Морозостойкость асфальтобетона (асфальта)
Морозостойкость – это важное эксплуатационное свойство дорожного покрытия, которое характеризует его способность переносить неоднократные циклы заморозки и оттаивания. Оно особенно актуально для России, где во многих регионах бывают морозные зимы, а осенью и весной оттепели часто сменяются заморозками.
В этой статье мы ответим на следующие вопросы:
- От чего зависит морозостойкость асфальта
- Как определяется морозостойкость асфальта
- Какие требования предъявляются к морозостойкости асфальта
- Как можно увеличить морозостойкость асфальта
Давайте остановимся на каждом из них подробнее.
От чего зависит морозостойкость асфальта
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению конкретных факторов, давайте поговорим о том, что происходит с дорожным покрытием при низких температурах.
Тут можно выделить два важных момента:
- Переход битума в хрупкое состояние
- Замерзание воды в порах асфальта
Давайте для начала рассмотрим их обособленно.
Переход битума в хрупкое состояние
Битум – это продукт переработки нефти, который при производстве асфальтобетона используется в качестве вяжущего. При «рабочей» температуре он придает покрытию твердость и упругость. Это значит, что асфальт под нагрузкой от транспорта прогибается, а затем возвращается в прежнее положение, не разрушаясь.
Но при минусовых температурах битум становится хрупким и теряет способность к деформации.
В таблице ниже приведены температуры хрупкости для разных марок вяжущего:
Показатель | Марка битума | ||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 | |
Температура хрупкости, °С, не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 |
Примечания к таблице:
- Обозначение БНД расшифровывается как «битум нефтяной дорожный». Он обозначает вязкие битумы, которые используются при производстве горячих асфальтобетонных смесей (АБС). У жидких битумов для холодного асфальта температура хрупкости не нормируется.
- Числа в названии марки обозначают верхние и нижние пределы значений, полученных в испытании на глубину пенетрации. Они характеризуют вязкость битума. Самая высокая она у марки БНД 40/60, а самая низкая – у БНД 200/300.
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту же самую таблицу с примечаниями в виде картинки:
Как видите, эти значения зачастую выше российских зимних температур. Это приводит к тому, что в морозы асфальт на дорогах трескается и разрушается под колесами транспорта. В результате срок службы покрытий значительно сокращается.
Но потеря асфальтом деформативных свойств – это полбеды. Большую опасность зимой представляет скопление влаги в порах материала.
Замерзание воды в порах асфальта
Между зернами минерального наполнителя в асфальтобетоне образуются пустоты – поры. Через них в толщу покрытия может проникать вода.
При минусовой температуре эта влага замерзает и увеличивается в объеме. Лед распирает асфальт изнутри, из-за чего тот постепенно теряет прочность. И этот процесс многократно повторяется – особенно осенью и весной, когда температуры постоянно колеблются возле отметки в 0°С.
Соответственно, морозостойкость асфальта напрямую зависит от того, какое количество воды он может в себя вобрать. Наиболее высокий показатель будет у плотного водонепроницаемого покрытия. А вот у пористых асфальтов характеристика будет низкой.
На водонасыщение материала влияют такие факторы:
- Размер зерен наполнителя
Чем крупнее щебень в составе асфальта, тем сложнее утрамбовать его без образования пустот. Поэтому плотное покрытие легко обустроить из песчаной или мелкозернистой (с зернами размером до 20 мм) АБС, а вот из крупнозернистой (до 40 мм) – гораздо сложнее. - Содержание битума
В ходе укладки битум частично закупоривает поры между зернами наполнителя. Это значит, что повышение доли вяжущего в смеси позволяет получить более водонепроницаемое покрытие. - Качество уплотнения
В ходе укатки асфальта закладываются его основные физико-механические свойства. На этом этапе важно добиться, чтобы пористость покрытия была не выше проектной. - Однородность смеси при укладке
Во время транспортировки АБС охлаждается неравномерно. В результате может получиться так, что в укладываемом покрытии будут холодные пятна. Их не получится качественно уплотнить, и асфальт в этих местах будет впитывать много воды.
Итак, уязвимость асфальтовых покрытий в зимний период обусловлена хрупкостью битума в сочетании с разрушительным воздействием замерзающей воды. При планировании дорожных работ важно это учитывать, чтобы в будущем сэкономить на ремонте трещин, ям и прочих повреждений асфальта.
В следующем разделе мы поговорим о том, как можно в лабораторных условиях оценить способность материала переносить колебания температур.
Метод определения морозостойкости асфальта
Как вы уже поняли, речь в этой статье идет об очень важном свойстве. Однако нормативного метода его измерения не существует. Тем не менее, в практике дорожного строительства определяется коэффициент морозостойкости асфальтобетона.
Этот показатель – не очень объективный. Он позволяет замерить потери структурной прочности асфальта при заморозке и оттаивании, но не отражает всех особенностей эксплуатации покрытия в морозы.
Определяется он таким образом:
- Берут образцы асфальта – уплотненные в лаборатории или вырезанные из покрытия – и определяют их предел прочности при сжатии при температуре 20°С. Подробнее об этой процедуре вы можете прочитать в статье Прочность асфальта.
- Затем асфальт в течение 1 часа насыщают влагой в вакууме, после чего выдерживают в воде еще 30 минут.
- Образцы переносят в морозильную камеру и замораживают в течение 3 часов при температуре -20°С.
- Замороженные образцы оставляют оттаивать на воздухе в течение часа, затем 2 часа выдерживают в ванне с водой комнатной температуры.
- Цикл заморозки-оттаивания повторяют необходимое количество раз: 25, 50, 100 или более.
- После окончания испытания снова фиксируют предел прочности при сжатии для каждого образца.
- Коэффициент морозостойкости Kмрз вычисляют по формуле:
За коэффициент морозостойкости для всей асфальтобетонной смеси берется среднеарифметическое полученных значений. Оно округляется до двух знаков после запятой.
В продолжении статьи мы посмотрим, какие показатели считаются оптимальными для асфальтов разных марок.
Требования к морозостойкости асфальта
Определение морозостойкости не входит в перечень стандартных испытаний асфальтобетона. Следовательно, и в ГОСТах значения этого коэффициента не нормируются.
Однако существуют другие документы, на которые инженеры-дорожники опираются при проектировании составов АБС. В частности, это методические рекомендации СоюзДорНИИ по повышению морозостойкости асфальтобетонных покрытий.
В них приводятся такие значения коэффициента морозостойкости для асфальтов разных марок:
Расчетное количество циклов заморозки-оттаивания | Марка асфальта | ||
I | II | III | |
До 60 | 0,75 | 0,70 | 0,65 |
От 61 до 100 | 0,80 | 0,75 | 0,70 |
Более 101 | 0,85 | 0,80 | 0,75 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту же самую таблицу в виде картинки:
Предполагается, что асфальтобетон с такими показателями будет демонстрировать хорошую морозостойкость при температурах вплоть до -50°С.
Конечно, нужно учитывать, что реальные условия эксплуатации асфальта гораздо суровее лабораторных. Например, в испытании на морозостойкость не учитывается обработка дорог противогололедными реагентами. А ведь они тоже вносят свой вклад в разрушение покрытий. Это значит, что асфальт, рассчитанный на 100 циклов заморозки и оттаивания, на практике начнет терять прочность гораздо раньше.
Возможно, вам будут интересны наши статьи по теме:
- Противогололедные реагенты
- Альтернативы противогололедным реагентам
- Виды противогололедных реагентов
- Влияние противогололедных реагентов на окружающую среду
- Нормы расхода противогололедных материалов (ПГМ)
- Правила хранения противогололедных материалов (ПГМ)
- Противогололедный реагент своими руками
В заключительном разделе статьи мы поговорим о том, как можно улучшить показатели асфальтобетонного покрытия.
Способы улучшения морозостойкости асфальта
Как мы уже отмечали, морозостойкость асфальта зависит от свойств вяжущего и пористости готового дорожного покрытия.
Соответственно, повысить ее можно такими методами:
- Использование менее вязких битумов
Поскольку они имеют более низкую температуру хрупкости, асфальт на их основе дольше сохраняет деформативность при охлаждении. Но этого будет недостаточно для северных регионов и Сибири, где зимой температура может опускаться до -30°С и ниже. - Увеличение доли битума
За счет этого повышается водонепроницаемость асфальта – следовательно, он меньше разрушается льдом. Отметим, что избыток битума требует использования стабилизирующих добавок – например, целлюлозного волокна. В противном случае вяжущее растекается и перестает выполнять свою функцию. - Использование активированного минерального порошка и ПАВ
Поверхностно-активные вещества в составе смеси увеличивают ее адгезию и сцепление битума с наполнителем. В результате улучшается водостойкость асфальта и снижается его водонасыщение. - Внесение полимерных добавок и резиновой крошки
Эти добавки модифицируют битум, улучшая его водные свойства и снижая теплочувствительность. Так получают прочные, водо- и морозостойкие полимерасфальтобетоны и резиноасфальтобетоны.
Подведем итог.
Зимой эксплуатационные качества асфальта снижаются из-за того, что вяжущее в его составе становится хрупким, а само покрытие разрушается в ходе частого замораживания и оттаивания. Для измерения потерь прочности материала используется коэффициент морозостойкости.
Его значения при 100 циклах заморозки-оттаивания должны быть такими:
- Для асфальта I марки – 0,85
- Для асфальта II марки – 0,80
- Для асфальта III марки – 0,75
Повысить морозостойкость можно путем снижения вязкости битума и увеличения его количества в смеси, а также внесения адгезионных присадок, полимерных добавок и резиновой крошки.
Если вы хотите подробно прочитать о других свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Сдвигоустойчивость асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Плотность и масса асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
О том, как можно использовать асфальт и для каких работ он подходит, вы можете узнать на наших страницах:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Асфальт для ямочного ремонта
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для крыш
- Асфальт для пола
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: