Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Виды противогололедных реагентов

В этой статье мы расскажем о том, какими бывают противогололедные реагенты, рассмотрим их отличия друг от друга и выясним, каков у них принцип действия.

Противогололедные средства могут быть:

  • Химическими
  • Фрикционными (абразивными)
  • Комбинированными

Рассмотрим каждый из этих видов.

Виды противогололедных реагентов
Дорожка, обработанная жидким реагентом
Дорожка, обработанная фрикционным реагентом

Химические ПГМ

К этой группе относятся составы на основе сложных химических соединений – солей. В том числе и хлорид натрия, или обычная поваренная соль.

Как следует из названия этого вида ПГМ, принцип их работы обусловлен химическими реакциями. Всем известно, что обычная вода замерзает при 0°C. А вот растворы солей превращаются в лед при гораздо более низкой температуре. Самые «продвинутые» бытовые составы могут применяться аж до -30°C! А специальные составы сохраняют эффективность и при экстремальных -55°С.

Попадая на снег и лед, реагенты плавят их. Получившуюся талую массу можно легко убрать лопатой или щеткой. Таким образом, химические ПГМ решают проблему зимней скользкости в корне.

Однако у них есть как плюсы, так и минусы:

Плюсы Минусы
+ Могут применяться в профилактических целях

+ Плавят снег и наледь

+ Облегчают ручной скол льда

+ Действуют быстро (эффективность зависит от конкретного действующего вещества)

— Имеют температурные ограничения (бытовые составы — до -30°C)

— Разъедают кожу, резину, вызывают коррозию металла

— В высокой концентрации могут раздражать органы дыхательной системы, вызывать аллергические реакции

— Загрязняют почву и воду

Плюсы и минусы химических противогололедных реагентов

Конечно же, конкретное соотношение достоинств и недостатков будет варьироваться в зависимости от действующего вещества.

По составу химические ПГМ можно поделить на пять групп:

  • Хлориды
    К ним относятся хлорид натрия (NaCl – поваренная соль), калия (KCl), кальция (CaCl₂) и магния (MgCl₂). Благодаря своей дешевизне реагенты этой группы используются повсеместно. Однако в чистом виде они обладают ярко выраженными минусами. Хлориды разъедают обувь и способствуют коррозии металла, а также засаливают почву и делают ее непригодной для выращивания растений.
    Популярностью пользуются следующие ПГМ на основе хлоридов:
    — Технический хлористый натрий карьерный (NaCl)
    — ХММ-Биомаг (MgCl₂)
    — ХКФ (CaCl₂ фосфатированный)
    — ХКМ (CaCl₂ модифицированный)
  • Нитраты
    Реагенты этой группы быстро плавят лед и сохраняют эффективность при температуре до -30°С. Однако они загрязняют почву и вредят природе. Да и стоят они дорого – в среднем в 3 раза дороже хлоридов. Коммунальные службы иногда используют их для обработки сложных участков дорог – например, мостов – но в быту нитраты не применяются.
    Наиболее популярные ПГМ на основе нитратов:
    — НКМ (АНС) – смесь нитрата кальция и мочевины
    — НКММ – нитрат кальция, магния и мочевины
  • Ацетаты
    В эту группу входят жидкие реагенты на основе ацетата калия (CH₃COOK) или аммония (CH₃COONH₄). Их главная особенность заключается в том, что они могут применяться при очень низких температурах – до -55°С. Но ацетаты обладают специфическим запахом, а также требуют тщательного соблюдения правил хранения. Их применяют главным образом для обработки взлетных полос на аэродромах.
    Популярные реагенты на основе ацетатов:
    — Нордикс (CH₃COOK)/
    — Антиснег-1 (CH₃COONH₄)
  • Карбамиды
    Представлены карбамидно-аммиачной селитрой (КАС) в жидком или твердом виде. Сама по себе она имеет очень скромные показатели и теряет противогололедные свойства при температуре ниже -5°С. Зато КАС благотворно влияет на почву, не разъедает кожу и не вызывает коррозию металла. Поэтому карбамиды часто используются в качестве добавки к более агрессивным реагентам – например, хлоридам.
  • Формиаты
    Сюда относятся формиат натрия (HCO₂Na) и кальция (Ca(HCOO)₂). Эти вещества оказывают минимальное воздействие на окружающую среду, потому что разлагаются на обычную воду и углекислый газ. Из-за очень высокой стоимости они не используются в чистом виде – за исключением обработки аэродромов и лесных зон. Однако формиаты часто добавляют к реагентам на основе хлоридов для получения более экологичных составов.

Отсюда можно вывести простое правило: чем дешевле и доступнее реагент, тем более агрессивным будет его воздействие на окружающую среду. И наоборот, за экологичность придется доплатить. К счастью, наличие многокомпонентных составов позволяет установить баланс между дешевизной и безопасностью.

Помимо состава у химических ПГМ есть еще одна важная характеристика – это форма выпуска.

Реагенты могут быть:

  • Твердыми (кристаллы или гранулы)
  • Жидкими

Это обусловлено тем, что для запуска химической реакции нужна вода. Если ПГМ засыпается прямо в снег, то можно обойтись и обычной солью. А вот если обрабатывается сухое покрытие (например, в целях профилактики), то вместо кристаллов и гранул применяются растворы.

Есть еще один способ, который позволяет повысить эффективность твердых химических ПГМ. Для этого их смачивают в солевом растворе в соотношении примерно 70/30%. Получается увлажненный состав, который можно использовать на сухих покрытиях. Такие ПГМ называют смоченными. Расход у них на 30% ниже, чем у обычных химических, но есть одно ограничение. Дело в том, что увлажнение реагента солевым раствором должно происходить непосредственно перед нанесением на покрытие. А для этого требуется специальный смеситель. Такое оборудование стоит недешево, поэтому используется редко (в основном – только в крупных городах).

Обработка дороги химическим ПГМ
Гололед на дороге
Грязь и лужи на дороге
Чистая дорога после обработки химическим реагентом

Фрикционные ПГМ

По принципу действия этот вид кардинально отличается от химических реагентов.

Фрикционные (или абразивные) материалы используются для того, чтобы повысить сцепление обуви или шин со льдом или снежным накатом. Другими словами, они делают скользкую поверхность шероховатой. Однако никакого воздействия на саму наледь они не оказывают.

В качестве фрикционных ПГМ используются:

  • песок
  • отсев (каменная крошка)
  • мелкофракционный щебень
  • песчано-гравийная смесь (ПГС)
  • песчано-щебеночная смесь (ПЩС)
  • шлаки – ограниченно при условии, что они не содержат вредных примесей
Образец песка на белом фоне с линейкой
Образец отсева на белом фоне с линейкой

На первый взгляд все довольно просто: берешь какой-нибудь дешевый строительный песок и идешь посыпать дорожки и площадки. Но дьявол, как известно, в деталях.

Во-первых, какой угодно материал для борьбы с гололедом не подойдет. К нему предъявляются определенные требования.

Фрикционные ПГМ должны иметь следующие характеристики:

  • Размер зерен до 5 мм
  • Отсутствие крупных включений
  • Содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках – не более 3%
  • Отсутствие посторонних включений (обломков металла, химических примесей и т.д.)

Под эти требования лучше всего подходит песок с модулем крупности от 2 до 3,5. Оптимальным вариантом будет намывная разновидность. Песчинки у такого материала острые и обладают отличными абразивными свойствами. При этом содержание пылевидных и глинистых частиц в нем минимально.

В качестве альтернативы также может использоваться карьерная разновидность, но в этом случае материал необходимо дополнительно промыть от глины. А в регионах, где качественного песка мало и стоит он дорого, на помощь приходит отсев щебня.

Во-вторых, фрикционные ПГМ не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.

Этот материал имеет как плюсы, так и минусы:

Плюсы Минусы
+ Эффективны при любой температуре

+ Не загрязняют почву и воду

+ Не разъедают кожу, бетон, металл и другие материалы

+ Стоят дешевле химических реагентов

— Не устраняют наледь

— Растаскиваются ногами прохожих и колёсами машин

— Не могут применяться на голом льду

— Истираются в пыль, которая собирает на себе грязь и поднимается в воздух

— Забивают стоки канализации, поскольку не растворяются в воде

— Ускоряют износ дорожного полотна из-за повышенного трения

Плюсы и минусы фрикционных противогололедных реагентов

Как видите, абразивы при всей свой экологичности – отнюдь не идеальный вариант борьбы с обледенением. Они хороши там, где нужно максимально щадящее действие при сравнительно низкой интенсивности движения – в парках, скверах, во дворах, на частных участках и т.д.

А вот на крупных улицах и дорогах песок в чистом виде будет скорее вреден, чем полезен. Расход у такого материала будет огромный, ведь машины и толпы пешеходов быстро разнесут его по всей округе – придется досыпать. Весной с первыми оттепелями обработанные улицы покроются грязной кашей. А грязь не только придает городу неэстетичный вид, но и забивает ливнестоки. А жители города на своей обуви приносят ее домой.

Дорога, посыпанная фрикционным ПГМ
Дорога, посыпанная фрикционным ПГМ – каменной крошкой
Тротуар, посыпанный фрикционным ПГМ – песком
Тротуар, посыпанный фрикционным ПГМ с большим содержанием глины
Тротуар, посыпанный фрикционным ПГМ – отсевом

Комбинированные ПГМ

Последний вид ПГМ – это смесь химических реагентов с абразивными веществами. Несложно догадаться, что принцип действия у них двойной.

Комбинированные ПГМ:

  • плавят снег и разрушают наледь;
  • улучшают сцепление с поверхностью.

То есть они сочетают в себе плюсы обоих материалов. А что же насчет минусов?

Недостатки комбинированных ПГМ таковы:

  • Химическая составляющая реагента может загрязнять воду и почву, разъедать кожу и резину, а также вызывать коррозию
  • Фрикционная часть не растворяется в воде и превращается в пыль, поднимаясь в воздух и забиваясь в ливневке

Тем не менее, комбинированные ПГМ являются своеобразной «золотой серединой» между химическими и фрикционными материалами. Они не так сильно вредят окружающей среде и здоровью человека, но при этом вполне эффективно борются со снегом и зимней скользкостью.

Грязный двор
Грязная снежная масса на дороге
Грязная снежная масса на дороге и конечной автобусной остановке

Сравним химические, фрикционные и комбинированные ПГМ по ряду показателей:

Характеристика Химические ПГМ Фрикционные ПГМ Комбинированные ПГМ
Принцип работы Плавят снег и лед, препятствуют замерзанию воды Повышают сцепление с поверхностью Плавят снег и лед + повышают сцепление
Температурные ограничения До -20-30°C (у конкретных составов отличаются) Отсутствуют Абразивы в составе эффективны при любой температуре, но разрушение наледи происходит только при температуре до -12°C
Что можно обрабатывать Необледенелые поверхности (профилактика),
рыхлый снег,
уплотненный снег,
ледяная корка
Рыхлый снег,
уплотненный снег
Рыхлый снег,
уплотненный снег,
ледяная корка
Воздействие на человека, животных При прямом контакте вызывают раздражение на коже, аллергические реакции, оказывают раздражающее воздействие на органы дыхания Безвредны для человека и животных Негативное воздействие менее выражено, чем у химических реагентов, за счет более низкой концентрации соли
Воздействие на природу Загрязняют воду и почву Отсутствует Менее выражено за счет более низкой концентрации соли
Воздействие на другие материалы Дешевые составы без добавления антикоррозийных добавок могут разъедать кожу, вызывать коррозию металла, разрушать бетон и т.д. За счет повышенного трения способствуют более быстрому истиранию дорожного покрытия, царапают покрытие автомобилей Коррозийный эффект менее выражен, чем у солей в чистом виде
Сравнение химических, фрикционных и комбинированных противогололедных материалов по ряду показателей

Как видите, наиболее безопасными являются фрикционные ПГМ, но и эффективность их в борьбе с наледью довольно низка. Лучше всего с удалением льда справляются химические реагенты. Однако они достаточно агрессивны к окружающей среде. В качестве компромисса можно рассмотреть комбинированные смеси: они не только улучшают сцепление с поверхностью, но и плавят лед. При этом комбинированные ПГМ не так вредят окружающей среде, как химические.