Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Характеристики и свойства асфальтобетона (асфальта)

Асфальт (асфальтобетон) – это сложный материал, широко востребованный в дорожном строительстве и работах по благоустройству территорий. Он обладает целым рядом свойств, которые так или иначе определяют его качество и срок службы.

Содержание [Спрятать]

Асфальт (он же асфальтобетон)
Асфальтовое покрытие
Подготовка дорожного покрытия к укладке асфальте

Требования к характеристикам асфальтобетонных смесей различных типов и марок установлены в ГОСТ 9128-2013. Там же перечислены обязательные пункты документа о качестве, который выдается потребителю на каждую партию заказанной асфальтобетонной смеси (АБС).

В соответствии с ним, в сертификате должны указываться следующие характеристики:

Для горячих смесей Для холодных смесей
Водостойкость
Водостойкость при длительном водонасыщении
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С
Срок хранения
Слеживаемость
Предел прочности при сжатии при температуре 20°С, в том числе в водонасыщенном состоянии
Для всех смесей
Вид, тип и марка смеси
Масса смеси
Водонасыщение
Пористость (остаточная и минеральной части)
Сдвигоустойчивость
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (радиоактивность)

Для вашего удобства ниже представлена та же самая таблица в виде картинки:

таблица характеристик, которые должны указываться в сертификатах для разных асфальтобетонных смесей

Это технические показатели, которые рассчитываются экспериментальным путем в лабораториях при асфальтобетонных заводах. Они имеют большое значение при укладке высококачественного дорожного покрытия.

Однако стоит отметить, что многие из этих значений мало что скажут человеку, который не имеет специального технического образования. Между тем асфальт достаточно активно применяется и в сфере бытового строительства и благоустройства. Поэтому, для удобства более широкого круга пользователей, мы немного адаптируем этот список.

С точки зрения потребителя материала наиболее важны следующие характеристики:

  • Тип, зернистость и марка смеси
  • Плотность
  • Водонасыщение
  • Прочность
  • Водостойкость
  • Пористость
  • Сдвигоустойчивость
  • Трещиностойкость
  • Радиоактивность
  • Срок службы асфальта

Подробный обзор видов, типов и марок асфальта вы можете найти в нашей статье Виды асфальта. Информация об остальных характеристиках дана в соответствующих статьях на нашем сайте.

В этой статье мы кратко рассмотрим все свойства и характеристики, которые определяются для асфальтобетона и АБС. Мы поговорим о том, какой практический смысл они имеют, от чего зависят и как могут быть изменены на этапе производства или укладки.

Укладка асфальта

Итак, все характеристики асфальта можно разделить на 7 групп:

Давайте рассмотрим каждую группу подробнее.

Технологические свойства асфальта

Эти характеристики используются для того, чтобы описать поведение строительного материала при его транспортировке и использовании. От них зависит, насколько трудоемкими будут работы по укладке того или иного вида асфальтобетона.

К технологическим свойствам относятся:

Далее мы коротко остановимся на каждом.

Укладка асфальта

Удобоукладываемость (подвижность) асфальта

Это свойство материала заполнять определенную форму с образованием плотной однородной массы. Оно показывает, насколько легко смесь поддается укладке и выравниванию.

От этой характеристики зависит трудоемкость работ по укладке асфальта. Работа с малоподвижными смесями требует привлечения тяжелой техники и целой команды рабочих. В противном случае процесс грозит затянуться, а это приведет к резкому ухудшению качества асфальта.

Подвижность смеси зависит от соотношения ее компонентов, температуры и размера зерен наполнителя. Самый удобоукладываемый материал – это литой асфальт. За ним следуют мелкозернистые и песчаные АБС. Труднее всего работать с крупнозернистыми смесями.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Удобоукладываемость (подвижность) асфальта.

Укладка асфальта

Уплотняемость (формуемость) асфальта

Этот критерий показывает, насколько легко смесь поддается трамбовке и укатке.

Качество готового асфальта напрямую зависит от степени его уплотнения. Если во время работ смесь плохо утрамбовали, то такое покрытие быстро «поплывет» и придет в негодность. Соответственно, чем выше уплотняемость материала, тем меньше времени потребуется на его полноценную укатку.

Формуемость АБС зависит от размера зерен наполнителя и их формы. Тяжелее всего уплотняются крупнозернистые смеси на основе искусственных наполнителей (щебня и отсева). А самый высокий показатель – у песчаных асфальтов.

Уплотняемость также зависит от температуры материала. У смеси сразу после выгрузки она будет максимальной (для этого вида АБС), а по мере ее остывания начнет снижаться.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Уплотняемость (формуемость) асфальта.

Кроме того, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей по теме Уплотнение асфальтобетона. Там мы рассказываем, какая техника используется для уплотнения асфальта, как можно самостоятельно уплотнить покрытие и как именно уплотнение асфальтобетона влияет на его качество.

Уплотнение асфальта

Однородность асфальта

Этот показатель характеризует равномерность распределения зерен разного размера в составе смеси. Он во многом определяет надежность и долговечность готового покрытия. Если неоднородную АБС уложить на дорогу, то в асфальте образуются участки с пониженной прочностью и перепадами пористости. Он быстро покроется трещинами и выбоинами, придет в негодность.

Однородность смеси обеспечивается качественным перемешиванием, а также соблюдением правил транспортировки к месту проведения работ.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Однородность асфальта.

Асфальтированная дорога

Сегрегируемость (разделимость) асфальта

Данный критерий тесно связан с предыдущим. Сегрегируемость – это способность смеси сохранять свою однородность при погрузке, транспортировке и выгрузке.

Разные виды асфальтобетонных смесей отличаются по своей склонности к сегрегации – то есть расслаиванию. Хуже всего однородность сохраняют литой асфальт и крупнозернистые АБС. А вот у материалов на основе песка и отсева сегрегируемость достаточно низкая.

Проблема сегрегации решается путем модификации смеси: улучшением зернового состава, внесением стабилизирующих добавок, а также небольшим увеличением доли битума. Сохранять однородность помогает и правильная транспортировка.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Сегрегируемость асфальта.

Укладка асфальта

А если вам интересно больше прочитать об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Технологические свойства асфальта.

Общефизические свойства асфальта

Это характеристики материала, которые определяются соотношением компонентов в его составе, а также их особенностями. От них во многом зависят все остальные свойства асфальта – водные, тепловые, химические, механические и эксплуатационные.

К этой группе относятся такие характеристики как:

Кратко остановимся на каждом из них.

Асфальт

Плотность и масса асфальта

В широком смысле плотность – это соотношение объема и веса материала. Но поскольку асфальт – это сложный материал, для него рассчитывается сразу несколько показателей плотности.

Среди них:

  • Средняя плотность
  • Плотность минеральной части с учетом пор (пустот между зернами материала)
  • Истинная плотность состава (без учета объема пор)
  • Истинная плотность асфальта (без учета пор)

Показатель зависит от таких факторов как соотношение щебня и песка (чем больше песка, тем плотнее материал), содержание битума и степень уплотнения.

Если плотность – это свойство непосредственно материала, то значение массы характеризует определенный объем асфальтобетонной смеси или готового покрытия. Это значение может быть получено экспериментально – путем обычного взвешивания асфальтобетонной смеси. Но поскольку речь обычно идет о тоннах, к нему прибегают редко. Чаще масса высчитывается как произведение уже известной плотности материала на его объем.

Эта характеристика важна в ряде случаев:

  • При проектировании кладки дороги – для расчета нагрузки, оказываемой покрытием на нижние слои
  • При заказе материала – чтобы правильно подобрать технику для транспортировки
  • При срезке асфальта – для подбора дорожных фрез, самосвалов для вывоза лома и расчета стоимости материала для перепродажи

Масса асфальта зависит от тех же факторов, что и плотность: состав смеси и соотношение компонентов наполнителя, а также степень уплотнения материала.

Подробнее об этих свойствах вы можете прочитать в нашей статье Плотность и масса асфальта.

Укладка асфальта

Пористость асфальта

Это характеристика объема воздушных пустот (пор) в материале. Она зависит в первую очередь от свойств наполнителя. В песчаных и мелкозернистых асфальтах минеральные зерна прилегают близко друг к другу, тогда как в крупнозернистых смесях между ними образуется довольно много пустот.

Этот показатель определяет целый ряд водно-физических свойств асфальтобетона, а также его прочность и морозостойкость.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Пористость асфальта.

Асфальтированная дорога

Радиоактивность асфальта

Минеральный наполнитель асфальта имеет свойство накапливать потенциально вредную радиацию. В связи с этим возникает необходимость контролировать ее количество.

ГОСТ 9128-2013 предъявляет такие требования к показателям радиоактивности асфальтобетона:

  • Для всех типов строительства – не более 370 Бк/кг
  • Для строительства дорог и аэродромов в населенных пунктах – не более 740 Бк/кг
  • Для строительства дорог вне населенных пунктов – не более 2800 Бк/кг

Большинство асфальтобетонных смесей не представляют радиационной опасности. Но если вы знаете, что наполнитель для вашего материала добывается в регионе с плохой радиационной обстановкой, советуем обратить особое внимание на значение этого показателя.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Радиоактивность асфальта.

Укладка асфальта в частном доме

Если же вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Общефизические свойства асфальта.

Водно-физические свойства асфальта

Эти свойства характеризуют степень разрушительного воздействия воды на асфальтобетон.

К ним относятся:

Давайте кратко рассмотрим каждое из них.

Лужа на асфальте

Водонасыщение асфальта

Это способность материала вбирать влагу в поры и трещины. Показатель измеряется путем сравнения массы сухих и напитанных водой образцов асфальтобетона.

Водонасыщение строго нормируется ГОСТом 9128-2013. Дело в том, что при замерзании вода расширяется в объеме. Соответственно, если дорожное покрытие впитывает много влаги, то зимой оно будет деформироваться и трескаться.

Как мы уже отмечали, этот показатель напрямую зависит от пористости. Чем больше пустот в материале, тем больше воды он может впитать. Максимально допустимое содержание влаги в готовом асфальтобетоне варьируется в пределах 3-5% для плотных смесей, 4-10% – для пористых и 10-18% – для высокопористых.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водонасыщение асфальта.

Капли дождя на асфальте

Набухание асфальта

Это свойство материала увеличиваться в объеме в водонасыщенном состоянии. В принципе, данная характеристика хорошо знакома всем: этот принцип используется, например, при производстве фигурок и игрушек, которые увеличиваются в воде.

Набухание асфальтобетона высчитывается путем сравнения его объемов в сухом виде и после насыщения влагой. В норме оно не должно превышать 0,5-1,5% (в зависимости от пористости и марки материала). Завышенный показатель может говорить о наличии в смеси большого количества глинистых, илистых и органических примесей или недостаточном уплотнении покрытия.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Набухание асфальта.

Лужа на асфальте

Водостойкость асфальта

Свойство показывает, насколько прочность материала изменяется в водонасыщенном состоянии.

Для асфальтобетона важны две характеристики:

  • Коэффициент водостойкости
  • Коэффициент водостойкости после длительного водонасыщения

Они рассчитываются схожим образом. Для анализа берутся сухие образцы материала и образцы, пропитанные влагой (в течение нескольких часов или 15 суток соответственно). Для каждого из них замеряется предел прочности при сжатии. Соотношение полученных показателей – это и есть коэффициент водостойкости. Она варьируется в пределах от 0,60 до 0,95 в зависимости от марки асфальта. Чем выше показатель, тем лучше качество материала.

Это свойство также зависит от набухания и водонасыщения. Дело в том, что влага в порах асфальта со временем разрушает связи между зернами наполнителя и битумом. Следовательно, чем больше воды вбирает материал, тем быстрее он разрушается.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водостойкость асфальта.

Мокрый асфальт

Водопроницаемость асфальта

Водопроницаемость материала – это способность покрытия пропускать через себя влагу к нижним слоям.

В принципе, любой асфальт достаточно водонепроницаем. В этом можно легко убедиться и без лабораторных испытаний. Нужно только выйти на улицу после дождя и увидеть, что лужи на дорогах не впитываются в покрытие.

Как правило, данный показатель для асфальтобетона специально не замеряется. Исключение – это строительство мостов. В этом случае инженерам важно знать, что через покрытие точно не будет просачиваться влага. Ведь от нее будут ржаветь стальные элементы конструкции. Поэтому в мостовом строительстве используются специальные виды асфальтобетонных смесей с добавлением активированных минеральных порошков или поверхностно-активных веществ (ПАВ). Благодаря им покрытие становится полностью водонепроницаемым.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водопроницаемость асфальта.

Лужа на асфальтовом покрытии

Если же вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Водно-физические свойства асфальта.

Теплофизические свойства асфальта

Эта группа характеристик показывает, как тепловая энергия из окружающей среды влияет на качества асфальтобетонного покрытия. Они особенно актуальны для регионов с жарким или, наоборот, холодным климатом.

К этой группе свойств относятся:

Коротко о них – далее.

Укладка асфальта

Теплопроводность асфальта

Этот показатель характеризует способность материала проводить тепло от более горячих участков к холодным.

Теплопроводность асфальтобетона зависит от ряда факторов:

  • Пористости
    Чем больше пустот в материале, тем хуже он проводит тепло.
  • Степени насыщения водой
    Чем больше в порах асфальта влаги, тем лучше он проводит тепло.
  • Степени уплотнения
    Чем лучше утрамбовано и укатано покрытие, тем лучше оно проводит тепло.

Что же лучше для асфальтобетона – высокая или низкая теплопроводность? На этот вопрос сложно ответить однозначно.

С одной стороны, высокая теплопроводность обеспечивает равномерное распределение температуры в верхних и нижних слоях материала. А многие характеристики асфальтобетона зависят именно от его температуры. Другими словами, чем выше теплопроводность асфальта, тем равномернее нагреваются и охлаждаются различные его участки – тем стабильнее он проявляет свои качества.

С другой стороны, при строительстве дорог на пучинистых грунтах высокая теплопроводность – это минус. Дело в том, что пучинистые грунты при замерзании расширяются и деформируют асфальтовое покрытие. Поэтому при строительстве дорог на таких участках важно не допустить промерзания нижних слоев. Для этого производятся специальные смеси с пониженной теплопроводностью, которые удерживают тепло в земле.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Теплопроводность асфальта.

Асфальтированная дорога

Теплоемкость асфальта

Под теплоемкостью понимают количество тепла, необходимое для того, чтобы изменить температуру материала на один градус. Другими словами, чем выше теплоемкость, тем медленнее нагревается материал и тем дольше он сохраняет тепло.

Как это проявляется на практике? Средняя удельная теплоемкость асфальта достаточно высокая – от 920 до 2100 Дж/(кг*К). Это значит, что в течение дня он активно нагревается, а ночью отдает накопленное тепло в воздух, играя роль своеобразного обогревателя. Именно поэтому в заасфальтированных городах летом обычно жарче, чем на природе – они просто не успевают охлаждаться.

Специальные методы изменения теплоемкости асфальтобетона в России пока не применяются. Однако в странах Северной Америки и Западной Европы разрабатываются инновационные смеси, к преимуществам которых относится, в том числе, и низкая теплоемкость. В качестве примера такого материала можно привести стеклоасфальтобетон (glassphalt) – асфальт с добавлением стеклянной крошки.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Теплоемкость асфальта.

Укладка асфальта к частному дому

Тепловое (температурное) расширение асфальта

Это свойство материала изменять свой объем при изменении его температуры. В случае с асфальтобетоном речь идет в первую очередь о расширении при нагреве.

Тепловое, или температурное расширение связано с показателями теплопроводности и теплоемкости. Достаточно высокая теплопроводность асфальтобетона обеспечивает равномерное удлинение покрытия на всей его площади. А от теплоемкости конкретной смеси зависит, насколько быстро она будет увеличиваться в объемах.

Тепловое расширение характеризуется коэффициентом линейного расширения, который зависит от типа смеси и марки битума. Для асфальтобетона он варьируется в пределах от 0,00003 до 0,00007.

Эта характеристика особенно актуальна при укладке асфальта на основание из другого материала – например, цементобетона. Если показатели расширения нижнего и верхнего слоя сильно различаются, то в покрытии очень скоро начнут образовываться трещины.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Тепловое расширение асфальта.

Асфальтированная дорога

Если вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Теплофизические свойства асфальта.

Химические свойства асфальта

Эта небольшая группа свойств характеризует изменения асфальтобетона в ходе реакций с другими веществами – водой и химикатами.

К ним относятся:

  • Растворимость в воде
  • Химическая стойкость

Давайте остановимся на каждом свойстве чуть подробнее.

Асфальтированная дорога зимой

Растворимость асфальта в воде

Асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя (щебень, гравий, песок, отсев, минеральный порошок) и битума. Эти компоненты не растворимы в воде – следовательно, и сам материал устойчив к растворению.

Однако тут нужно отметить важное исключение. Оно касается песчаных асфальтов, которые используются для обустройства тротуаров и дорог с низкой нагрузкой. Дело в том, что они часто производятся на основе кварцевого песка, который слабо сцепляется с битумом – от этого страдает прочность покрытия. Для решения этой проблемы песок активируют гашеной известью, которая повышает его адгезию и облегчает перемешивание смеси. Вот только известь хорошо растворяется в воде и со временем вымывается из покрытия. В результате асфальтобетон теряет свою прочность, становится хрупким и разрушается.

Этот момент стоит учесть при заказе материала. Если вы планируете укладывать асфальт на участке с высокой влажностью, то смесь на основе кварцевого песка лучше не рассматривать.

Лужи на асфальте

Химическая стойкость (коррозионная устойчивость) асфальта

Это способность материала сопротивляться воздействию агрессивных химических веществ.

Данная характеристика асфальта особенно актуальна в регионах со снежными зимами. Ведь в это время дороги и тротуары активно обрабатываются противогололедными реагентами. В их состав входят соли, которые проникают в поры покрытия и разрушают связи между битумом и минеральным наполнителем. В результате снижается прочность асфальтобетона и ускоряется его износ.

Исследования показывают, что и традиционные, и современные антигололедные составы разъедают асфальт. Разница заключается только в том, что первые это делают быстрее. Соответственно, для продления срока службы дорог нужно не только создавать более щадящие реагенты, но и повышать химическую стойкость самого асфальтобетона.

Это достигается за счет внесения добавок:

  • Адгезионных поверхностно-активных веществ (ПАВ) или извести
    Они повышают адгезию наполнителя с битумом, благодаря чему связи между зернами лучше выдерживают действие реагентов.
  • Цемента
    Цемент наносится тонким слоем на поверхность асфальта и заполняет оставшиеся поры, не давая химикатам проникнуть внутрь покрытия.
  • Технической серы
    Без нагрева сера достаточно инертна и почти не вступает в реакции с другими веществами. В асфальтобетонной смеси она обволакивает зерна наполнителя и защищает их от воздействия химикатов.

Если вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Химические свойства асфальта.

Механические свойства асфальта

Эти показатели определяют способность готового асфальтобетона выдерживать нагрузки разного характера и направленности. Соответственно, они имеют большое значение при выборе асфальта для обустройства дорожного покрытия (особенно если речь идет о дорогах с сильной нагрузкой и высоким трафиком).

К ним относятся:

Давайте кратко рассмотрим каждое из них.

Асфальтированная дорога

Прочность асфальта

Она характеризует способность материала выдерживать нагрузки определенной силы.

Для асфальтобетона замеряется два показателя:

  • Предел прочности на растяжение при изгибе
  • Предел прочности на сжатие

При этом показатель прочности на сжатии всегда в 6-8 раз выше соответствующего значения при растяжении.

На прочность влияют следующие факторы:

  • Сцепление зерен наполнителя с битумом
  • Внутреннее трение смеси
  • Свойства исходного сырья

Именно поэтому асфальт на основе щебня и отсева получается прочнее песчано-гравийных смесей. Материалы, полученные путем искусственного дробления, имеют зерна с острыми углами и шероховатой поверхностью – а значит, более высокую адгезию.

Поскольку качества асфальта сильно зависят от его температуры, для каждого показателя проводится несколько испытаний: при 0°C, 20°C и 50°C.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Прочность асфальта.

Асфальтированная дорога

Деформативность асфальта

Под этим термином понимается свойство материала изменять размеры и форму при приложении силы извне. Чем выше деформативность, тем более податлив материал.

Практический смысл этого свойства можно объяснить наглядно. Представьте себе два куска обычной глины: один замочили в воде, второй – совершенно сухой. Если мы надавим на них с одинаковой силой, то первый раздавится в лепешку, но сохранит свою целостность, а второй раскрошится. Из этих двух кусков глины именно первый обладает высокой деформативностью.

Естественно, асфальтобетон не должен быть таким же податливым, как глина или пластилин. В то же время определенный запас деформативности ему необходим, чтобы лучше переносить нагрузки.

Это свойство характеризуется показателем относительного удлинения. Для асфальта оптимальны значения 0,4-0,8% при температуре 0°С и 0,1-0,2% при -20°С.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Деформативность асфальта.

Асфальтированная дорога

Ползучесть асфальта

Асфальтобетон может изменять свою форму не только в результате однократного приложения силы, но и под воздействием постоянной нагрузки. Эту накапливаемую деформацию и характеризует показатель ползучести.

На него влияют такие факторы:

  • Температурный режим (чем жарче, тем выше ползучесть асфальта)
  • Степень нагрузки
  • Регулярность нагрузки
  • Время (в ходе эксплуатации асфальт постепенно теряет свои свойства, его ползучесть растет)

Данная характеристика асфальтобетона актуальна либо для транспортных стоянок, на которые постоянно оказывают давление машины, либо для дорог с высоким трафиком, где регулярность нагрузки обеспечивается постоянной загруженностью. Для дорог со средней и низкой нагрузкой, а также тротуаров и пешеходных дорожек эта характеристика обычно не рассчитывается.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Ползучесть асфальта.

Деформированное асфальтовое покрытие

Колееобразование асфальта

Эта характеристика показывает, насколько асфальтовое покрытие склонно к образованию колей – длинных продольных углублений на дороге. Такие дефекты создают опасность при вождении и могут привести к серьезным авариям. Кроме того, колейность способствует ускоренному разрушению асфальта.

Колеи образуются по нескольким причинам. Самые распространенные из них – износ верхнего слоя покрытия, недоуплотнение асфальтобетона при укладке, а также деформация нижних слоев дорожного «пирога».

В ГОСТ Р 50597-2017 описаны требования к состоянию дорог, которое должно обеспечивать безопасность движения. В этом документе сказано, что дорожное покрытие не должно иметь никаких дефектов: выбоин, просадок, проломов и – в том числе – колей. Требования к колееобразованию асфальта нормируются в ГОСТ Р 58406.2-2020 на горячие смеси и в ГОСТ Р 58406.1-2020 на ЩМА.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Колееобразование асфальта.

Колея на асфальте

Сдвигоустойчивость асфальта

Под сдвигоустойчивостью асфальта понимают способность материала противодействовать пластическим деформациям под влиянием внешних нагрузок. На практике свойство показывает, насколько материал склонен к образованию колей и наплывов. Чем лучше показатели по этой характеристике, тем дольше асфальтовое покрытие будет оставаться ровным.

Сдвигоустойчивость характеризуется двумя показателями:

  • Коэффициентом внутреннего трения (вязкости)
  • Сцеплением при сдвиге при температуре 50°С

Это объясняется тем, что пластичность материала зависит от того, насколько легко зерна наполнителя в нем перемещаются относительно друг друга. Соответственно, сдвигоустойчивость будет выше у смесей на основе материалов дробления горных пород – щебня и отсева.

Также эту характеристику можно искусственно улучшить. Для этого в смесь вносятся различные добавки: резину, технический углерод, термопласты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Сдвигоустойчивость асфальта.

Колеи на асфальте

Если же вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Механические свойства асфальта.

Эксплуатационные свойства асфальта

Эти характеристики определяют качество асфальтобетонного покрытия в долгосрочной перспективе, а также безопасность его эксплуатации. Они очень важны при выборе материала, потому что никому не хочется вкладывать деньги в покрытие, которое уже на следующий год придется менять.

К этой группе свойств относятся:

Давайте подробнее поговорим о каждом из них.

Трещины на асфальте

Износостойкость асфальта

Износ – это постепенное истирание поверхности асфальтобетона под колесами машин и ногами прохожих. Соответственно, износостойкость характеризует способность материала сопротивляться силам трения.

На скорость износа покрытий влияет целый ряд факторов:

  • Соотношение компонентов асфальтобетонной смеси
  • Степень уплотнения покрытия
  • Остаточная пористость материала
  • Свойства наполнителя
  • Свойства битума
  • Климатические условия
  • Нагруженность дороги
  • Дополнительная обработка покрытия (например, посыпание песком или реагентами в зимний период)

В связи с этим разброс значений годового износа для асфальта достаточно велик. В среднем он находится в пределах от 0,18 до 2,5 мм.

Для увеличения износостойкости принимаются различные меры:

  • Разрабатывается состав с оптимальным соотношением компонентов
  • Увеличивается однородность смеси
  • Отбирается чистое сырье с наилучшими показателями прочности и истираемости

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Износостойкость асфальта.

Асфальтированная дорога

Морозостойкость асфальта

Под этой характеристикой скрывается способность материала многократно выдерживать циклы заморозки-оттаивания без потери своих свойств.

Свойство напрямую зависит от водонасыщения. Если материал впитывает много влаги, то при замерзании она расширяется, разрушает связи между зернами наполнителя и деформирует асфальт изнутри. Соответственно, морозостойкость будет, как правило, выше у плотных и высокоплотных асфальтов с малым количеством пор.

Морозостойкость асфальтобетона характеризуется коэффициентом, который рассчитывается как соотношение прочности материала после нескольких (не менее 25) циклов заморозки и оттаивания к его обычной прочности.

Требования к морозостойкости асфальта разнятся в зависимости от особенностей конкретных дорожно-климатических зон и подзон. Но покрытие должно переносить, как минимум, до 60 циклов заморозки и оттаивания с потерей не более 25-30% своей прочности.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Морозостойкость асфальта.

Асфальтированная дорога зимой

Горючесть (пожаробезопасность) асфальта

Это способность материала к развитию горения.

По этому критерию строительные материалы делятся на три группы:

  • Негорючие
  • Трудногорючие
  • Горючие

Асфальтобетон относится к трудногорючим веществам. Это значит, что он может тлеть или гореть в присутствии источника возгорания, но потухает сразу же после его устранения.

В принципе, «родных» характеристик материала достаточно, чтобы его можно было без ограничений применять в дорожном строительстве и благоустройстве территорий на открытом воздухе. Однако необходимость повысить пожаробезопасность асфальта может возникнуть при обустройстве таких полов в промышленных помещениях и гаражах. Для этого используются специальные полимерные краски.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Горючесть асфальта.

Огонь на асфальте

Трещиностойкость асфальта

Это способность материала сохранять свою целостность под действием механических нагрузок и перепадов температуры. Трещиностойкость тесно связана с показателем деформативности асфальта: чем пластичнее материал, тем лучше он сопротивляется образованию трещин.

Свойство характеризуется пределом прочности на растяжение при расколе. Это количество давления, которое нужно приложить для разрушения образца материала при его растяжении.

ГОСТ 9128-2013 предъявляет такие требования к значению этого показателя у асфальтов разных марок:

  • Марка I – от 3,0 до 6,5 МПа
  • Марка II – от 2,5 до 7,0 МПа
  • Марка III – от 2,0 до 7,5 МПа

Трещиностойкость асфальта со временем снижается под влиянием различных факторов: старения битума, ультрафиолетового излучения, многократного замораживания и оттаивания покрытия, воздействия химикатов. Таким образом, эта характеристика косвенно связана с физическими и химическими свойствами асфальтобетона – например, водо-, морозо- и химической стойкостью.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Трещиностойкость асфальта.

Трещины на асфальтовом покрытии

Также мы рекомендуем вам ознакомиться с нашей статьей Чем заделать трещины в асфальте. Там мы подробно описали, как трещины ускоряют процесс разрушения асфальта и чем это чревато. Кроме того, из этой статьи вы узнаете, чем обычно заливают трещины в асфальте, какое оборудование применяется для крупномасштабного ремонта и при помощи каких материалов можно самостоятельно заделать трещины в асфальтовом покрытии.

Шероховатость асфальта

Шероховатость асфальтового покрытия характеризуется коэффициентом сцепления шин с дорогой. Это один из важнейших критериев безопасности покрытия.

Средний коэффициент сцепления варьируется в пределах от 0,6 до 0,9 для сухого асфальта и от 0,3 до 0,6 – для мокрого. Этого в целом достаточно для дорожного строительства.

Однако существуют специальные методы увеличения шероховатости асфальта:

  • Использование щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМА)
  • Устройство слоя износа из битумоминеральных смесей
  • Обработка асфальта литой эмульсионно-минеральной смесью
  • Вдавливание в остывающую смесь мелкофракционного щебня

Они используются преимущественно на опасных участках автомагистралей, мостов и путепроводов для снижения рисков аварий во время дождей и в зимний период.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Шероховатость асфальта.

Асфальтированная дорога

Срок службы асфальта

Это интегральная характеристика, которая может быть рассчитана с учетом всех вышеописанных свойств конкретной асфальтобетонной смеси. Она носит ориентировочный характер.

Точно предсказать, сколько прослужит тот или иной асфальт, нельзя. Эта цифра зависит от множества факторов, и большинство из них спрогнозировать либо невозможно, либо очень сложно. Например, в регионе с достаточно мягким климатом может выдаться аномально морозная зима или жаркое лето. Или на малонагруженной дороге может неожиданно вырасти трафик. Продолжать можно до бесконечности.

Минтранс устанавливает требования к гарантийным срокам эксплуатации верхних слоев дорог:

  • Проходимостью более 20 тысяч машин/сутки – не менее 2 лет
  • Проходимостью от 10 до 20 тысяч машин/сутки – не менее 4 лет
  • Проходимостью менее 1 тысячи машин/сутки – не менее 8 лет

В теории асфальт хорошего качества может сохранять свои свойства в течение 10 лет, а то и больше. Однако реальный срок службы покрытия на российских дорогах обычно не превышает 3-5 лет.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Срок службы асфальта.

Асфальтированная дорога

А если вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Эксплуатационные свойства асфальта.

Подведем итог.

Асфальт – это сложный строительный материал, который часто используется в очень ответственных работах. Поэтому он проходит множество проверок и испытаний, в ходе которых определяются его различные свойства. Показатели, определяемые для асфальта и асфальтобетонных смесей, можно поделить на технологические, общефизические, водно-физические, теплофизические, химические, механические и эксплуатационные.

Из них можно выделить ряд наиболее важных для потребителя свойств готовых смесей:

  • Тип, зернистость и марка смеси
  • Плотность
  • Водонасыщение
  • Прочность
  • Водостойкость
  • Пористость
  • Сдвигоустойчивость
  • Трещиностойкость
  • Радиоактивность
  • Срок службы асфальта

Именно на них нужно в первую очередь обращать внимание при выборе и заказе материала.

Кроме того, рекомендуем ознакомиться со следующими вложенными статьями раздела:

Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:

О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:

О том, как можно использовать асфальт и для каких работ он подходит, вы можете узнать на наших страницах:

В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:

Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).

Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:

Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:

Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: