Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Бетон для крыльца: марка, состав и пропорции

Крыльцо является обязательным элементом входной группы дома. Оно защищает жилье от уличной пыли, грязи и осадков, а также выполняет декоративную функцию. Существует множество материалов, из которых можно сделать крыльцо: это и доски, и металл, и кирпич, и даже деревянные поддоны. Однако самым надежным и долговечным будет крыльцо из бетона.

В этой статье вы узнаете, какой бетон можно использовать для устройства крыльца и ступеней лестницы на улице. Мы разберем основные марки, состав и пропорции бетонной смеси, а также расскажем о нюансах, которые помогут вам избежать ошибок при выборе компонентов.

Если же вас интересует технология монтажа бетонного крыльца, рекомендуем ознакомиться со статьей Крыльцо для частного дома из бетона своими руками.

Крыльцо из бетона
Крыльцо из бетона
Крыльцо из бетона

Марка бетона для крыльца

Под термином «марка» подразумевают прочность бетона – то, какую нагрузку он сможет выдержать, сохраняя свою структуру. Измеряют этот показатель в килограммах на квадратный сантиметр. В общей сложности насчитывается 20 марок – от М50 до М1000. Цифра рядом с буквой «М» как раз и указывает на предельную нагрузку. Например, бетон М200 разрушается при давлении примерно в 200 кг/см2.

Почему примерно? Дело в том, что присвоение бетону марок используется лишь для сбора статистических данных и дает лишь приблизительное понимание о реальной прочности материала. К тому же, данный метод является устаревшим, и сегодня на смену ему пришла более точная система.

Крыльцо из бетона

Марка и класс прочности – в чем разница?

На бетонных заводах, в лабораториях, а также в среде профессиональных строителей прочность бетона обозначается не марками, а классами. Класс говорит о том, какую нагрузку (в мегапаскалях) выдерживает бетон. При этом, проводится серия испытаний, а за результат принимается минимальный показатель, которому соответствовал бетон в 95% опытов.

Таким образом, класс указывает на обеспеченную прочность бетона. На самом деле, она может быть и выше, но здесь не так важно предельное значение.

Но если есть настолько точный способ определения прочности, тогда зачем же до сих пор используются марки? Все просто: определить класс бетона можно только в лабораторных условиях. Но когда вы готовите смесь своими руками, нужно ориентироваться хотя бы на какие-то цифры. Вот здесь и приходят на выручку марки.

Смешав компоненты бетона в нужных пропорциях, вы сможете добиться примерного соответствия той или иной марке прочности. К примеру, чтобы приготовить бетон М200, вам нужно взять одну часть цемента, 3,5 части песка, а также 5,7 частей щебня. Чуть позже мы еще остановимся подробнее на конкретных рецептах для разных марок. А пока лишь скажем, что даже без лабораторного оборудования вы можете примерно спрогнозировать прочность будущего бетона.

Товарный же бетон (то есть, тот, который производится на заводах) не всегда имеет обозначение марки. Поэтому будет нелишним разбираться и в классах прочности. К счастью, в этом нет ничего сложного, и ниже вы можете увидеть таблицу перевода марок в классы.

Марка бетона Наиболее близкий ей класс бетона
М50 В3,5
М100 В7,5
М150 В10
М200 В15
М250 В20
М300 В22,5
М350 В27,5
М400 В30
М450 В35
М500 В40
М600 В45
М700 В50
М750 В55
М800 В60
М850 В65
М900 В70
М950 В75
М1000 В80

Вы также можете произвести расчеты самостоятельно. Для этого нужно знать, что:

1 МПа – это 10.197162 кг/см2

1 кг/см2 – это 0.098067 МПа

Например, если бетон способен выдержать нагрузку в 80 кг/см2, то это эквивалентно 7,84 МПа. В этом диапазоне находятся классы В7,5 и В10. Но, как мы уже говорили выше, для присвоения класса берется не максимальный, а минимальный показатель прочности. Поэтому в данном случае бетон будет иметь класс В7,5.

Какие марки (классы) бетона подходят для крыльца?

Чаще всего в интернете можно встретить информацию о том, что для этих целей следует использовать марку М150 (В10) или М200 (В15). На первый взгляд, это логично. Обе разновидности обладают достаточной прочностью, чтобы выдержать вес одного-двух человек (а по лестнице и крыльцу в основном передвигаются только люди).

И тут важно брать в расчет такой показатель как плотность бетона. У марки М200 она достигает 2 400 кг/м3. Предположим, что мы заливаем данной смесью крыльцо с длиной 2 метра, шириной 3 метра и высотой 0,3 метра. Перемножив эти значения, получаем объем – почти 2 куба. Такое крыльцо будет весить более 4 тонн. Если мы установим его на ленточный фундамент, то конструкция просто не выдержит и разрушится под собственным весом.

Поэтому само крыльцо можно залить бетоном М200. В регионах с теплым климатом подойдет даже марка М150. Но вот фундамент под крыльцом нужно делать из более прочного материала. Оптимальным вариантом для размещения на стабильных грунтах с низким УГВ будет бетон М250 (В20). Если же на участке высоко стоят грунтовые воды, тогда фундамент заливается бетоном М300 (В22,5).

Марки М50 (В3,5) и М100 (В7,5) из-за низкой водостойкости и прочности в наружных работах не применяются, поэтому для заливки крыльца не подойдут. При этом и все, что выше марки М300, также не используется: это тяжелые бетоны с отличными показателями прочности и морозостойкости. Из них строят фундаменты многоэтажных домов, мосты и различные инженерные сооружения. Обычное крыльцо частного дома никогда не будет испытывать столь высокие нагрузки, да и стоит высокомарочный бетон слишком дорого, чтобы применять его для таких примитивных работ.

Крыльцо из бетона
Крыльцо из бетона
Крыльцо из бетона

Состав бетона для крыльца

Обязательными компонентами бетонной смеси являются:

  • Вяжущее вещество
  • Крупный заполнитель
  • Мелкий заполнитель
  • Затворитель

Надо сказать, что крыльцо относится к конструкциям, постоянно находящимся в контакте с окружающей средой. Атмосферные осадки и грязь подвергают бетон воздействию различных солей, кислот и прочих веществ, негативно влияющих на свойства материала. К тому же, крыльцо является местом повышенной проходимости, что ускоряет его износ.

Учитывая все эти факторы, бетон требует дополнительной защиты. Поэтому в состав добавляются специальные пластификаторы и присадки, улучшающие его характеристики.

А теперь давайте подробно разберем каждый из компонентов смеси.

Вяжущее вещество

Как следует из названия, его задача – связать компоненты раствора в единое целое. Лучше всего с этим справляется портландцемент. Это рассыпчатый материал серого цвета, обычно продающийся в мешках или банках. При покупке следует обращать внимание на маркировку. Для заливки крыльца подойдет цемент ЦЕМ I 32,5 Н (марка М400) или ЦЕМ I 42,5 Н (марка М500).

Учтите, что у цемента очень ограниченный срок годности. Уже спустя два месяца с момента производства он начинает терять первоначальные свойства. Поэтому покупать его нужно перед началом работ по возведению крыльца. Даже если у вас где-то завалялся целый мешок старого цемента, использовать его не стоит – бетон получится некачественным.

Вступая в реакцию с водой, цемент моментально начинает схватываться. Уже через час он превращается в камень. Главное – чтобы это не произошло до приготовления бетонной смеси. Обратите внимание на внешний вид материала. Если в нем присутствуют твердые комки, значит он уже схватился. Готовить бетон из такого цемента нельзя.

Заливка крыльца бетоном

Крупный заполнитель

Именно благодаря ему готовая смесь имеет право называться бетоном. В противном случае будет просто цементно-песчаный раствор. Это тоже неплохой строительный материал, но для устройства крыльца не подойдет.

В качестве крупного заполнителя желательно купить щебень фракции 5-10. Есть еще фракция 5-20, но она содержит достаточно крупные зерна, из-за которых будет сложно выровнять поверхность ступеней.

Большое значение имеет то, из какой породы был произведен щебень. Наиболее качественными являются гранитная, амфиболитовая и серпентинитовая разновидности. Они позволят вам приготовить прочный и износостойкий бетон. Мраморный, кварцевый и диоритовый щебень, а также габбро брать не стоит.

Если нет возможности приобрести щебень (такое часто бывает в регионах, где нет плотных горных пород), можно обойтись гравием. Только не покупайте природный гравий: при очень низкой стоимости этот материал обладает столь же низкой прочностью и содержит много глины, ила и прочих посторонних включений.

Гравий должен быть обязательно дробленым. Лучшим вариантом будет колотая галька. Она уступает по характеристикам щебню, но для данных работ сгодится.

Заливка монолитного крыльца требует больших объемов бетона, а это может серьезно ударить по бюджету. И тут народные умельцы придумывают разные хитрости. Например, добавляют в бетон битый кирпич, шифер, бетон и другой строительный мусор. Логика такая: материал твердый, не стоит ни копейки и позволяет заполнить объем, сэкономив на дорогих компонентах. Некоторые даже утверждают, что бетон на выходе получается более прочным.

Тут нужно понимать две вещи. Во-первых, из мусора никогда не получится качественный бетон. Продемонстрируем это на примере битого кирпича. По сути, это обожженная глина; пока кирпич сохраняет товарный вид, он отлично справляется со своими задачами. Но если в его структуру попадает вода, материал начинает крошиться и превращается в кашу. Добавьте такой заполнитель в бетонный раствор – и уже на следующий сезон ваше крыльцо покроется трещинами, которые невозможно будет отремонтировать.

И второй момент: чем более однородной получится бетонная смесь, тем лучше она будет переносить нагрузки. Именно поэтому в состав добавляются мелкозернистые фракционные компоненты, имеющие частицы почти одинаковых размеров. Битый кирпич и бетон могут содержать крупные куски, которые будут иметь гораздо более низкое сцепление с цементом и заполнителями. То же самое касается и шифера: он обладает высокой лещадностью – иначе говоря содержит плоские куски. Именно по ним начнется образование трещин в бетоне.

Образец гранитного щебня 5-10 на белом фоне
Образец серпентинитового щебня 5-20 на белом фоне

Мелкий заполнитель

Он позволяет снизить расход цемента и делает смесь более однородной. Чаще всего рекомендуют использовать речной песок. Да, это хороший материал: во время добычи он промывается водой, благодаря чему устраняются примеси глины. Но есть у такого песка и небольшой недостаток. Его зерна десятки и сотни лет находились на дне реки. За это время они окатались и приобрели гладкую поверхность. В бетонном растворе речной песок будет иметь низкое сцепление с другими компонентами.

Гораздо лучшим выбором будет карьерная разновидность. Но и здесь нужно сделать одно уточнение. Карьерный песок может добываться открытым способом. В таком случае он просто собирается с поверхности земли и сразу отправляется на продажу. Такой материал может содержать глину, плодородный слой земли, останки растительности и даже бытовой мусор. Для бетона он, конечно же, не подойдет.

Вам нужен карьерный намывной песок. Принцип его добычи схож с речной разновидностью. Для этого сырье погружается в искусственный водоем, а затем поднимается обратно, попутно проходя очистку от посторонних включений. Преимуществом данного песка является то, что его зерна имеют шероховатую поверхность, поэтому отлично сцепляются с цементом и крупным заполнителем.

Кстати, если в вашем регионе производится качественный щебень, не торопитесь покупать песок. Обратите внимание на отсев. Это побочный продукт дробления щебня, который представляет собой мелкие зерна, не попавшие ни в одну из стандартных фракций. По своим характеристикам он превосходит даже промытый карьерный песок, а стоит зачастую дешевле.

Что касается размера зерен, то для песка оптимальным будет диаметр 2-3 мм. Отсев следует покупать фракции 0-5 или 0-10.

Образец песка на белом фоне

Затворитель

Под этим странным термином кроется обычная вода. Она необходима для запуска процесса схватывания цемента. Вода должна быть обязательно чистой, без каких-либо примесей и запахов. В остальном особых требований к этому компоненту нет.

Пластификаторы и добавки

Поскольку бетон – это пористый материал, а крыльцо почти никак не защищено от воздействия влаги (дождей, снега), имеет смысл в бетонный раствор добавить водоотталкивающую присадку. Это важно, потому что вода, попадая в микропоры бетона и замерзая, начинает расширяться в объеме. Внутри бетона создается избыточная нагрузка, из-за чего он в итоге разрушается. Специальная присадка обладает гидрофобным эффектом: она защищает конструкцию от проникновения влаги, тем самым повышая срок службы крыльца.

Крыльцо будет регулярно испытывать нагрузки от проходящих по нему людей. Со временем бетон начнет истираться и крошиться. Чтобы это не произошло слишком быстро, в смесь можно добавить армирующее фиброволокно. Оно способно снизить истираемость бетона на 50% и даже более. К тому же, фибра повышает устойчивость бетона к механическим повреждениям (например, ударам) и препятствует образованию трещин в крыльце.

При заливке бетона в опалубку очень важна его подвижность. Чем выше этот параметр, тем лучше уплотняется раствор. Для крыльца рекомендуют готовить бетон с маркой подвижности П3 (оседание конуса на 10-15 см). Однако укладывается такая смесь тяжело: внутри могут остаться пустоты, которые серьезно понизят прочность конструкции. Выхода два: либо использовать глубинный вибратор, либо добавить в раствор пластификатор, повышающий подвижность смеси до марки П5 (оседание конуса более 20 см). В таком случае для уплотнения смеси достаточно провести обычное штыкование. Такой пластификатор позволяет снизить расход цемента на 10%, а также повысить прочность бетона до 20%.

Все эти присадки не являются обязательными компонентами бетона. Но в случае с устройством крыльца их настоятельно рекомендуется добавить в раствор. Они не только значительно облегчают работу с бетоном, но и защищают конструкцию от вредного воздействия окружающей среды.

Бетонная смесь
Крыльцо из бетона

Пропорции бетона для крыльца

Открыв любой строительный форум, вы найдете сотни рецептов для приготовления бетона. Кто-то добавляет больше песка, другие – наоборот – щебня, третьи вообще смешивают компоненты «на глаз». Как мы уже говорили выше, от правильности пропорций зависит соответствие бетона требуемой марке. Поэтому нужно четко соблюдать соотношение цемента, заполнителей и воды.

Рецепты для получения разных марок бетона

Ниже мы приведем таблицу пропорций, используя которую, вы сможете приготовить бетон нужной прочности.

Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе М400

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 3,5
Щебень 5,7
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М150 (В10) на цементе М500

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 4,5
Щебень 6,6
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе М400

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 3,5
Щебень 5,7
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М200 (В15) на цементе М500

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 3,5
Щебень 5,6
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе М400

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 2,1
Щебень 3,9
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М250 (В20) на цементе М500

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 2,6
Щебень 4,5
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе М400

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 1,9
Щебень 3,7
Вода Не более 1

Пропорции для приготовления бетона М300 (В22,5) на цементе М500

Компоненты Пропорции (в частях)
Цемент 1
Песок 2,4
Щебень 4,3
Вода Не более 1

Как видите, чем выше марка, тем больше в бетоне цемента. Вода добавляется в смесь постепенно, небольшими порциями. Ее соотношение с цементом не должно превысить 1:1. Вообще, считается, что чем меньше воды, тем лучше. Однако это затрудняет укладку: бетон становится малоподвижным и тяжело уплотняется.

В идеале смесь должна быть такой, чтобы она не прилипала к лопате «намертво», но при этом и не растекалась. Нужно добиться консистенции густой сметаны или теста. Все компоненты должны быть тщательно перемешаны.

Почему не следует отмерять компоненты в килограммах?

В таблицах выше мы указали пропорции в частях. Это сделано не случайно. На многих строительных сайтах и форумах пишут, что для получения одного куба бетона М200 нужно примерно 330 кг цемента, 1 250 кг щебня, 600 кг песка и 200 литров воды. С одной стороны, все понятно, но давайте обратим внимание на такой показатель, как насыпная плотность.

Например, у щебня она может колебаться от 1 170 до 1 650 кг/м3. А это значит, что в первом случае вам нужно будет взять 0,93 куба щебня (93 ведра по 10 литров), а во втором — 1,24 куба (124 ведра по 10 литров). Разница — 31 ведро щебня. Аналогичная ситуация и с песком. Он, кстати, еще может иметь повышенную влажность после дождей, что тоже увеличит его плотность, а значит и вес. Чтобы рекомендовать настолько точные пропорции, нужно знать, из каких пород будет ваш щебень и песок, какой у них размер зерен и влажность.

Поэтому правильнее ориентироваться не на килограммы, а на части. Возьмите несколько одинаковых емкостей, чтобы отмерять компоненты. Например, это могут быть 10-литровые ведра. Одно вы будете использовать для сухих материалов (цемент, щебень и песок), другое – для воды. Так вы сможете соблюсти нужные пропорции и получите наиболее качественный бетон.

Подводя итог, еще раз повторим, что бетон является самым надежным и прочным материалом для установки крыльца в частном доме. Он не гниет, не скрипит и не ржавеет, имеет высокую устойчивость к нагрузкам и пожаробезопасен. С помощью опалубки вы можете придать смеси любую форму, а после застывания бетон можно оформить плиткой, керамогранитом, террасной доской, натуральным камнем и многими другими материалами.

При выборе компонентов для раствора нельзя экономить на цементе и заполнителях. Если вы не готовы тратить деньги на мощную конструкцию, сделайте небольшое и легкое крыльцо на ленточном фундаменте. Но если вы заливаете именно монолитное крыльцо, то нужно быть готовым к достаточно большим затратам. С другой стороны, правильно приготовленный бетон прослужит вам десятки лет и будет требовать лишь косметического ремонта.