий

Чем сложнее выглядит будущая трасса на чертеже и плане местности, тем дороже будут работы по ее обустройству.

Тип дорожной одежды

Нормативные документы допускают разные варианты обустройства дорожного пирога. Выбор подходящего зависит от условий его эксплуатации.

При этом учитывают такие критерии:

  • Интенсивность движения
  • Режим движения (среднюю скорость, возможность резких разгонов и торможений, крутых поворотов)
  • Тип нагрузки (легковая или грузовая)
  • Климатические условия

Исходя из них выбирают оптимальную конструкцию дорожного пирога и материал покрытия.

В СП 34.13330.2021 приведена следующая классификация дорожных одежд:

Тип дорожной одежды Виды покрытий Категория дороги
Усовершенствованный капитальный Монолитный цементобетон I

II

III

Монолитные или сборные из железобетона, армобетона
Асфальтобетон, в том числе щебеночно-мастичный (ЩМА)
Усовершенствованный облегченный Асфальтобетон IV
Из смесей щебня (гравия) и песка с органическими вяжущими (смолами, полимерными эмульсиями и другими)
Из щебня (гравия), обработанного органическим вяжущим
Переходный Из щебеночно- и гравийно-песчаных смесей (ПЩС и ПГС) IV
Из грунтов и каменных материалов, укрепленных вяжущими
Из грунтов, укрепленных вяжущими и местными материалами
Из булыжника и колотого камня

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Классификация дорожных одежд из СП 34.13330.2021

Разница между разными типами дорожных одежд такая:

  • Капитальные покрытия обустраиваются с расчетом на способность выдерживать высокие нагрузки и долгий срок службы. Они применяются на дорогах, по которым регулярно движется легковой и грузовой транспорт.
  • Облегченные покрытия используются там, где нагрузки невысокие и можно сэкономить на количестве и качестве материала. Это внутриквартальные проезды, парковки легкового транспорта, а также дороги в селах и коллективных садах, где нет постоянного транспортного потока.
  • Переходные дорожные одежды – это грунтовки, отсыпанные щебнем (гравием) или укрепленные вяжущим, а также мостовые. Как правило, они носят временный характер. Хотя во многих селах и деревнях такие дороги служат десятилетиями, и местные власти не торопятся их асфальтировать.

Вы можете заметить, что асфальт попал в группу как капитальных, так и облегченных покрытий. В первом случае используется материал высокого качества, часто обогащенный добавками полимеров, резиновой крошки или стабилизирующих волокон. А вот при строительстве облегченной дорожной одежды могут применяться асфальтобетонные смеси марки II и с более низким содержанием щебня или гравия (типы Б, В).

Примерная стоимость дорожной конструкции разных типов будет такой:

  • Капитальный тип – от 1500-3000 рублей/м2
  • Облегченный тип – от 500-1500 рублей/м2
  • Переходный тип – от 250-400 рублей/м2

Обратите внимание, что это минимальные расценки, которые носят ориентировочный характер. Они могут резко увеличиться, когда в дело вступят еще два фактора, которые мы рассмотрим ниже.

Особенности территории

При любом капитальном строительстве большое внимание уделяется топологическим и геологическим изысканиям на местности. Без них нельзя возвести надежную и долговечную конструкцию, которая прослужит не один десяток лет.

При проектировании дороги принимают во внимание следующее:

  • Рельеф территории
    Это наличие гор и холмов или, наоборот, впадин, обрывов и лощин. Резкие перепады высот нужно компенсировать путем выемки грунта или создания насыпей, из-за чего вырастает стоимость строительства.
  • Климатические особенности
    Практически все стройматериалы теряют прочность под воздействием воды и многократных циклов заморозки и оттаивания. Чтобы дорога прослужила дольше в условиях сурового климата, для ее обустройства нужно тщательно отбирать сырье по критериям водо- и морозостойкости.
  • Инженерно-геологические особенности
    К ним относятся несущая способность грунта, его склонность к пучению и просадкам, а также уровень грунтовых вод. От этих характеристик зависит сложность работ по подготовке земляного корыта и основания под будущую дорогу.
  • Наличие застройки в районе строительства
    На укладку в этих условиях накладываются дополнительные ограничения. Нужно следить, чтобы трасса располагалась на допустимом расстоянии от домов, а загрязнение окружающей среды было минимальным. Кроме того, проводить работы в ночное время в черте населенного пункта запрещено.
  • Наличие природоохранных зон
    Это заповедники, национальные и природные парки, природные заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады. Прокладывать дорогу напрямую через такие территории запрещено. Из-за этого увеличивается протяженность дороги и, как следствие, затраты на ее строительство.

Стоимость и доступность строительных материалов

Эта статья расходов имеет яркую региональную специфику. Ведь каждый субъект России имеет свою уникальную ресурсную базу. Сырье, которое стоит копейки в одной области, может быть очень дорогим в другой.

При строительстве дороги и производстве асфальта используются:

  • Песок или отсев
  • Щебень или гравий
  • Минеральные порошки
  • Битум и битумные эмульсии
  • Геотекстиль
  • Цемент
  • Модифицирующие добавки (полимеры, резина, целлюлозные волокна и другие)

Как правило, самым дорогим материалом из списка является битум и его производные. Это объясняется тем, что местные каменные карьеры есть во многих регионах страны. А вот нефтеперерабатывающие заводы – это явление более редкое. И если требуется материал действительно высокого качества, то его часто приходится привозить издалека, а то и вовсе импортировать.

Мы ответили на вопрос о том, из чего складывается стоимость строительства дороги. Это сложный процесс, который зависит от большого числа переменных. И разброс расценок здесь может быть очень велик.

В следующих разделах мы посмотрим, как отличаются затраты на такие работы в России и других странах.

Стоимость строительства 1 м2 дороги в разных регионах России

Цены на дорожные работы в каждой области будут свои. Эта разница обусловлена доступностью стройматериалов, а также климатическими и геологическими особенностями.

В таблице ниже приведены минимальные расценки на укладку дорожного полотна из асфальта:

Федеральный округ Средняя стоимость строительства 1 м2 дороги*
Москва и Московская область от 1200 рублей
Санкт-Петербург и Ленинградская область от 1350 рублей
Центральный ФО от 1000 рублей
Северо-Западный ФО от 1200 рублей
Южный ФО от 1300 рублей
Северо-Кавказский ФО от 1400 рублей
Приволжский ФО от 1300 рублей
Уральский ФО от 1000 рублей
Сибирский ФО от 1100 рублей
Дальневосточный ФО от 1380 рублей

* Цифры получены на основе анализа предложений подрядных организаций, занимающихся дорожными работами, на период осени 2021 года. Реальные цены могут отличаться от указанных как в большую, так и в меньшую сторону.

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Минимальные расценки на укладку дорожного полотна из асфальта для разных федеральных округов

В эту цену входят:

  • Затраты на приобретение материалов
  • Разметка территории
  • Выемка и вывоз грунта
  • Устройство песчано-щебеночного основания
  • Укладка мелкозернистого асфальта в один слой толщиной 4-6 см

Такая конструкция соответствует облегченному типу дорожной одежды. Это самый распространенный вариант при обустройстве трасс с низкими нагрузками (например, дорог в СНТ, частном секторе, деревнях и селах, подъездов к домам и загородным участкам).

Как видите, в Центральном и Уральском ФО построить дорогу можно сравнительно дешево. Первый округ – один из ведущих регионов производства битума. Урал, в свою очередь, богат месторождениями каменных материалов. А вот Дальний Восток, наоборот, не может похвастаться такой мощной добывающей промышленностью. Многие материалы там привозные. Соответственно, их себестоимость будет выше.

А теперь давайте поговорим о том, как цены на дорожные работы в России отличаются на мировых.

Стоимость строительства дорог в России и мире

В 2013 году радиостанция «Эхо Москвы» подготовила справку о стоимости строительства автодорог в России и ряде других стран.

В результате анализа данных были получены такие цифры:

Страна Стоимость 1 км полосы движения без НДС, млн руб.
Средняя Минимальная Максимальная
Германия 122,6 79,4 162,4
Франция 101,1 73,6 174,7
Канада 82,3 65,0 185,4
США 72,0 19,8 166,5
Испания 49,3 29,2 76,6
Российская Федерация 41,0 30,5 72,9
Финляндия 40,6 22,0 66,0
Китай 35,0 23,0 92,0

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица стоимости строительства автодорог в России и ряде других стран, данные за 2013 год

Как видите, по сравнению с другими развитыми странами в России строительство дорог обходится довольно дешево. Откуда же берется такая разница?

Давайте разберем это на конкретных примерах:

  • Германия и Франция не имеют таких обширных незаселенных территорий, как Россия. Поэтому трассы там часто строятся в условиях уже существующей застройки, в том числе жилой. Кроме того, в Европе и странах Северной Америки приняты высокие требования к качеству дорожных одежд. Например, там очень часто делают прочные и долговечные основания из бетона. Прибавьте к этому жесткий экологический контроль – и вы поймете, откуда берется такая высокая стоимость работ.
  • Зато можно заметить, что строительство самой простой дороги в США обходится намного дешевле, чем в России. Это обусловлено в первую очередь разницей климата. В американских штатах условия более мягкие, и суровые зимы местным дорогам не угрожают. За счет этого можно экономить.
  • Север России и Финляндия расположены на одной широте. Но в Финляндии климат мягче за счет близости к морю и влияния теплого течения Гольфстрим. Кроме того, грунты на территории Скандинавского полуострова прочные и качественные, их не нужно дополнительно укреплять. Наконец, строительные стандарты в этой стране менее жесткие. Например, допускаются обочины всего 0,5 м шириной, которые у нас были бы грубым нарушением стандартов. Вот и получается, что финнам новые дороги обходятся дешевле, чем нам.
  • Аналогичным образом китайские дороги получаются дешевыми за счет особенностей законодательства. Местные нормативы разрешают уменьшать как ширину проезжей части, так и толщину дорожного пирога на 25-40% по сравнению с российскими.

Таким образом, стоимость дорожных работ в России заметно ниже, чем в среднем в развитых странах – за исключением Финляндии и Китая. Частично это объясняется доступными стройматериалами. Ведь Россия сама производит как нефтяные битумы, так и щебень с песком. Нашим дорожным службам почти не приходится покупать их за рубежом.

С другой стороны, очевидна экономия на качестве проведения работ. Это объясняет, почему в той же Канаде асфальтовые покрытия служат десятилетиями, тогда как у нас они требуют капитального ремонта уже через 8-10 лет.

В заключительном разделе мы подробнее поговорим о том, как можно удешевить дорожные работы. Этот вопрос актуален не только для федеральных и муниципальных служб, но и для частных заказчиков.

Как можно снизить стоимость строительства и ремонта дороги

В любом строительстве денежный вопрос играет немаловажную роль. Особенно это актуально, если речь идет об асфальтировании небольшой дороги в СНТ, частном секторе или деревне – то есть когда приходится работать с очень ограниченным бюджетом.

В таком случае можно пойти тремя путями:

  • Использовать более дешевые материалы
    Например, взять известняковый щебень вместо гранитного, асфальт и песок низких марок. Затраты действительно получатся минимальными. Но и долговечной дорогу будет сложно назвать. В скором времени покрытие придется ремонтировать, а то и вовсе заменять. В принципе, если ездить по трассе будет только легковой транспорт, и то не слишком часто, то это – рабочий вариант.
  • Использовать более качественные материалы
    Можно, наоборот, заказать асфальтобетонную смесь марки I (а то еще и на полимерно-битумном вяжущем), чистый песок с минимальным содержанием глины и пыли, кубовидный щебень из прочной породы типа гранита. Естественно, на этапе строительства придется хорошенько потратиться. Но прослужит дорога дольше, а значит – такой вариант выгоднее в долгосрочной перспективе.
  • Обустроить альтернативное дорожное покрытие
    Вы посмотрели цены на строительство и ремонт асфальтовой дороги в своем регионе и решили, что ваш бюджет такое не потянет? Тогда можно рассмотреть альтернативы попроще.

Давайте остановимся на последнем варианте немного подробнее.

Традиционный асфальт можно заменить такими видами покрытий:

  • Уплотненный грунт
    Это самый дешевый вариант. Суть заключается в том, что с будущей дороги просто снимается слой плодородного грунта, а земля укатывается при помощи тяжелой техники. При необходимости грунт улучшают и укрепляют щебнем, песком, глиной, дресвой и другими материалами. Такая дорога будет размываться дождями и покрываться колеями. Так что удобной в эксплуатации ее не назовешь.
  • Щебень или гравий
    Качественная засыпка дороги решает проблему с грязью. За счет своих дренирующих свойств такое покрытие быстро высыхает в дождь. Но если ездить по щебенке или гравию еще нормально, то ходить по ним пешком очень неудобно. Кроме того, отсыпка будет со временем растаскиваться по всей округе, и ее придется регулярно обновлять.
  • Черный щебень
    Это каменный материал, обработанный битумом или битумной эмульсией. При трамбовке он образует прочный и жесткий слой, который отличается более высокой долговечностью по сравнению с обычной отсыпкой. В регионах, где производится мало щебня, вместо него можно использовать черный гравий. Но качество у него будет похуже.
  • Асфальтовая крошка (срезка асфальта)
    Ее получают путем дробления старых дорожных покрытий. Это вторичный материал, который не проходит обязательную сертификацию. Но и стоит он дешево. После засыпки срезка трамбуется колесами машин и слипается, образуя прочное покрытие. В результате получается дорога, по качеству похожая на обычную асфальтовую.
  • Бетон
    Обустраивать подъезд к дому или дорогу в коллективном саду из бетона – нецелесообразно. Это долго, сложно и дорого. Но для участков с высокой транспортной нагрузкой (особенно грузовой) такой вариант может быть выгоден. Потому что бетон прочнее и долговечнее асфальта. За счет этого можно в будущем сэкономить на ремонте.

Подведем итог.

Строительство новой дороги – это целый комплекс мероприятий. Его стоимость варьируется от региона к региону и от страны к стране.

Цены на проведение работ зависят от таких факторов:

  • Категория дороги
  • Характеристики дороги
  • Тип дорожной одежды
  • Рельеф местности
  • Климатические условия
  • Инженерно-геологические условия
  • Наличие застройки и природоохранных зон
  • Стоимость и доступность строительных материалов

Чтобы снизить стоимость дорожных работ, можно обустроить покрытие из более дешевых материалов. Или наоборот: можно потратиться больше на этапе строительства, чтобы потом сэкономить на ремонте и содержании. Если же укладка асфальта не «помещается» в заданный бюджет, его можно заменить другими видами покрытий, такими как уплотненный грунт, щебень или гравий, черный щебень, асфальтовая крошка или бетон.