Применение противогололедных реагентов (ПГМ)
Противогололедные материалы – это самый быстрый и эффективный способ борьбы с наледью и снежными образованиями. В большинстве российских городов без их применения не обходится ни одна зима. Кроме того, ПГМ пользуются большой популярностью у частных компаний, управляющих организаций и домовладельцев. Так стоит ли от них отказываться?
- Применение противогололедных реагентов (ПГМ)
- Сферы применения ПГМ
- Как выбрать противогололедный реагент
- Правила и рекомендации по применению противогололедных материалов
- Как правильно хранить противогололедные материалы
- Как применять противогололедные материалы
- Как снизить вред от реагентов для окружающей среды
- Необходимость применения ПГМ: можно ли обойтись без противогололедных реагентов в городе?
- История использования ПГМ в России
- Зарубежный опыт использования ПГМ
В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:
- Где и для чего применяются ПГМ
- Как выбрать оптимальный ПГМ под конкретные задачи
- Какие правила нужно соблюдать при хранении и использовании ПГМ
- Необходимость применения ПГМ
- История использования ПГМ в России
- Зарубежный опыт использования ПГМ
Сферы применения ПГМ
Антигололедные средства в зимний период чрезвычайно востребованы.
Их приобретают для обработки:
- Проезжей части дорог
- Тротуаров, пешеходных зон и бульваров
- Покрытий мостов, путепроводов, эстакад
- Взлетно-посадочных полос в аэропортах
- Дорожек в парках и скверах
- Придомовых территорий и дворов
- Детских и спортивных площадок
- Территорий промышленных складов, гаражных комплексов, баз
Другими словами, такие материалы нужны везде, где регулярно ездит транспорт и ходят люди. Они снижают риск аварий и травматизма.
Также у ПГМ существует три основных назначения:
- Профилактика обледенения
Самое рискованное время с точки зрения появления гололеда – это когда на улице сначала была плюсовая температура с дождем или мокрым снегом, а затем наступило резкое похолодание. Такое явление характерно для межсезонья. Чтобы предотвратить образование гололеда, на покрытие заранее наносят химический реагент. - Устранение снега и наледи
Такую обработку применяют для ускорения уборочных работ. Она особенно эффективна при работе с толстым слоем наледи и смерзшимся снегом, которые невозможно сбить вручную или даже специальным снегоуборщиком. В идеале подтаявшую снежно-ледяную массу нужно собрать и утилизировать на специальном полигоне. На практике так делают не всегда. О том, чем это чревато, мы поговорим ниже. - Поверхностная обработка
На некоторых территориях (тротуарах, дорожках и дорогах с низкой интенсивностью движения) разрешается не счищать наносы и наледь до покрытия, а оставлять слой уплотненного снега. Чтобы по нему было безопасно ходить и ездить, сверху его посыпают песком, отсевом или каменной крошкой.
На рынке представлено огромное разнообразие средств для борьбы с гололедом. И человеку без технического образования или опыта в этой сфере может быть трудно в этом всем разобраться. Ниже мы поговорим о том, какие ПГМ лучше подходят для конкретных задач.
Как выбрать противогололедный реагент
У каждого случая применения ПГМ есть свои нюансы. Например, для устранения наледи на дорогах нужны мощные реагенты, способные быстро растопить лед до самого асфальта. В парках, скверах, на тротуарах и во дворах требуются максимально экологичные средства, которые не будут причинять вреда обуви прохожих, лапам животных и растениям. А на аэродромах вообще используются специальные химические составы, которые вы не встретите на улицах города.
По принципу действия все ПГМ делятся на три вида:
- Химические
Это различные органические и неорганические соли: хлориды, нитраты, ацетаты и другие. Температуры замерзания их растворов намного ниже, чем у обычной воды – от -15°C до -55°C. За счет этого они быстро топят снег и лед. Химические реагенты имеют самую высокую эффективность. Но при этом они разъедают металлические части машин и бетонные конструкции, портят обувь и изделия из кожи и меха, причиняют вред окружающей среде. - Фрикционные
Это каменные материалы с размером частиц не больше 5 мм в диаметре: песок, отсев, каменная крошка, дресва. Они насыпаются на слой уплотненного снега и улучшают сцепление подошвы с покрытием.
Фрикционные материалы абсолютно безвредны для человека и окружающей среды. Но они тоже имеют свои минусы, из которых главные – это загрязнение городской канализации и высокое пылеобразование. - Комбинированные
К этой группе относятся ПГМ, в состав которых входят фрикционный материал (70-90%) и химический реагент (10-30%). За счет этого они не только образуют безопасную шероховатую поверхность, но и подтапливают лед. Их эффективность ниже, чем у чистой «химии», но выше, чем у обычного песка или каменной крошки.
Подробнее об особенностях каждой разновидности, а также их плюсах и минусах вы можете узнать в статье Виды противогололедных материалов.
У каждого вида есть оптимальная сфера применения и ограничения.
Для вашего удобства мы представили их в виде таблицы:
Вид ПГМ | Для чего подходит | Где не рекомендуется использовать | |
Химический |
На основе хлорида натрия:
|
Удаление наледи на проезжей части дорог, территории промышленных предприятий, баз, складов |
|
На основе хлоридов кальция и магния:
|
Обработка дорог и промышленных территорий в условиях сильных морозов (до -30°C) | ||
На основе нитратов и ацетатов:
|
Удаление наледи с взлетно-посадочных полос аэродромов |
|
|
Фрикционный |
|
Поверхностная обработка тротуаров, придомовых территорий и пешеходных дорожек в парках, скверах, садах, детсадах и школах |
|
Комбинированный |
Смесь песка или каменной крошки с хлоридом натрия или кальция:
|
Поверхностная обработка тротуаров, придомовых территорий и пешеходных зон |
|
Ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
Также отметим, что химические реагенты отличаются формой выпуска.
Они могут быть:
- Жидкими
Обычно используются в профилактических целях или для обработки покрытий в условиях низкой влажности. Для их равномерного нанесения нужна специальная техника. - Твердыми
Выпускаются в виде песчинок, гранул, чешуек или пеллетов. Применяются они для удаления снега и наледи. Распределяются по покрытию при помощи ручных или автоматизированных разбрасывателей.
Жидкие ПГМ больше востребованы у коммунальных служб и крупных организаций, которым нужно удалять наледь на большой территории и заранее предотвращать ее появление. Частные же лица обычно приобретают твердые сыпучие реагенты.
Больше прочитать об особенностях различных антигололедных средств вы можете в нашей статье Состав ПГМ.
А если вы хотите узнать, какие реагенты и производители лучше всего зарекомендовали себя на рынке, ознакомьтесь со статьей Рейтинг ПГМ.
Правила и рекомендации по применению противогололедных материалов
Технология нанесения ПГМ на покрытия элементарна. Для этого не нужны ни специальная подготовка, ни даже опыт подобных работ. Но тут тоже есть свои правила, которыми нельзя пренебрегать.
Дело в том, что, в соответствии с ГОСТ 33387-2015, ПГМ относятся к вредным веществам с классом опасности вплоть до 3 (умеренно опасные). Это значит, что их неправильное использование имеет серьезные последствия.
К ним относятся следующие:
- Коррозия металлических деталей машин и сооружений
- Разрушение бетона и железобетонных изделий
- Порча одежды, обуви и других изделий из кожи и меха
- Появление раздражений и аллергических реакций на коже и лапах домашних питомцев
- Негативное влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую систему человека
- Засоление почвы, заболевания и гибель растений
- Загрязнение рек, озер и других водоемов
Надо сказать, что абсолютно безопасных реагентов на рынке ПГМ нет. Ведь набор основных действующих веществ у них на всех один: это хлориды натрия, кальция и магния. А перечисленные выше минусы в той или иной степени характерны для всех из них.
Но не стоит впадать в панику раньше времени. Негативное воздействие этих химикатов можно свести к минимуму, если соблюдать ряд несложных правил.
Для вашего удобства мы разбили их на три группы:
- Правила хранения ПГМ
- Правила обращения с ПГМ
- Рекомендации по снижению вреда от использования ПГМ
Давайте остановимся на каждой из них подробнее.
Как правильно хранить противогололедные материалы
У всех химических реагентов есть определенные правила хранения. Во-первых, они позволяют максимально сохранить свойства вещества в течение долгого времени. Во-вторых, они защищают человека и окружающую среду от последствий случайной утечки.
При хранении ПГМ в домашних условиях нужно соблюдать такие правила:
- Держать реагенты в местах, недоступных для детей и домашних животных – желательно в нежилом помещении (сарае или гараже)
- Помещение для хранения должно быть достаточно теплым (с температурой не ниже -10-15°C), хорошо вентилируемым и сухим. Антигололедные соли быстро поглощают влагу из окружающей среды. Во влажном и холодном помещении они смерзнутся в единый монолит, который придется заново раскалывать и дробить
- Тара для хранения реагентов должна быть плотно закрытой, чтобы исключить попадание воды. Лучше всего подойдет ведро, большая бутылка, контейнер с крышкой или полиэтиленовый пакет с замком zip lock
- Если заводской мешок или пакет из-под соли порвался, ее следует пересыпать в другую тару
- Если в емкость все-таки попала вода, нужно сразу отделить влажную часть ПГМ от сухой. Промокшую соль затем можно высушить. Но не используйте для этого духовку или микроволновку, чтобы реагент случайно не попал в пищу
- Не пренебрегайте сроками годности, указанными на упаковке. Да, сама по себе соль не портится, но добавки в ее составе могут разлагаться и вступать в реакции с другими веществами (например, с упаковочным пластиком). Просрочка в 2-3 месяца погоды, скорее всего, не сделает. Но если реагент пролежал в гараже больше 10 лет, применять его вы будете на свой страхи и риск
- Песок, отсев и каменную крошку на зиму лучше расфасовать в мешки или ведра и убрать в сухое помещение. Это нужно для того, чтобы они не смерзались и оставались сыпучими
А вот о том, как правильно складировать реагенты и фрикционные материалы на промышленных базах, вы можете прочитать в статье Правила хранения ПГМ.
Как применять противогололедные материалы
Современные средства для борьбы с гололедом не несут опасности для человека и окружающей среды – но только при условии, что вы правильно их используете.
При обработке дорожек и площадок ПГМ следуйте таким рекомендациям:
- Перед тем, как рассыпать реагент или песок, уберите верхний слой рыхлого снега. Для этого лучше всего подойдет специальная снеговая лопата, скрепер или снегоуборочный отвал. А если вам приходится регулярно чистить достаточно большую площадь, то можно приобрести маневренный ручной снегоуборщик. Цены на самые простые модели начинаются примерно от 10 000 рублей
- Для нанесения ПГМ используйте тележки-дозаторы или ручные разбрасыватели. Они позволяют равномерно распределять материал по покрытию. Можно, конечно, просто рассыпать реагент прямо из ведра или мешка. Но в таком случае высока вероятность, что в одном месте его будет недостаточно, а в другом – слишком много
- Снежно-ледяную массу, обработанную солью, нужно собрать и утилизировать вдали от жилых зданий, водоемов и зеленых насаждений. Если речь идет о больших объемах снега, то их нужно вывезти на специальный полигон или снегоплавильный пункт
- При работе с реагентом используйте плотные перчатки и следите, чтобы к нему не прикасались дети и домашние животные. Хотя соль и не ядовита, но при попадании на слизистые она вызывает жжение, а при долгом контакте с кожей – покраснение и раздражение.
- Если реагент все же попал на кожу или в глаза, пострадавшие участки достаточно обильно промыть водой. А вот если ребенок или питомец проглотил соль, то нужно сразу вызывать скорую помощь
У некоторых составов могут быть дополнительные правила использования и ограничения – например, обусловленные наличием специальных добавок в их составе. Узнать о них можно в инструкции к реагенту или на сайте производителя.
Как снизить вред от реагентов для окружающей среды
Каждому владельцу частного дома хочется, чтобы его участок был максимально безопасным. Но как совместить это с применением ПГМ в зимний период?
Достаточно придерживаться следующих принципов:
- Не используйте химические реагенты без особой нужды. Например, свежий снег легко убирается скрепером или лопатой и без обработки солью.
- Не используйте реагенты в саду, огороде и на участках, где могут играть дети и гулять домашние питомцы. Такие территории лучше посыпать фрикционными материалами
- Старайтесь свести к минимуму применение реагентов на покрытиях из известняка и мрамора, бетона, тротуарной плитки и брусчатки. Под частым воздействием соли они быстро разрушаются
- Тщательно соблюдайте норму расхода ПГМ. Для каждого состава она своя и, как правило, указывается на упаковке или в инструкции. Также вы можете ознакомиться с нашей статьей Нормы расхода ПГМ, где приведены ориентировочные цифры для самых популярных реагентов
Итак, мы рассмотрели основные правила, касающиеся использования ПГМ в быту. Теперь вы знаете, какое средство лучше подойдет для вашей задачи и как безопасно его применить.
В следующем разделе мы ответим на животрепещущий вопрос: нужно ли отказываться от посыпки улиц и дорог солью?
Необходимость применения ПГМ: можно ли обойтись без противогололедных реагентов в городе?
Этот вопрос каждую зиму бурно обсуждается в СМИ и социальных сетях. Здесь существуют две диаметрально противоположные точки: «за» и «против».
Противники реагентов обычно используют такие аргументы:
- Соли, использующиеся для борьбы со льдом, разъедают машины и сооружения, а также вызывают коррозию бетона
- Реагенты накапливаются в почве, вызывая гибель зеленых насаждений
- Соль портит кожаные и меховые изделия, из-за чего зимние ботинки и шубы у горожан не живут дольше 1-2 сезонов
- Дети и животные постоянно трогают снег, обработанный реагентами, и даже могут случайно его проглотить
- Использование реагентов превращает снег на улице в грязную жижу, которую пешеходы затем несут к себе домой
- Постоянная обработка химикатами негативно сказывается на здоровье горожан
Согласитесь, доводы весьма разумные. Почему же тогда коммунальные службы не отказываются от соли в пользу более экологичных средств борьбы с гололедом – например, чистого песка?
Дело в том, что аргументы «за» реагенты тоже достаточно веские:
- Если наледь оперативно не удалять на дорогах, то ездить по ним будет опасно
- Реагенты облегчают механическое удаление снега и наледи. А значит – на уборке экономятся средства, которые можно направить на решение других проблем
- Если лед не растапливать солью, то со временем его становится практически невозможно сбить вручную или при помощи техники
- Профилактическая обработка дорог и тротуаров позволяет предупредить образование гололеда, чего нельзя добиться обычным песком
- Фрикционные материалы забивают стоки ливневой канализации и увеличивают запыленность города. А мелкая крошка, вылетая из-под колес транспорта, может повреждать покрытия машин и попадать в прохожих
Если так подумать, то плюсы использования реагентов в городе заметно перевешивают минусы. В конце концов, от испорченной обуви или ржавой машины убытки терпит только ее хозяин. А вот скользкие и опасные дороги могут вызвать коллапс всей транспортной системы.
Но это не значит, что коммунальщики глухи к жалобам горожан. Наоборот, негативное влияние ПГМ стараются максимально снижать.
Для этого вводятся такие меры:
- Оперативная уборка свежевыпавшего снега, чтобы наледи не из чего было образовываться
- Использование многокомпонентных реагентов с добавлением хлоридов кальция и магния. Эти соли плавят лед быстрее, чем обычная техническая соль. За счет этого снижается их расход, а вместе с ним – и вред для окружающей среды
- Отказ от применения чистой соли там, где это возможно: на тротуарах, в пешеходных зонах, скверах и парках, дорогах с низкой интенсивностью движения. На таких участках используются фрикционные или комбинированные ПГМ
- Строгий контроль за качеством применяемых противогололедных материалов
А вот на загородном участке, наоборот, минусы химических реагентов выражены намного сильнее, чем плюсы – особенно если у вас есть дети или домашние животные, которые зимой барахтаются в снегу на улице. Или если у вас на участке есть сад или огород.
Но в ряде случаев применение соли может быть оправдано:
- Обработка парковки и подъезда к дому
Слой льда снижает сцепление колес авто с дорогой до критичных значений, и потерять управление на таком покрытии очень легко. В этом случае использовать ПГМ не просто можно, а нужно. При этом предпочтение лучше отдать химическим реагентам. Обычный песок или щебень не избавит вас от слоя наледи, и его придется постоянно подсыпать. Зато при помощи соли можно как избавиться от гололеда, так и провести профилактическую обработку – например, рассыпать ее по поверхности за несколько часов до заморозков. - Удаление толстого слоя наледи
Если где-то на участке уже образовалась прочная ледяная корка, убирать ее вручную будет тяжело. А если не рассчитать силу, то ломом можно случайно пробить плитку, асфальт, бетон или любое другое покрытие. Проще и эффективнее будет растопить лед солью, а потом сгрести или смести талую массу.
В остальном – например, для обработки дорожек – целесообразнее использовать обычный песок, отсев или каменную крошку.
В заключении нашего разговора и применении ПГМ мы хотели бы дать информацию о том, как менялся подход к противогололедной обработке в нашей стране. Поэтому далее вы найдете обзор истории использования ПГМ в России и интересных зарубежных инноваций в этой области.
История использования ПГМ в России
Проблема гололедицы в нашей стране была актуальна во все времена: от Киевской Руси до Российской Империи. Однако начало массового применения противогололедных материалов обычно относят к 30-м годам XX века. Именно в этот период начинается активная урбанизация в СССР. А значит – на улицах крупных городов резко увеличивается число машин и пешеходов.
Изначально для обработки дорог и тротуаров использовалась всем известная смесь 90% карьерного или речного песка и 10% хлорида натрия. Ее главное преимущество – это дешевизна и простота в применении. Этот незамысловатый состав был основным ПГМ вплоть до 1990-х годов. Да и сейчас он остается довольно востребованным.
Но спустя полвека от использования пескосоли власти решили отказаться.
Причины были следующие:
- Песок забивал стоки ливневой канализации, и весной их приходилось тщательно прочищать
- В период оттепели снег на улицах превращался в грязную жижу
- Под колесами автомобилей песчинки истирались в мелкую пыль, которой горожанам потом приходилось дышать
Поэтому с развалом СССР коммунальные службы перешли на техническую соль (хлорид натрия), которая бесследно растворяется в воде.
Впрочем, это решение тоже оказалось провальным. Ведь для обработки всех дорог и тротуаров в одном городе нужны десятки, а то и сотни тонн реагента. Растопив лед и снег, вся эта соль никуда не исчезает, а поступает в почву и вызывает ее засоление. На такой земле массово болеют и гибнут растения: от газонной травы до деревьев. Поэтому уже в начале XXI века ученые забили тревогу и призвали коммунальщиков искать более экологичные способы борьбы с гололедом, пока российские города не превратились в выжженные пустыни.
XXI век ознаменовался чередой экспериментов в области ПГМ, которые не прекращаются до сих пор. Как правило, новые разработки сначала применяют в Москве. И если они оказываются успешными, их постепенно перенимают другие регионы.
В 2000-2005 годах власти Москвы временно отказались от применения хлорида натрия в пользу хлоридов магния (бишофита) и кальция.
Такой выбор сделали из-за их преимуществ, среди которых:
- Более низкая коррозионная активность по сравнению с хлоридом натрия
- Высокая скорость плавления льда и низкий расход
- Эффективность при низких температурах (до -30°C)
- Более щадящее влияние на растения
Впрочем, и у этих материалов скоро обнаружились серьезные недостатки. Водяные растворы хлоридов кальция и магния отличаются повышенной вязкостью. Сразу после нанесения на поверхность дороги они образуют скользкую маслянистую пленку. От этого сцепление шин с покрытием резко снижается, и движение становится опасным. Кроме того, исследование НИИ ЭЧ и ГОС ИМ. А.Н. Сысина показало, что используемый реагент на основе хлорида магния относится к 2 классу опасности – к высокоопасным веществам.
На фоне всех этих провалов Правительство Москвы в 2007 выпустило постановление «О порядке допуска к применению ПГР для зимней уборки». В нем впервые были даны конкретные требования к составу и свойствам химических противогололедных реагентов. В настоящее время качество ПГМ на территории России и ряда стран СНГ регулируется ГОСТ 33387-2015. В нем детализируются требования к свойствам химических и фрикционных материалов.
В конечном итоге коммунальные службы крупных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других) остановили свое внимание на современных многокомпонентных реагентах.
В их состав обычно входят:
- Хлорид натрия
- Хлорид кальция
- Ингибиторы коррозии (например, формиат натрия)
- Биофильные добавки (карбамиды)
А для обработки пешеходных зон, как правило, используются составы на основе мелкого щебня (каменной крошки) фракции 2-5. В отличие от песка, его можно собирать с покрытия и использовать повторно.
Периодически власти различных регионов выступают с громкими обещаниями полностью отказаться от использования химических реагентов. Такие инициативы в свое время выдвигались в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске и других регионах. Но пока что ни один из таких экспериментов не продлился больше одного сезона и не увенчался успехом.
Как видите, проблема применения химических реагентов и вреда от них в России по-прежнему актуальна. А как насчет других стран? Как там борются с гололедом в зимнее время? Давайте об этом поговорим в последнем нашем разделе.
Зарубежный опыт использования ПГМ
Иногда можно услышать такое мнение, что Россия со своими реагентами против льда безнадежно отстала от остального развитого мира – якобы в Америке и странах Европы уже давно никто не посыпает солью дороги и тротуары. На самом деле это не так.
ПГМ на основе хлоридов натрия и кальция – это самое распространенное противогололедное средство в мире; просто потому, что эффективнее (и, что самое важное, выгоднее) него пока ничего не придумали.
Тем не менее, коммунальные службы разных стран не перестают изобретать новые, иногда довольно забавные решения этой проблемы. Давайте рассмотрим несколько таких примеров.
Кофе, рассол и картофельный сок
В двух крупных городах Украины и Польши – Львове и Кракове – в 2009 году для посыпки тротуаров и парковых дорожек вместо привычного песка использовали кофейный жмых, который на благое дело пожертвовали крупные кофейни. Такой интересный способ позволяет одновременно утилизировать отходы и снизить затраты муниципалитета на покупку ПГМ.
Вообще, тема с переработкой и повторным использованием отходов производства крайне популярна в странах Европы и США. Местные коммунальщики уже успели опробовать огуречный и сырный рассол, а также сок, который остается после производства водки и рома из картофеля.
В общенациональную практику ни один из этих методов пока не вошел. Но кто знает, возможно, в будущем ситуация изменится.
Свекольный сок
Некоторые «гастрономические» эксперименты оказываются успешнее других. В качестве примера можно привести смесь свекольного сока (20%) и высококонцентрированного соляного раствора (80%). Она достаточно широко применяется в Канаде, а также в некоторых холодных штатах США.
Принцип работы у этой интересной смеси такой: главным действующим компонентом по-прежнему остается соль (хлорид натрия, иногда с добавками хлорида кальция). Именно она топит лед и снег.
Свекольный же сок выполняет такие функции:
- Не дает рассолу стекать с дорожного покрытия за счет своей более вязкой и липкой консистенции
- Дополнительно понижает температуру замерзания смеси – этот эффект обеспечивают сахара в его составе
- Снижает негативное воздействие соли на окружающую среду и ее коррозионную активность
Стоит такой реагент достаточно дорого – около 29 центов за литр, тогда как обычный раствор хлорида натрия – всего 5 центов. Поэтому полностью заменить им техническую соль пока не готовы ни в Канаде, ни даже в Америке с ее более мягким климатом.
Подогрев дорог и разбрызгиватели
Еще один инновационный подход к удалению снега и наледи – это подогрев дорожного покрытия при помощи электрических кабелей или труб с теплой водой. Обогреваемые тротуары, парковки и остановочные пункты встречаются в Норвегии, Финляндии, Исландии и Японии. На территории этих стран находится много геотермальных источников, за счет чего установка обогревательных систем выходит дешевле, чем, например, в России.
Также интересными способами уборки снега пользуются на севере и северо-западе Японии, где обильные снегопады зимой – обычное дело. Там свежевыпавший снег топится при помощи разбрызгивателей теплой воды, встроенных прямо в дорожное полотно. А работу по утилизации снега частично берут на себя каналы, проложенные вдоль дорог. В них сбрасывают снег, который затем тает естественным образом и возвращается в море.
Подведем итог.
Противогололедные материалы активно применяются в России и за рубежом для обработки дорог, тротуаров, парковок, площадей и других территорий. Однако при использовании ПГМ важно соблюдать технологию нанесения и выбирать средство под конкретную задачу.
При заказе материалов придерживайтесь следующих принципов:
- Для дорог и промышленных территорий берите реагенты на основе хлоридов натрия и кальция
- Для тротуаров, пешеходных зон и дворов в городе подойдет пескосоляная смесь
- Для загородного участка, парков, скверов, школ и детсадов лучше купить песок, отсев или каменную крошку
Все используемые противогололедные реагенты потенциально вредны для окружающей среды. Но это негативное влияние можно свести к минимуму. Для этого достаточно соблюдать правила хранения ПГМ, использовать их в соответствии с инструкцией и не засыпать солью те участки, где ее применение запрещено.