Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Нормативы уборки снега в городе

Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП, а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.

Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

нормативы уборки снега в городе

Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:

  1. ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
    В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.
  2. ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
    Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
  3. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест
    Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.

Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности, это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.

Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Требования к уборке городской территории
    — Нормативы уборки проезжей части
    — Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
    — Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок
  2. Требования к складированию и утилизации снега

Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в разных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.

Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.

Категории дорог и улиц

Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная, но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.

Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.

Классификация автомобильных дорог

Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.

В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:

  1. Автомагистраль
    Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются.
  2. Скоростная автомобильная дорога
    Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги.
  3. Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
    Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными, на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.

Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.

Выделяются следующие категории дорог:

  • I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
    Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км.
  • II
    Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями).
  • III
    В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями.
  • IV
    Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
  • V
    Это небольшие однополосные дороги шириной от 4,5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.

Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.

Классификация улиц

Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.

В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.

Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:

Группа улиц Виды улиц и дорог (по значению) Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам)
А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги II
Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные III
Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки IV

Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.

Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.

Требования к уборке городской территории в зимнее время

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.

В частности, выделяются два вида снега:

  • Рыхлый снег
    Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  • Талый снег
    Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком тротуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.

Зимняя скользкость бывает двух видов:

  • Уплотненный снег (снежный накат)
    Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3).
  • Стекловидный лед (гололед)
    Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.

Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

Нормативы уборки проезжей части дорог

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  • Сгребание и подметание снега
  • Скол уплотненного снега и льда
  • Формирование снежных валов
  • Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  • Вывоз снега и скола льда

Расчистка дорог – механизированная, хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.

Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
  • Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  1. Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  2. Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  • Толщина УСП – от 3 до 8 см
  • Максимальная скорость движения – 60 км/ч
  • На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
  • В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 суток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.

Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:

Вид дефекта Сроки устранения *, сут
Колея глубиной более 3 см не более 2
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см2 не более 2
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см не более 6

*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:

Вид снежно-ледовых образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч
Рыхлый или талый снег IА, IБ А, Б не более 4 (в сельских поселениях – не более 3)
IВ, II В, Г не более 5 (в сельских поселениях – не более 4)
III-IV Д, Е не более 6
V не более 12
Зимняя скользкость IА, IБ, IВ А-В не более 4 (в сельских поселениях – не более 5)
II, III Г, Д не более 5
IV Е не более 6
V не более 12

* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.

Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.

Нормативы уборки элементов благоустройства дорог

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:

  • Заездные (парковочные) карманы
  • Посадочные площадки автобусов
  • Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например, около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.

Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:

Элемент благоустройства Категория дороги допустимая толщина слоя, см Срок снегоочистки*, ч
Заездные карманы IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
Посадочные площадки автобусов IА, IБ 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
IА, IБ 6 (4) не более 24
IВ, II 8 (6)
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств III, IV, V 12 (8)

* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.

Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.

Во время снегопада на тротуарах допускается:

  • На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
  • На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
  • На остальных дорогах – не более 12 см снега

Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?

Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:

«8.5 На покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».

Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.

Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  • Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  • Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  • Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
  • При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.

Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:

Вид снежно-ледяных образований Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч Срок устранения*, ч
Рыхлый и талый снег от 250 1
100-250 2
до 100 3
Зимняя скользкость от 250 12
100-250 18
до 100 24

* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.

Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.

Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.

Требования к складированию и утилизации снега

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.

Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:

  • На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
  • В лотковой части дороги
  • На разделительной полосе шириной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.

Снежные валы запрещается формировать:

  • На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  • На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  • Около железнодорожных переездов
  • Около перекрестков
  • На тротуарах
  • На газонах
  • На мостовых сооружениях

На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.

Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:

Элемент дороги Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м
Железнодорожный переезд 400
Пересечение в одном уровне 150
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств 20
Пешеходный переход 15

Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  1. Оставить лежать до конца зимнего сезона
  2. Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник

Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае, если снежный вал никому не мешает.

Складировать снег до весны разрешается:

  • На разделительной полосе шириной более 5 м
  • В лотковой части дороги
  • На пустырях

Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  • С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  • С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.

Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.

Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:

  1. Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  2. Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  3. На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  4. Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  5. Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  6. Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1-3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
  7. Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  8. Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.

Хотите узнать больше?

Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:

Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела: