Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Состав противогололедных реагентов (ПГМ)

Без использования противогололедных материалов (ПГМ) в морозы не обходится ни один российский город. Ведь способа более эффективно бороться с наледью пока не придумали. А если пустить это дело на самотек, то ездить и ходить по улицам будет банально опасно.

Однако у многих людей массовое применение ПГМ (особенно химических) вызывает опасения.


Эта статья будет для вас актуальна, если вы:

  • Хотите понять, чем именно посыпают улицы вашего города или села и насколько эти реагенты вредны или безопасны для человека и окружающей среды
  • Планируете заказывать ПГМ для обработки своей территории и хотите больше узнать об особенностях разных составов и торговых марок

Надо сказать, что в наше время существует огромное разнообразие средств для борьбы с гололедом.

По принципу действия их можно разделить на три большие группы:

  • Химические ПГМ
    Это различные соединения, которые вступают в реакцию со снегом и льдом (то есть с водой в твердом состоянии) и плавят их. К этой группе относится в том числе всем известная техническая соль.
  • Фрикционные (абразивные) ПГМ
    Это мелкозернистые сыпучие материалы (песок, отсев и прочие), которыми посыпают скользкие дороги и улицы для улучшения сцепления с колесами машин и обувью. Они максимально безвредны для здоровья людей и окружающей среды, но малоэффективны.
  • Комбинированные ПГМ
    Это составы на основе абразива с добавлением 10-40% химического реагента. Они оказывают двойное действие: одновременно плавят лед и улучшают сцепление с поверхностью.

Если вам интересно больше узнать об этих материалах, а также их плюсах и недостатках, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Виды ПГМ.

Пешеходная дорога, посыпанная отсевом против гололеда
Скользкая пешеходная дорога на улице города
Пешеходная дорога, посыпанная песком против гололеда
Грязный снег лежит в куче около городской дороги

Исторически самым популярным ПГМ была смесь песка и соли (пескосоль). В СССР ее начали широко применять с 1930-х годов. Но в конце XX века многие крупные города (в первую очередь Москва) начали от нее отказываться и перешли на обычную техническую соль. Однако такой подход вскоре привел к массовой гибели городских растений, которые пострадали от засоления почв.

С начала 2000-х коммунальные службы успели опробовать целый ряд других ПГМ: хлорид магния (бишофит), хлорид кальция, средства на основе формиатов и ацетатов и прочие. На рынке появились реагенты с улучшенным составом, производители которых обещают максимальный результат с минимумом негативных последствий. Все это разнообразие мы и рассмотрим ниже.

В этой статье мы разберем:

  • Основные действующие вещества и материалы, которые используются для борьбы с гололедом
  • Составы химических и комбинированных ПГМ самых популярных торговых марок

А в заключительном разделе мы приведем краткий обзор средств, которые не рекомендуется использовать для противогололедной обработки.

Основные действующие вещества против гололеда

В материал для борьбы с гололедом обычно входит одно действующее вещество. Хотя к нему часто примешиваются посторонние включения (если речь идет о неочищенных технических солях) или модифицирующие добавки.

К этой группе относятся:

  • Хлористый натрий (галит)
  • Хлористый магний (бишофит)
  • Хлористый кальций
  • Фрикционные материалы

Ниже мы рассмотрим каждый из них отдельно.

Хлористый натрий

Это первое химическое вещество, которые начали повсеместно использовать для борьбы с наледью в России (тогда еще Российской Империи) и за рубежом.

Оно известно и под другими названиями:

  • Хлорид натрия (NaCl)
  • Техническая соль
  • Каменная соль
  • Концентрат минеральный галит

Кроме того, хлорид натрия активно применяется в быту и есть на кухне у каждого из нас. Это поваренная (пищевая) соль. От технической она отличается степенью очистки и отсутствием вредных примесей: меди, свинца, железа, различных оксидов, глинистых частиц и прочих. Но, по сути, это одно и то же вещество.

У галита есть ряд преимуществ, которые обусловили его популярность в качестве ПГМ:

  • Низкая себестоимость
  • Доступность (на территории России расположено несколько крупнейших месторождений соли)
  • Быстродействие

Но в наши дни техническая соль в чистом виде уже не применяется – по крайней мере, в больших городах точно, где качество ПГМ достаточно жестко контролируется.

Дело в том, что у нее есть целый ряд серьезных недостатков. Так, техническая соль:

  • Разъедает шины и лакокрасочные покрытия машин, ускоряет коррозию их металлических частей
  • Оставляет белые разводы на одежде и обуви, делает кожаные изделия жесткими и ломкими
  • Засаливает почву, приводя к болезням и гибели зеленых насаждений
  • Может вызывать химические ожоги лап у собак после продолжительных прогулок
  • Может вызывать аллергические реакции у детей, которые часто играют с загрязненным снегом

Тем не менее, во многих регионах России галит все еще востребован. Это объясняется в первую очередь его дешевизной. Ведь не во всех городах и селах бюджет позволяет покупать более дорогие и щадящие средства.

Хлористый магний (бишофит)

Как и галит, это вещество относится к группе средств на основе хлоридов.

Оно также может продаваться под следующими названиями:

  • Хлорид магния (MgCl2)
  • Бишофит

В качестве противогололедного средства его начали использовать сравнительно недавно – в начале 2000-х годов. Как раз в то время коммунальные службы начали искать замену агрессивному хлориду натрия.

Хлорид магния имеет такие преимущества:

  • Сохраняет эффективность при температурах до -25°С
  • Плавит лед и снег быстрее, чем хлорид натрия

Однако вскоре у нового реагента обнаружилась масса недостатков.

В числе них можно назвать такие:

  • Водный раствор хлорида магния обладает повышенной вязкостью и после нанесения образует на дороге скользкий маслянистый слой
  • Реагент имеет высокий расход
  • Водный раствор хлорида магния обладает высокой коррозионной активностью и очень быстро разъедает металлические части автомобилей

По мнению Ассоциации зимнего содержания дорог, использование хлористого магния в качестве противогололедного реагента не только нецелесообразно, но и потенциально опасно. Так, например, государственная экспертиза в 2012 году в Москве показала, что использованный там реагент на основе бишофита по степени воздействия на человека относится ко 2 классу опасности (высокоопасные вещества). Производитель пытался оспорить это решение в суде, но не смог привести убедительных доказательств безвредности своего продукта.

Так репутация хлорида магния в роли ПГМ оказалась основательна подпорчена. Хотя его и сейчас применяют в качестве добавки к хлориду натрия – такая смесь плавит лед при более низких температурах. А некоторые производители до сих пор предлагают противогололедные средства на основе чистого бишофита. Но большой популярностью они не пользуются.

Хлористый кальций

Как и бишофит, хлорид кальция CaCl2 начал активно использоваться в качестве ПГМ в 2000-х годах.

Он выпускается в двух формах:

  • Жидкой – ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный)
  • Твердой – ХКФ (хлористый кальций фосфатированный)

Соляные растворы, как правило, используются для профилактической обработки дорог, а твердые ПГМ – для борьбы с наледью и снегом.

Хлорид кальция имеет ряд важных достоинств:

  • Эффективен при температурах до -30°С
  • Отличается высокой гигроскопичностью (способностью поглощать воду) и моментально вступает в реакцию со льдом и снегом
  • В отличие от хлоридов натрия и магния, его реакция с водой – экзотермическая, то есть сопровождается выделением тепла (за счет этого резко снижается расход реагента)
  • Нетоксичен для человека – соединение зарегистрировано в качестве разрешенной пищевой добавки E509
  • Имеет низкий расход по сравнению с хлоридами натрия и магния

Все эти плюсы обусловили высокую популярность реагентов ХКМ и ХКФ в борьбе со снегом и наледью. Тем не менее, до идеала они все же не дотягивают.

Эти вещества имеют такие недостатки:

  • Короткое время воздействия – уже через 3 часа сцепление шин с обработанной поверхностью снижается
  • Хлорид кальция имеет свойство притягивать воду из окружающей среды, из-за чего дорожное покрытие долгое время остается влажным
  • Как и остальные хлориды, он оказывает агрессивное воздействие на металл и бетон, одежду из меха и кожи
  • Не решает проблему засоления почвы

Вы можете заметить, что все однокомпонентные реагенты имеют схожий набор минусов. Просто у одних соединений негативное воздействие выражено более ярко, а у других – менее. На фоне этого администрации российских городов периодически призывают совсем отказаться от реагентов в пользу посыпки дорог песком, отсевом или каменной крошкой. Давайте взглянем на них.

Фрикционные (абразивные) материалы

По принципу действия они отличаются от химических реагентов. Абразивы инертны и не способны плавить снег и лед. Вместо этого они улучшают сцепление шин и обуви со скользкой поверхностью.

Для посыпки дорог и улиц зимой могут использоваться:

Образец песка на белом фоне
Образец отсева на белом фоне
Образец дресвы на белом фоне

Фрикционные материалы имеют множество преимуществ перед реагентами.

Среди них:

  • Низкая стоимость и доступность
  • Нетоксичность для человека (при условии, что материал добывается на «чистом» месторождении и проходит сертификацию)
  • Безопасность для растений при попадании в почву
  • Неспособность загрязнять сточные воды опасными веществами
  • Неспособность вызывать коррозию металлических и бетонных конструкций
  • Абсолютная безвредность для одежды и обуви
  • Сохранение эффективности при любых температурах, включая экстремальные морозы (около -40-50°С)

Тем не менее, широкого распространения в качестве самостоятельных ПГМ эти материалы так и не получили. Почему?

Дело в том, что недостатков у них тоже немало:

  • Каменные частицы забивают стоки ливневой канализации, которые затем приходится прочищать – это требует дополнительных трудозатрат и финансовых вложений
  • В периоды потепления талый снег смешивается с песком, и улицы покрываются толстым слоем грязи
  • Мелкие зерна под нагрузками от транспорта истираются в пыль, которой весной и летом дышат горожане
  • Крупные камешки могут вылетать из-под колес и царапать корпуса окружающих машин, бить лобовые стекла, попадать в пешеходов
  • Песок и каменная крошка не устраняют саму скользкость, а значит – их нужно постоянно подсыпать
  • На дорогах и улицах с высокой проходимостью фрикционные материалы быстро растаскиваются колесами и обувью прохожих

Как видите, даже самые экологичные средства для борьбы с наледью нельзя назвать идеальными. Поэтому современные производители понемногу заменяют их реагентами с более сложным и сбалансированным составом. О них мы подробно поговорим в следующем разделе.

Состав и особенности сложных ПГМ

Особенность таких средств заключается в использовании нескольких веществ, которые компенсируют недостатки друг друга. Их комбинированное действие оказывается более щадящим и эффективным, чем у каждого из «ингредиентов» по отдельности.

В состав сложных реагентов входят такие компоненты:

  • Действующее вещество
    Это неорганические и органические соли, которые отличаются хорошей способностью плавить лед. Поскольку часто они несут вред для окружающей среды, для его минимизации вносят специальные добавки.
  • Биофильные добавки
    Обычно это карбамиды. Эти органические соединения очень слабо плавят лед. Зато они выполняют функцию подкормки для растений, тем самым снижая вред от накопления солей в почве.
  • Ингибиторы коррозии
    Это вещества, которые смягчают агрессивное воздействие солей на металлические детали машин, бетонные конструкции, асфальт, кожаные изделия и меховую одежду. В ПГМ эту функцию обычно выполняют формиаты натрия или калия.

В интернет-газете «Ридус» были опубликованы результаты небольшого эксперимента, который наглядно демонстрирует разницу между обычными солями и реагентом с тщательно подобранным составом.

В ходе опыта сравнивалась коррозионная активность таких реагентов:

  • Обычной воды
  • Хлорида натрия (технической соли)
  • Хлорида магния (бишофита)
  • Комбинированного реагента на основе хлоридов кальция, натрия и калия с добавлением формиата натрия

Как оказалось, активнее всего металл разъедает раствор бишофита. А вот коррозионная активность последнего состава была близка к минимальной – лишь чуть выше, чем у обычной водопроводной воды.

В этом разделе мы рассмотрим такие виды ПГМ:

  • Пескосоляную смесь (пескосоль)
  • Химические реагенты на основе хлоридов
  • Химические реагенты на основе нитратов, формиатов и ацетатов

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Пескосоляная смесь

Это одно из самых древних средств борьбы с зимней скользкостью. За всю свою многовековую историю оно так и не утратило популярности.

В состав пескосоляной смеси входят:

  • Фрикционный материал (70%-90%)
  • Соль (10-30%)

Конкретное соотношение подбирается в зависимости от того, какой эффект нужен. Если увеличить содержание соли, то смесь будет быстрее плавить наледь и оставлять меньше грязи. В то же время она будет активнее разъедать кузова машин и обувь, загрязнять почву.

Если брать больше фрикционного материала, то состав получится более экологичным и щадящим. Но эффективность его снизится, а обрабатываемые поверхности будут выглядеть грязными.

В качестве фрикционного компонента может использоваться:

Химическая составляющая, как правило, представлена обычным хлоридом натрия (технической солью). Хотя некоторые производители могут вносить в состав хлориды кальция и магния, а также ингибиторы коррозии. Но такие добавки, естественно, поднимают стоимость смеси.

Реагенты на основе хлоридов

Это самая большая и распространенная группа ПГМ, которая используется повсеместно на территории России. Хлориды эффективны в борьбе со льдом и снегом, да еще и стоят достаточно дешево.

В состав таких реагентов обычно входят два основных действующих вещества:

  • Хлорид натрия (NaCl)
  • Хлорид кальция (CaCl2)

Некоторые производители могут добавлять к этой смеси хлориды магния и калия, каменную крошку, а также удобрения и ингибиторы коррозии.

К ПГМ на основе хлоридов относятся продукты таких популярных торговых марок:

  • Iceburn
  • Icemelt
  • Аквайс
  • Бионорд (бюджетный вариант – Экосол)
  • Goodhim
  • Ледоруб
  • Rockmelt
  • Fertika
  • ФПЭС (бюджетный вариант – Mr. Defroster)
  • UOKSA

Давайте рассмотрим каждую линейку подробнее.

Состав реагента Айсбёрн (Iceburn)

Эта марка в последнее время пользуется популярностью на рынке и имеет неплохие отзывы. Ее производит крупный российский поставщик соли и соды – уральская компания «БСК-Соль».

В линейку Iceburn входят следующие продукты:

  • ICEBURN ECO
  • ICEBURN ECO PRO
  • ICEBURN ECO PELLETS
  • ICEBURN MIX
  • ICEBURN ULTRA POWER

Их сравнительные характеристики приведены в таблице:

Наименование / Показатель ICEBURN ECO ICEBURN ECO PRO, ICEBURN ECO PELLETS ICEBURN MIX ICEBURN ULTRA POWER
Состав Хлорид натрия – до 99% Хлорид натрия – до 99,5% Хлорид натрия – 90%

Песок – 10%

Хлорид кальция – до 96%
Температурный режим До -25°C До -31°C До -25°C До -36°C
Назначение Удаление ледяных образований на дорогах и промышленных территориях Обработка дорог и промышленных территорий в условиях сильных морозов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Iceburn

Обратите внимание: обозначение «ECO» в названии реагента указывает на то, что для его производства используется очищенная соль. Это значит, что в ней нет токсичных примесей (например, тяжелых металлов), которые часто встречаются в сырье.

Но из-за высокого содержания соли продукты этой марки не предназначены для обработки пешеходных зон и дорожек на загородном участке. Для таких задач следует выбирать что-нибудь более щадящее.

Состав реагента Айсмелт (Icemelt)

Эта торговая марка завоевала большую популярность на рынке противогололедных материалов и сейчас у многих на слуху. Если вы хоть раз искали реагент для обработки своей территории, то наверняка видели ее в топах рекомендаций.

Производством Icemelt занимается волгоградская химическая компания Зиракс (Zirax).

Эта линейка представлена такими продуктами:

  • Айсмелт Пауэр (Icemelt Power)
  • Айсмелт ХКНМ (Icemelt)
  • Айсмелт Микс (Icemelt Mix)
  • Айсмелт Грин (Icemelt Green)

В таблице ниже представлено их сравнение:

Наименование / Показатель Icemelt Power Icemelt Icemelt Mix Icemelt Green
Состав
  • Хлорид кальция – от 94%
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид натрия (50-85%)
  • Хлорид кальция (15-50%)
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид натрия (50-85%)
  • Хлорид кальция (15-50%)
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид натрия (95%)
  • Хлорид кальция (5%)
Температурный режим До -31°C До -25°C До -20°C До -15°C
Назначение Обработка дорожных покрытий в условиях очень низких температур Противогололедная обработка дорожных покрытий, парковок, промышленных территорий Недорогая обработка дорог, парковок и промышленных территорий в условиях несильных морозов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Icemelt

Благодаря наличию ингибиторов коррозии в составе реагенты Icemelt, Icemelt Power и Icemelt Mix хорошо подойдут для территорий, предназначенных для регулярного движения транспорта. В отличие от обычной соли, они не будут так сильно разъедать кузова машин.

Icemelt Green из-за высокого содержания хлорида натрия получается дешевым, но оказывает агрессивное воздействие на металл, бетонные конструкции и кожаные изделия. Этот реагент следует применять при температурах не ниже -10-15°C и не превышать расход соли, указанный на упаковке.

Состав реагента Аквайс (Aquaice)

Еще одна популярная линейка реагентов на основе хлоридов. В нее входят составы, подобранные под разные области применения и температурные режимы.

Торговая марка «Аквайс» принадлежит группе компаний «ВВ-Строй», базирующейся в Московской области.

В нее входят следующие продукты:

  • Аквайс-Эконом
  • Аквайс-Пешеход
  • Аквайс-Бишофит
  • Аквайс-25
  • Аквайс-31

Их составы и особенности приведены в таблице:

Наименование / Показатель Аквайс-Эконом Аквайс-Пешеход Аквайс-Бишофит Аквайс-25 Аквайс-31
Состав
  • Хлорид кальция
  • Хлорид натрия
  • Ингибитор коррозии
  • Мраморная крошка фракции 2-5
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид магния
  • Хлорид натрия
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид кальция
  • Хлорид натрия
  • Ингибитор коррозии
  • Хлорид кальция
  • Ингибитор коррозии
Температурный режим До -20°C До -25°C До -30°C До -25°C До -31°C
Назначение Обработка дорог, тротуаров, парковок, промышленных территорий Обработка пешеходных зон, тротуаров Обработка дорог, парковок, промышленных территорий (кроме покрытий из бетона) Противогололедная обработка дорог и промышленных территорий в условиях сильных морозов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Aquaice

В эту линейку входит реагент, который подходит для обработки тротуаров – это «Аквайс-Пешеход». Но поскольку в состав продукта все равно входят хлориды натрия и кальция, мы не рекомендуем применять его вблизи зеленых насаждений (например, в парках и скверах, во дворах частных и многоквартирных домов).

С осторожностью стоит использовать реагент «Аквайс-Бишофит». Дело в том, что хлорид магния вступает в реакцию с цементным камнем – этот процесс называют магнезиальной коррозией. Мы не рекомендуем применять этот ПГМ на бетонных покрытиях.

Остальные ПГМ из линейки схожи по своему действию и различаются только температурным режимом. Он зависит от соотношения хлоридов натрия и кальция в составе.

Помимо многокомпонентных реагентов, под маркой «Аквайс» также выпускаются простые и дешевые ПГМ: техническая соль, пескосоль и гранитная крошка.

Состав реагентов Бионорд (Bionord) и Экосол (Ecosol)

Этот реагент неоднократно попадал в центр внимания прессы – как положительного, так и негативного. Такие бурные обсуждения обусловлены его популярностью у коммунальных служб. Бионордом обрабатывают улицы и дороги в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Перми, Ижевске и многих других российских городах.

Производитель этого реагента (пермский УЗПМ) позиционирует свой продукт как максимально безопасный и экологичный. Того же мнения придерживаются муниципальные власти, активно его закупающие. А вот многие горожане относятся к нему настороженно.

Чтобы разобраться, на чьей стороне правда, давайте присмотримся к составу этого ПГМ.

В линейку «Бионорд» входят такие продукты:

  • Bionord Universal
  • Bionord Pro
  • Bionord Pro Plus
  • Bionord Green

С их сравнением вы можете ознакомиться в таблице:

Наименование / Показатель Bionord Universal Bionord Pro Bionord Pro+ Bionord Green
Состав
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Биофильная добавка
  • Антикоррозионная добавка
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Биофильная добавка
  • Антикоррозионная добавка
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Мраморная крошка
  • Биофильная добавка
  • Антикоррозионная добавка
  • Хлорид кальция
  • Хлорид натрия
  • Биофильная добавка
Температурный режим До -30°C До -20°C До -20°C До -25°C
Назначение Любые виды дорожных покрытий Территории промышленных объектов, баз, складов Придомовые территории, парковые зоны, детские площадки, тротуары*

* Это область применения, заявленная производителем. Но мы советуем отнестись к ней скептически. Парковые зоны, детские площадки и дорожки в детском саду вообще не стоит обрабатывать химическими реагентами. Лучше взять для этих целей обычный песок или каменную крошку.

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Bionord

Как вы наверняка заметили, по своему составу Бионорд принципиально не отличается от тех марок, которые мы рассмотрели выше. Откуда тогда берется недовольство?

Все дело в маркетинговых уловках. Производитель и поставщики Бионорда делают очень громкие заявления о его якобы полной экологичности и безвредности. При этом состав реагента раскрывают далеко не все из них – например, в интернет-магазине самого УЗПМ такой информации нет совсем.

На самом же деле основа Бионорда – это обычная техническая соль. Как и все хлориды, он разъедает металл и обувь, а также вызывает засоление почвы. И даже удобрения в его составе полностью не компенсируют этот вред.

Исследования демонстрируют пагубное воздействие реагента на:

Впрочем, слухи о вреде и токсичности Бионорда тоже сильно раздуты прессой. Токсиколого-гигиенические экспертизы относят реагент к классу малоопасных веществ (4 класс). Это значит, что он не токсичен для человека, но может вызывать раздражение при попадании на слизистые или долгом контакте с кожей. Помните поговорку «не сыпь мне соль на рану»? Бионорд – это и есть самая обычная соль. Только класть его в еду мы не рекомендуем.

Также УЗПМ производит бюджетный реагент Экосол (Ecosol) на основе хлоридов натрия и кальция. По принципу действия он схож с Бионордом, но в его составе нет биофильных добавок. За счет этого стоимость средства снижается, но и его негативное воздействие на почву выражено сильнее.

Состав реагента Гудхим (Goodhim)

Эта торговая марка представлена во многих регионах России и стабильно пользуется спросом у потребителей. Ее выпускает одноименная московская компания, которая занимается производством реагентов и химических добавок для нужд строительства, промышленности и быта.

В линейку Goodhim входят следующие продукты:

  • GOODHIM Strong №20 (жидкий)
  • GOODHIM 500 №31
  • GOODHIM 500 G
  • Антибукс «Strong Auto»

Сравнение их составов приведено в таблице ниже:

Наименование / Показатель GOODHIM Strong №20 GOODHIM 500 №31 GOODHIM 500 G Антибукс «Strong Auto»
Состав
  • Водный раствор хлорида кальция
  • Ингибиторы коррозии
  • Хлорид натрия (не менее 50%)
  • Хлорид кальция (не менее 10%)
  • Ингибиторы коррозии (не менее 5%)
  • Гранитная или мраморная крошка (до 50%)
  • Хлорид кальция (не менее 10%)
  • Ингибиторы коррозии (не менее 5%)
  • Гранитная крошка
  • Хлорид кальция
  • Хлорид калия
  • Ингибиторы коррозии
Температурный режим До -20 °С До -31°С До -31°С До -31°С
Назначение Профилактическая обработка парковок, лестниц, дорожек, прилегающей территории магазинов, кафе и других заведений Удаление наледи с дорог, проездов, парковок, улиц, придомовой территории Посыпка дорог, проездов, тротуаров, улиц, пешеходных зон и лестниц Улучшение сцепления шин с обледеневшим покрытием

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Goodhim

Эту линейку можно назвать универсальной: в ней есть средства как для борьбы с наледью на дорогах, так и для обработки пешеходных зон. А поскольку в основу реагентов входит хлорид кальция, они имеют очень широкий температурный диапазон.

Стоит отдельно отметить реагент «Антибукс». Он выпускается в герметичных ведрах по 2-2,35 кг. Это палочка-выручалочка для автолюбителей, которые застряли на обледеневшей дороге в непогоду. Достаточно насыпать ПГМ под колеса машины, немного подождать – и она без труда тронется. А вот для обработки двора его брать не стоит из-за небольшого объема – будет невыгодно.

Состав реагента Ледоруб ЭКО

Производством этого реагента занимается тоже пермская компания – Химзавод «Альянс». Но в отличие от соседа Бионорда эта торговая марка не так широко известна.

Тем не менее, определенную популярность на рынке эта фирма снискала. Это достаточно недорогой и надежный реагент, который закупают как компании, так и частные лица.

Торговая марка представлена всего двумя продуктами:

  • Ледоруб ЭКО
  • Ледоруб ЭКО+

Их сравнение приведено в таблице:

Наименование / Показатель Ледоруб ЭКО Ледоруб ЭКО+
Состав
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Биофильная добавка
Температурный режим До -21°C До -25°C
Назначение Универсальный реагент для обработки покрытий дорог, парковок, промышленных территорий Улучшенный состав, который оказывает менее агрессивное влияние на почву и растения

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Ледоруб ЭКО

Еще раз обратим ваше внимание, что слово «ЭКО» в названии говорит только о том, что реагент сам по себе не токсичен для человека. Но ни один из этих продуктов не подходит для регулярного применения на тротуарах, загородных участках и в парковой зоне. Это опять же потому, что основное вещество в их составе – это хлориды.

Состав реагента Рокмелт (Rockmelt)

Это еще одна из самых известных линеек ПГМ, которая уже несколько лет держится в лидерах продаж и имеет неплохие отзывы. Ее производит московская компания ООО «КТМ».

Торговая марка Рокмелт представлена такими продуктами:

  • Rockmelt Power
  • Rockmelt Mix
  • Rockmelt ECO
  • Rockmelt Green SG

Они в целом имеют одинаковый набор действующих веществ и отличаются только соотношением компонентов.

С их характеристиками вы можете ознакомиться ниже:

Наименование / Показатель Rockmelt Power Rockmelt Mix Rockmelt ECO Rockmelt Green SG
Состав
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Хлорид магния
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Хлорид магния
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция или магния
  • Мраморная крошка фракции 2-5
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция
  • Хлорид магния
Температурный режим До -25°C До -30°C До -20°C До -30°C
Назначение Обработка улиц, дорог, дворов, площадок, промышленных территорий Посыпка тротуаров, пешеходных зон Обработка улиц, дорог, дворов, площадок, промышленных территорий в условиях сильных морозов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Rockmelt

Из всех продуктов этой марки для обработки пешеходных зон оптимально подходит Rockmelt ECO. Однако его не следует рассыпать в парках и скверах, на детских площадках и загородных участках, поскольку в состав реагента входит соль.

Остальные ПГМ подходят для обработки дорог. На тротуарах их можно использовать только для того, чтобы удалить лед. При этом талую массу нужно будет утилизировать.

Кроме того, под маркой Rockmelt продаются и простые ПГМ: хлорид натрия (Rockmelt Salt, Rockmelt Соль техническая №3), пескосоляная смесь (Rockmelt Пескосоль) и каменная крошка (Rockmelt Гранит).

Состав реагента Фертика (Fertika)

Выпуском этих ПГМ занимается московское АО «Фертика», основная сфера деятельности которого – производство удобрений для сада и огорода. Продукты торговой марки пользуются спросом у пользователей интернет-магазинов и, как правило, получают положительные оценки.

Линейка «Фертика» представлена такими реагентами:

  • Fertika ICECARE CLASSIC
  • Fertika ICECARE GREEN
  • Fertika ICECARE POWER

С их особенностями вы можете ознакомиться в таблице:

Наименование / Показатель Fertika ICECARE CLASSIC Fertika ICECARE GREEN Fertika ICECARE POWER
Состав
  • Хлорид натрия (до 75%)
  • Хлорид кальция (до 25%)
  • Ингибиторы коррозии
  • Хлорид натрия (до 75%)
  • Хлорид кальция (до 25%)
  • Ингибиторы коррозии
  • Хлорид кальция (95%)
  • Ингибиторы коррозии (5%)
Температурный режим До -25 °C До -20°C До -31°C
Назначение Противогололедная обработка дорог, улиц, парковок, дорог, дворов, лестничных сходов и других территорий Удаление наледи с дорог, улиц, лестниц и придомовых территорий в условиях экстремальных морозов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Fertika

Как и многие другие производители, «Фертика» делает упор на быструю и эффективную борьбу с гололедом. Но в составе линейки нет средств, предназначенных для посыпки дорог и тротуаров. На загородном участке или в саду применять эти реагенты нужно с осторожностью – из-за высокого содержания соли.

Состав реагентов ФПЭС и Mr. Defroster

Эти две торговые марки ПГМ производит одна компания – ООО «Дефростер». Более дорогая линейка ФПЭС позиционируется как средство для коммерческих организаций, а Mr. Defroster – как бюджетная опция для частных лиц и домовладений.

Многокомпонентные реагенты компании представлены такими продуктами:

  • ФПЭС марка А
  • ФПЭС марка Б
  • Mr.Defroster Ультра

Их сравнение приведено в таблице ниже:

Наименование / Показатель ФПЭС марка А ФПЭС марка Б Mr.Defroster Ультра
Состав
  • Хлорид кальция (не менее 70%)
  • Хлорид натрия (не более 30%)
  • Хлорид кальция (от 75% до 85%)
  • Хлорид натрия (от 15% до 25%)
  • Хлорид натрия (75%)
  • Хлорид кальция (25%)
Температурный режим До -31°C До -25°C До -30°C
Назначение Оперативное удаление льда на промышленных территориях и дорогах Обработка дорог, парковок, проездов, промышленных территорий

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ ФПЭС и Mr. Defroster

Как видите, основные действующие вещества здесь – это неорганические соли. А значит, реагенты хорошо подходят для удаления наледи, но обрабатывать ими пешеходные и парковые зоны не рекомендуется.

Также в ассортименте ООО «Дефростер» есть другие средства борьбы с наледью:

  • ФПЭС марка В
    Это хлорид магния (бишофит). Температурный режим у него – до -30°C.
  • ФПЭС марка Т, Mr.Defroster Mineral Salt
    Хлорид натрия (техническая соль). Температурный режим – до -15°C.
  • ФПЭС марка К
    Это мелкая мраморная крошка (фракция 2-5). Температурный режим – до -50°C.

Состав реагента Уокса (Uoksa)

Продукция этой торговой марки тоже относится к числу лидеров рынка и регулярно попадает в топы продаж интернет-магазинов. Она принадлежит компании «Салина Трейд» – крупному московскому производителю соли.

У линейки Uoksa есть интересное преимущество перед конкурентами – это продажа ПГМ в бутылках с завинчивающимися крышками и полиэтиленовых пакетах с зип-локом. В такой таре реагенты удобно хранить – не нужно бояться, что они случайно просыплются, отсыреют или смерзнутся.

Торговая марка представлена следующими продуктами:

  • UOKSA Актив
  • UOKSA Актив с биофильной добавкой
  • UOKSA Актив с ингибитором коррозии
  • UOKSA Кристалл
  • UOKSA Двойной контроль

С их характеристиками вы можете ознакомиться в таблице:

Наименование / Показатель UOKSA Актив UOKSA Кристалл UOKSA Двойной контроль
Состав
  • Хлорид натрия (до 85%)
  • Хлорид кальция (от 15%)
  • Вспомогательные компоненты: биофильная добавка, ингибитор коррозии
  • Хлорид натрия (97%)
  • Биофильная добавка
  • Ингибитор коррозии
  • Мраморная крошка
  • Хлорид натрия
  • Хлорид кальция\
  • Хлорид магния
Температурный режим До -25-30°C До -15°C До -25°C
Назначение Удаление наледи и профилактическая обработка дорог, парковок, промышленных территорий Обработка тротуаров, пешеходных зон, дворов

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Uoksa

Эта линейка охватывает большую часть сферы применения ПГМ, что во многом объясняет ее популярность.

Также этот производитель реализует дешевые средства для удаления наледи и обработки дорожек: чистые хлорид кальция и хлорид натрия, пескосоль и гранитную крошку.

Реагенты на основе формиатов, нитратов, ацетатов

Эти ПГМ практически не используются городскими коммунальными службами. А в розницу вы их и вовсе купить не сможете.

У них есть ряд особенностей:

  • Формиаты натрия, калия и кальция оказывают минимальное воздействие на окружающую среду и практически не вызывают коррозию металла. Но стоят эти вещества очень дорого, а их температурный режим ограничен.
  • Плавящая способность у ацетатов (например, ацетата калия) выше, чем у реагентов на основе хлоридов. Но они обладают специфическим неприятным запахом, так что использовать эти реагенты на городских улицах запрещено.
  • Нитраты отличаются высокой эффективностью, но их накопление в почве может иметь печальные последствия. Вместе с фруктами и овощами они попадают в организм человека, где преобразуются в нитриты. Если концентрация нитритов превышает допустимые нормы, они вызывают кислородное голодание и заболевания ЖКТ, а также повышают риск онкологии.

Вот почему эти реагенты обычно не используют в черте населенных пунктов. Но у них есть своя собственная сфера применения – это обработка взлетно-посадочных полос на аэродромах. В этих случаях нужны максимально эффективные и быстродействующие составы, которые в то же время будут безопасны для корпусов самолетов.

Производством специализированных ПГМ занимается Рошальский химический завод «Нордикс», а также знакомый нам УЗПМ, которому принадлежит марка «Бионорд».

В ассортимент «Нордикса» входят такие реагенты:

  • НКММ
  • Нордвэй на ацетатной основе
  • Nordway NF
  • Нордвэйф на формиатной основе

Сравнение этих продуктов представлено в таблице ниже:

Наименование / Показатель НКММ Нордвэй Nordway NF Нордвэйф
Состав
  • Нитрат кальция
  • Нитрат магния
  • Карбамид
  • Поверхностно-активные вещества
  • Ацетат калия
  • Формиат натрия
  • Ингибиторы коррозии
  • Ацетат калия
  • Формиат калия
Форма выпуск Твердый Жидкий Твердый Жидкий
Температурный режим До -34°C До -58°C До -12°C До -55°C

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнительные характеристики линейки ПГМ Nordway

Также специализированные ПГМ для аэродромов представлены линейкой «Бионорд Авиа»:

  • Тип Ф (на ацетатно-формиатной основе)
  • Тип ФК (на основе формиата калия)
  • Тип НКММ (на нитратной основе)
  • Тип А (на ацетатной основе)
  • Тип ФН (на нитратно-формиатной основе)

Итак, мы подробно рассмотрели действующие вещества и составы наиболее известных противогололедных средств. Теперь вы имеете представление о том, чем именно посыпают дороги и тротуары вашего населенного пункта и сможете с умом подойти к выбору реагента для конкретной задачи.

Наши рекомендации об использовании ПГМ вы найдете в статье Применение ПГМ.

А в заключительном разделе мы поговорим о тех ПГМ, от применения которых по разным причинам отказываются городские коммунальные службы.

Какие ПГМ не рекомендуется использовать в городе и на даче

Единого общероссийского перечня разрешенных противогололедных средств пока не существует. Но это не значит, что на улицы городов и сел можно сыпать все что угодно.

Каждый ПГМ, который закупают коммунальные службы, должен пройти обязательную сертификацию. К применению допускаются только те реагенты, которые соответствуют требованиям ГОСТ Р 58427-2020 и локальных нормативных актов, если такие приняты в регионе или муниципалитете.

В России бывали такие случаи, когда власти городов отказывались от тех или иных ПГМ из-за негативных последствий их применения.

Так, во многих городах под запрет попали такие реагенты:

  • СБГ
    Реагент под названием «Средство для борьбы с гололедом» производства компании «СБГ-Трейдинг» (на данный момент ликвидированной) массово закупали коммунальные службы Москвы к зиме 2006-2007 года. Однако при его использовании обнаружились неприятные последствия. Во-первых, реагент оказался малоэффективным. Во-вторых, в его составе было обнаружено большое количество вредных примесей – в частности, тяжелых металлов. В результате правительство Москвы отказалось от применения СБГ и выдвинуло официальные претензии производителю. Этот ПГМ уже давно не производится, но если вдруг кто-нибудь предложит вам купить залежавшиеся на складе остатки с щедрой скидкой – лучше отказаться.
  • Бишофит (хлорид магния)
    Как мы уже отмечали ранее, хлорид магния какое-то время рассматривали как безопасную альтернативу хлориду натрия. Но практика показала, что по влиянию на растения эти вещества принципиально не отличаются. А вот металлические детали машин под действием бишофита ржавеют еще активнее, чем от обычной соли. А неочищенный бишофит – именно его в целях экономии обычно берут для производства ПГМ – может содержать большое количество посторонних примесей, в том числе вредных. Так что от массового применения хлорида магния в городах в итоге отказались.

Есть еще противогололедные реагенты, которые в целом не запрещены, но использовать их нужно с осторожностью или только в разрешенных количествах.

К ним относятся:

  • Техническая соль (галит)
    Использование хлорида натрия в чистом виде запрещено в Москве и во многих других крупных городах. Это обусловлено его негативным воздействием на окружающую природу и машины. Вместо обычного галита коммунальщики используют сложные реагенты, где вред от соли компенсируется наличием ингибиторов коррозии и биофильных добавок.
  • Песок и каменная крошка
    Фрикционные материалы абсолютно безвредны для окружающей среды. Но они имеют свойство забивать стоки ливневой канализации, и весной коммунальным службам приходится основательно их прочищать. Поэтому использование песка ограничено территориями, где химические реагенты применять нельзя: тротуарами, парками и скверами, детскими и спортивными площадками, загородными участками.
  • Металлургический шлак
    Этот дешевый вторичный материал иногда используется в небольших городах и селах, расположенных рядом со сталелитейными заводами. Он позволяет сэкономить на фрикционных ПГМ, заменяя собой более дорогие песок, отсев и щебень. Но использовать его нужно с осторожностью. Ведь многие виды шлаков наносят вред окружающей среде и содержат токсичные примеси.

Подведем итог.

Основное средство борьбы с зимней скользкостью в городах, селах и деревнях – это противогололедные материалы (ПГМ). По принципу действия они могут быть химическими, фрикционными и комбинированными, а по составу – простыми (однокомпонентными) или сложными (многокомпонентными).

Коммунальные службы многих городов уже перешли к использованию сложных реагентов. В их состав входит несколько действующих веществ и различные добавки, которые делают их более щадящими для окружающей среды, машин и обуви пешеходов.

Наиболее распространены ПГМ на основе хлоридов натрия и кальция. Они представлены такими известными торговыми марками как Iceburn, Icemelt, Aquaice, Бионорд, Ледоруб ЭКО, Rockmelt, ФПЭС, UOKSA. Выпускаются также узкоспециализированные реагенты на основе формиатов, ацетатов и нитратов. Сфера их применения – это противогололедная обработка аэродромных покрытий.