Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Асфальт для строительных работ

Асфальтобетон – это строительный материал, в состав которого входят минеральные наполнители (щебень, гравий, песок, отсев) и органическое вяжущее. Основная сфера его применения – это дорожное строительство и ремонт дорог. Но иногда его берут и для задач бытового строительства.

В этом разделе мы собрали для вас всю актуальную информацию о применении асфальта в строительных работах. Вы узнаете, как выбрать асфальт для строительных работ, какие виды асфальта востребованы в этой сфере и на какие свойства асфальтобетона следует обратить внимание при выборе.

Асфальтированный пол в гараже
Отмостка из асфальта

Применение асфальта в строительстве

Как мы уже сказали выше, основная сфера использования асфальтобетона – это дорожное строительство. Там ему нет равных. Тем не менее, асфальт может применяться и в обычных строительных работах.

Например, его берут для:

  • Отмостки
  • Пола в гараже, складском или хозяйственном помещении
  • Кровельной стяжки (основания под кровлю)
  • Покрытия плоской кровли

Также в интернете часто можно встретить упоминания асфальта для гидроизоляции крыш, фундаментов, тоннелей и других объектов. Но речь в этом случае идет о совсем другом материале.

Дело в том, что термин «асфальт» в науке обозначает одну из разновидностей битума – вязкого продукта нефтепереработки. А строительную смесь, которую изготавливают на его основе, называют асфальтобетоном – по аналогии с цементобетоном, в котором функцию вяжущего выполняет цемент. Но в быту люди не учитывают такие нюансы и называют покрытие дорог и тротуаров асфальтом. Отсюда появляется путаница.

На самом деле под названием «асфальт для гидроизоляции» продают такие материалы:

  • Строительный битум
  • Битумные эмульсии
  • Битумные мастики

В этой статье используются оба термина: асфальт и асфальтобетон. В каждом случае подразумевается именно строительная смесь на основе щебня или песка с небольшой долей битума в качестве вяжущего.

Как выбрать асфальт для строительных работ

Асфальтобетон – материал не из дешевых. Его заказывают из расчета на долгий срок эксплуатации, который должен окупить все первоначальные вложения. Но это справедливо только в том случае, если он используется по назначению.

На рынке представлено множество разновидностей асфальта – просто глаза разбегаются. И у каждой из них свои особенности применения.

Чтобы выбрать оптимальный вид материала под свою задачу, воспользуйтесь нашей таблицей:

Вид работ Вид асфальта Зернистость Тип
Отмостка Горячий высокоплотный асфальт Мелкозернистый или песчаный В, Г, Д
Пол в гараже Теплый или холодный асфальт, срезка асфальта Мелкозернистый А, Б (Бх), В (Вх)
Пол на складе Холодный асфальт или срезка асфальта Мелкозернистый или песчаный Вх, Гх, Дх
Кровельная стяжка Горячий или теплый асфальт Песчаный Г, Д
Покрытие эксплуатируемой кровли Горячий или теплый плотный асфальт Мелкозернистый А, Б, В

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица видов работ и разновидностей асфальта, которые для этих работ подходят

Сразу отметим, что в таблицу мы внесли только те разновидности, которые являются оптимальными по соотношению цены и качества для конкретных работ. Но существуют и другие варианты.

Например, отмостку можно сделать из холодной асфальтобетонной смеси (АБС), потому что ее легче укладывать вручную. Но такой материал имеет низкие показатели качества. Он пористый и не особо прочный, быстро разрушается водой и льдом. Так что ни о какой долговечности отмостки из холодного асфальта здесь речи не идет.

В продолжении статьи мы подробнее поговорим о том, чем упомянутые разновидности асфальтобетона отличаются друг от друга.

Виды асфальта для строительных работ

Поскольку речь здесь идет о сложном композитном материале, его можно разделить на типы по разным основаниям.

Мы рассмотрим следующие классификации асфальта:

  • По особенностям укладки
  • По зернистости
  • По пористости
  • По типу (содержанию щебня)
  • По марку

Давайте остановимся на каждой из них подробнее.

По особенностям укладки

Большое влияние на качество будущего покрытия оказывает то, как именно асфальт производится и укладывается.

Выделяют 5 основных видов материала:

  • Горячий
    Это смесь на основе большого количества минерального наполнителя и небольшой доли вязкого битума. Она укладывается в горячем виде – при температуре свыше 100°C. Такой асфальт отличается высоким качеством, имеет самую широкую сферу применения и пригоден почти для любых задач.
  • Теплый
    Он производится путем вспенивания битума или добавления пластифицирующих добавок в горячий асфальт. В результате получается смесь, которая по свойствам идентична горячей, но может укладываться при более низких температурах – от 70-80°C. За счет этого с ней проще работать.
  • Холодный
    Этот вид асфальта изготавливается на основе щебня или песка, смешанного с жидкими битумами. Он не требует нагрева при укладке и может применяться при минусовой температуре воздуха (до -5-15°С). Но качественные показатели у такого материала низкие. Он используется в основном для ямочного ремонта или благоустройства территории.
  • Литой
    Основной компонент в этой АБС – смесь битума с минеральным порошком (асфальтовяжущее), тогда как содержание щебня достаточно низкое. При укладке материал разогревается до 190-250°C. В результате получается пластичная и текучая масса, которая легко распределяется по поверхности и не требует уплотнения. При застывании литой асфальт образует монолитное, прочное и водонепроницаемое покрытие. Но у него есть ощутимый минус – это высокая стоимость. Из-за этого сфера применения материала сильно ограничена.
  • Срезка асфальта (асфальтовая крошка, вторичный асфальт)
    Асфальтобетон не имеет срока годности, поэтому старые покрытия можно снимать, дробить в крошку и продавать заново. Она стоит дешево и поэтому пользуется популярностью у владельцев частных домов. Срезку асфальта разогревают (или смачивают битумом) и используют в простых работах типа укладки пола в гараже или хозяйственной постройке.

С точки зрения качества, надежности и долговечности самый лучший материал – это горячий асфальт. Да, для его укладки понадобится специальное оборудование и бригада рабочих, если вы сами с ним раньше не работали. Но зато в итоге получится покрытие, которое прослужит как минимум 7-8 лет. А при условии правильного ухода – и все 10-15.

Исключение – это работы в помещениях типа гаража, сарая или склада. Здесь применять горячий асфальт нужно с осторожностью. Дело в том, что пары разогретого до 100-160°C битума токсичны. И если дышать ими в замкнутом пространстве, можно серьезно повредить здоровье. В такой ситуации мы рекомендуем отдать предпочтение теплым или холодным смесям.

Для простых строительных работ подойдет дешевая асфальтовая крошка. Но это материал сезонный. Его можно найти в наличии, если в вашем районе ведутся ремонтно-дорожные работы.

По зернистости

Этот параметр обозначает максимальный размер зерен, которые входят в состав асфальтобетонной смеси.

Выделяется три разновидности материала:

    • Крупнозернистый – с частицами до 40 мм в диаметре
    • Мелкозернистый – с частицами до 20 мм в диаметре
    • Песчаный – с частицами до 5 мм в диаметре

С первым видом сложно работать вручную. Для его укладки и уплотнения используется тяжелая техника: асфальтоукладчики и катки. Его сфера применения ограничивается дорожными работами.

Для строительства берут мелкозернистые щебеночные или песчаные смеси. При этом наличие щебня в материале придает ему прочность и устойчивость к проседанию под колесами машин. А из песчаных АБС получаются гладкие однородные покрытия, которые хорошо смотрятся на дорожках и в отмостке.

По пористости

После укладки и уплотнения в дорожном покрытии остаются мельчайшие воздушные пустоты. Это явление называют остаточной пористостью.

В зависимости от объема пор выделяют 4 вида горячих смесей:

  • Высокопористые – 10-18% воздушных пустот
  • Пористые – 5-10% воздушных пустот
  • Плотные – 2,5-5% воздушных пустот
  • Высокоплотные – 1-2,5% воздушных пустот

Для холодного асфальта такой классификации нет. Для него установлены единые значения пористости – от 6% до 10%.

В эти поры может проникать влага из окружающей среды. Асфальт, который регулярно напитывается водой, быстрее разрушается и теряет свои качества. А в периоды заморозков он подвергается дополнительным нагрузкам из-за морозного расширения льда.

Таким образом, при выборе асфальта для строительства на открытом воздухе стоит отдавать предпочтение плотным и высокоплотные видам.

По типу (содержанию щебня)

В состав асфальтобетона традиционно входят крупные (щебень, гравий) и мелкие (песок, отсев) заполнители. От их соотношения зависят многие характеристики материала.

В зависимости от доли щебня выделяют 5 типов смесей:

  • Тип А – 50-60% щебня
  • Тип Б (Бх) – 40-50% щебня или гравия
  • Тип В (Вх) – 30-40% щебня или гравия
  • Тип Г (Гх) – песчаный (с отсевом дробления)
  • Тип Д (Дх) – песчаный (с природным песком)

Буква «х» в обозначении типа указывает на то, что эта смесь относится к холодным и не требует нагрева перед укладкой.

Щебень придает материалу прочность и устойчивость к деформациям. Поэтому для покрытий, по которым будет ездить транспорт, нужно обязательно брать щебеночный материал – как минимум типа В, но лучше А или Б.

Песчаные асфальты имеют низкую прочность, но зато их производство обычно обходится дешевле. Их выгодно брать для работ, где не нужна высокая устойчивость к механическим нагрузкам – для отмостки, обустройства кровельных стяжек и тому подобного.

По марке

Как и у многих стройматериалов, у асфальта есть градация по качеству. Для ее обозначения используются марки.

Всего их существует три:

  • Марка I (МI)
    Наиболее качественный асфальт с самой широкой сферой применения.
  • Марка II (МII)
    Достаточно качественный материал, который обладает хорошими характеристиками для своего типа.
  • Марка III (МIII)
    Асфальтобетонные смеси удовлетворительного качества, которые можно использовать в ходе работ по оформлению и благоустройству территории.

В дорожных работах используется в основном асфальт марки I и только в отдельных случаях допускается марка II. А вот к бытовому строительству требования гораздо ниже.

Если вы хотите обустроить покрытие эксплуатируемой кровли (например, под стоянку для транспорта), то лучше брать марку I. В этом случае нужен материал, который сможет легко выдержать механические нагрузки, перепады температур, а также регулярный контакт с водой и талым снегом. Для пола в гараже и отмостки будет достаточно марки II. А для остальных работ сойдет марка III.

Подробнее об этих и других классификациях асфальтобетона вы можете прочитать в статье Виды асфальта.

Теперь вы знаете, какие разновидности асфальта существуют и чем они отличаются друг от друга. В продолжении статьи мы поговорим о том, какие характеристики наиболее актуальны при выборе материала.

Свойства асфальта для строительных работ

Согласно установленным нормам, каждая партия асфальта, производимого на заводе, должна проходить проверки на соответствие ГОСТу. Их результаты заносятся в сертификат качества, который выдается заказчику.

Для строительных работ наиболее важны такие характеристики:

  • Прочность
  • Водонасыщение и водостойкость
  • Сдвигоустойчивость
  • Плотность и масса
  • Радиоактивность

Ниже мы остановимся на каждой из них немного подробнее.

Прочность асфальта при сжатии

Это свойство характеризует максимальную нагрузку, которую может выдержать образец асфальта (например, от колес едущего или стоящего транспорта).

Прочность необходимо учитывать при обустройстве пола в гараже или покрытия эксплуатируемой кровли, на которой планируется парковка. В остальных работах она не так актуальна. Ведь материал даже самой низкой марки спокойно выдерживает вес человека.

Этот показатель будет максимальным у смесей с высоким содержанием щебня, а минимальным – у песчаных разновидностей.

Есть у асфальта и другие прочностные характеристики. Подробнее о них вы можете прочитать в нашей статье Прочность асфальта.

Водонасыщение и водостойкость асфальта

Дождевая и талая вода – это главный враг асфальтобетона. Она проникает в поры на его поверхности и вызывает отслаивание битумных пленок от зерен наполнителя. Покрытие из-за этого теряет свою структурную прочность, его качественные характеристики ухудшаются. А во время заморозков вода превращается в лед и расширяется, буквально распирая асфальт изнутри.

Поэтому при заказе материала важно учитывать два показателя:

  • Водонасыщение
    Количество влаги, которое может поглотить асфальтобетон.
  • Водостойкость (для горячих смесей)
    Способность покрытия сохранять прочность в водонасыщенном состоянии.

У качественного материала должно быть минимальное водонасыщение и высокая водостойкость. Это особенно актуально для отмостки и кровельного покрытия. Ведь одна из их функций – это обеспечение гидроизоляции.

Подробнее об этих свойствах и методах их определения вы можете прочитать в статьях Водонасыщение асфальта и Водостойкость асфальта.

Сдвигоустойчивость асфальта

Асфальтобетон относится к типу нежестких покрытий. Это обусловлено тем, что битум в его составе при нагревании становится мягким и податливым. В таких условиях асфальт может прогибаться под колесами транспорта, на его поверхности образуются впадины и наплывы, колеи.

Способность материала сопротивляться деформациям называется сдвигоустойчивостью.

Она определяется по двум показателям:

  • Коэффициенту внутреннего трения
  • Сцеплению при сдвиге

Эта характеристика актуальна в тех случаях, когда материал претерпевает нагрузки от легкового или грузового транспорта. Или если речь идет о покрытии пола на складе, где хранятся тяжелые тары и предметы. Для таких работ нужно брать АБС с высоким содержанием щебня, который обеспечивает необходимую жесткость.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Сдвигоустойчивость асфальта.

Плотность и масса асфальта

В большинстве случаев эти характеристики для строительных работ не принципиальны. Но они учитываются при обустройстве кровельных стяжек и покрытий из асфальта. Это нужно для того, чтобы правильно рассчитать нагрузку на стропильную систему.

Часто асфальтобетонная смесь отгружается по массе. В таком случае вы сразу знаете, сколько материала ляжет на вашу крышу. Если же вы заказываете материал кубометрами, то массу можно посчитать самостоятельно.

Для этого используется такая формула:

Формула для вычисления массы асфальта

Если вы уже знаете, где и какой материал будете заказывать, то узнайте точное значение плотности у своего поставщика. Потому что цифры для смесей с разными составами и наполнителями могут сильно варьироваться.

Подробнее о других показателях плотности асфальтобетона и их практическом применении вы можете прочитать в статье Плотность и масса асфальта.

Радиоактивность асфальта

Для асфальта, как и для всех окружающих нас объектов, нормально излучать небольшую радиацию. Опасность возникает лишь в тех случаях, когда это излучение превышает нормы.

Максимально допустимые значения эффективной активности естественных радионуклидов для строительных материалов установлены в ГОСТ 30108-94:

  • При применении в жилых помещениях – не более 370 Бк/кг
  • При строительстве дорог и промышленных построек в городе – не более 740 Бк/кг
  • При строительстве дорог за чертой города – не более 1500 Бк/кг
  • При значении свыше 1500 Бк/кг использование материала запрещено без предварительного согласования с властями

При выборе материала для строительства на придомовой территории мы советуем опираться на первое значение. Конечно, асфальтобетон в норме не используется в жилых помещениях, но на своем участке вы с ним будете контактировать чаще, чем с покрытиями городских улиц.

Если в вашем регионе нормальная радиационная обстановка, то особо переживать по поводу этой характеристики не стоит. Сертифицированные стройматериалы обычно имеют показатели радиоактивности намного ниже тех, что допускаются нормативами.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Радиоактивность асфальта.

Подведем итог.

Асфальтобетон (или просто асфальт) пользуется популярностью не только в дорожном, но и в бытовом строительстве. Он может применяться для обустройства отмостки, пола, кровельной стяжки или покрытия плоской крыши. Этот материал имеет множество разновидностей, которые имеют свои плюсы и минусы и подходят для разных видов работ.

При заказе асфальта для строительства наибольшее значение имеют такие его свойства:

  • Предел прочности при сжатии
  • Водонасыщение и водостойкость
  • Сдвигоустойчивость
  • Плотность и масса
  • Радиоактивность

Грамотный подход к выбору материала позволит сократить расходы на ремонт в долгосрочной перспективе.