Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Класс опасности асфальтобетона (асфальта)

В сознании людей существует немало мифов, связанных со сферой строительства. Производители всегда делают упор на то, что их продукция – абсолютно безвредна и экологична. А вот СМИ, наоборот, любят скандальные истории и «разоблачения» всем привычных стройматериалов. Рядовому потребителю без специального образования бывает сложно отделить правду от вымысла.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Какие существуют классы опасности отходов и к какому из них относится асфальт
  • Как правильно утилизировать асфальт
  • В чем заключается вред асфальта для экологии и здоровья людей
  • Вредно ли использовать асфальтовую крошку
  • Как можно минимизировать вред от асфальта

Мы не будем пересказывать старые мифы и легенды, гуляющие по интернету, а посмотрим на достоверные источники: научные исследования и нормативные документы.

Эта информация будет особенно актуальна для:

  • Работников коммунальных служб
  • Строительных компаний
  • УК и ТСЖ
  • Частных предпринимателей
  • Владельцев частных домов и приусадебных участков

Давайте вместе разберемся в этом сложном и противоречивом вопросе.

Строительство дороги
Асфальтовый подъезд к гаражу на частной территории
Срезка асфальта (асфальтовая крошка) в куче

Классы опасности отходов

Люди и промышленность в ходе своей деятельности производят большое количество мусора. Некоторые его виды могут загрязнять воду, воздух и почву. Их называют опасными.

Все бытовые и промышленные отходы делятся на 5 групп:

Класс отходов Характеристики Примеры отходов
V (безопасные) При попадании в природу быстро разлагаются естественным путем, не загрязняют почву и воду. Бумага, натуральные ткани, керамика, древесина без обработки
IV (малоопасные) Могут быть переработаны и использованы повторно. Причиняют небольшой вред окружающей среде, от которого она восстанавливается в течение 3-10 лет. Технические ткани, упаковки из-под косметики, полиэтилен, пластмасса
III (умеренно опасные) При утечке причиняют экологический вред, на устранение которого требуется около 10 лет. Смазочные материалы, дизельное топливо, гербициды
II (опасные) Наносят серьезный вред экологии, устранение которого требует от 30 лет. Батарейки, аккумуляторы, растворы щелочей и кислот
I (чрезвычайно опасные Наносят непоправимый вред здоровью людей и экологии. Их нейтрализация занимает сотни лет. Радиоактивные отходы

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица классов отходов и их характеристик

Узнать, к какому классу относится тот или иной вид мусора, очень просто. Для этого нужно заглянуть в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

В соответствии с ФККО, лом асфальтобетона и асфальтовой крошки причисляются IV классу (малоопасные отходы).

Это объясняется тем, что в материале содержится битум – продукт переработки нефти. При неправильном хранении он может проникать в почву и воду, загрязняя их.

Также при производстве асфальта образуются мало- и умеренно опасные отходы:

Наименование Код Класс опасности
Асфальтобетонная пыль 34852101424 IV
Отходы битумной или полимерно-битумной пропитки для асфальта 82611311313

82614311313

III
Обтирочный материал (ткани), загрязненный нефтепродуктами 31837512603 III
Песок, загрязненный нефтепродуктами 91920102394 IV

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица мало- и умеренно опасных отходов, которые образуются при производстве асфальта

Теперь давайте поговорим о том, что делают с отработавшим свое дорожным покрытием.

Как утилизируют асфальт

Поскольку лом асфальта относится к опасным отходам, то к его утилизации предъявляются особые требования. Заниматься этим могут только организации, имеющие специальную лицензию.

Это значит, что если вы организуете строительные работы и срезаете старое покрытие дороги, то вывезти его на ближайшую свалку или выбросить в какую-нибудь канаву – не вариант. То же самое касается и владельцев частных домов.

За неправильную утилизацию можно нарваться на штраф в соответствии со ст. 8.2 КоАП:

  • Для физических лиц – 1000-2000 рублей
  • Для должностных лиц – 10 000-30 000 рублей
  • Для индивидуальных предпринимателей – 30 000-50 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для юридических лиц – 100 000-250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Срезанный асфальт должен либо перерабатываться на месте (это называют ресайклингом), либо собираться в контейнеры и оперативно вывозиться.

Его могут отправить:

  • На завод, где крупные куски раздробят на асфальтогранулят (асфальтовую крошку) для повторной реализации
  • На мусорный полигон

К последнему варианту на практике почти не прибегают. Да и зачем? Ведь асфальт не имеет срока годности. Конечно, характеристики у гранулята будут похуже, чем у свежезамешанной смеси, и в покрытие скоростной дороги его уже не положишь. Но для менее ответственных работ – например, оборудования частной парковки у дома – такой материал вполне сгодится.

Такое повторное использование асфальта очень полезно с точки зрения экологии. Да и деньги за счет него экономятся.

Среди плюсов переработки можно назвать такие:

  • Используется меньше битума – а значит, медленнее истощаются запасы нефти
  • Меньше топлива требуется для производства материала – сокращаются выбросы выхлопных газов
  • Асфальтовая крошка получается дешевой и доступной широкому кругу потребителей
Куски снятого старого асфальта с парковки
Отсыпка дороги асфальтовой крошкой

Но можно ли назвать сам материал экологичным и безопасным? Давайте поговорим об этом подробнее.

Чем вреден асфальт

Асфальтобетон уже прочно вошел в жизнь каждого города. Да и за его пределами он используется весьма активно. При этом периодически в разного рода изданиях появляются страшилки о том, как такие покрытия отравляют воздух и вызывают серьезные заболевания.

Зерно истины в этом есть. В асфальте действительно содержатся вредные соединения. Да и деятельность асфальтобетонных заводов (АБЗ) сложно назвать экологичной. С другой стороны, их опасность часто бывает преувеличена.

В этом разделе мы поговорим о вреде:

  • Производства асфальта
  • Асфальтовых покрытий для здоровья людей и экологии

И по итогу вы сможете составить свое собственное мнение по данному вопросу.

Дорожные работы при высоких температурах
Битумное пятно

Вред производства асфальта

Изготовление асфальтобетонных смесей (АБС) сопровождается вредными выбросами в атмосферу. Это обусловлено тем, что материал готовится при высоких температурах. Для этого приходится сжигать немало топлива.

На территории завода можно найти такие загрязнители:

  • Пыль, содержащую свободный диоксид кремния (кремнезем)
    Она образуется при высыхании и дроблении наполнителя – щебня, песка, минеральных порошков. Частое ее вдыхание приводит к развитию заболеваний дыхательной системы – например, силикоза.
  • Сажу
    Она образуется в результате неполного сгорания и разложения топлива.
  • Диоксид серы (SO2)
    Он также образуется при сжигании различных видов топлива: каменного угля, мазута, торфа и других. В чистом виде это вещество токсично и, попадая в организм человека, поражает его легкие. Также оно может реагировать с водяными парами в воздухе, образуя сернистую кислоту. Отсюда – кислотные дожди.
  • Оксиды азота (NO, NO2)
    Оксид азота NO при попадании в организм человека связывается с гемоглобином и приводит к развитию метгемоглобинемии – заболевания, при котором кровь теряет способность переносить кислород к органам. Диоксид азота NO2 реагирует с водой с образованием азотной кислоты, которая впоследствии выпадает в виде дождя.
  • Угарный газ (CO)
    По механизму действия это вещество схоже с оксидом азота: оно блокирует перенос кислорода в организме и приводит к кислородному голоданию.
  • Полиароматические углеводороды (ПАУ)
    Эти соединения содержатся в битуме и попадают в атмосферу вместе с его парами. Они канцерогенны и при длительном воздействии могут приводить к развитию рака.

В соответствии с п. 4.1.4 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, стационарные асфальтовые заводы относятся к производствам II класса. Это значит, что они должны располагаться на расстоянии не менее 500 м от жилых построек.

Предполагается, что наличие санитарной зоны защищает граждан от выбросов вредных веществ. Но если их концентрация очень высока, то толку от такой меры немного. Ведь все эти токсичные соединения легко переносятся ветром.

Реально сократить вред от производства асфальта можно такими способами:

  • Перенести заводы за черту населенного пункта
  • Оснастить заводы современными системами фильтрации и очистки воздуха

Но первый способ можно сразу отбраковать. Если АБЗ вынести далеко за черту города, то доставка материала будет занимать много времени. По дороге асфальт остынет, и уложить его будет невозможно.

Остается только модернизировать производства. И этот способ действительно рабочий, как можно убедиться на примере других стран. Например, в США асфальтовые заводы спокойно располагаются прямо в пригородах и жилых районах города, не причиняя окружающим неудобств. К такому результату пришли благодаря жесткому контролю за качеством воздуха и применению современной техники.

Вред асфальтовых покрытий

Итак, асфальтобетонные заводы при достаточном уровне технического оснащения могут быть вполне безвредны для окружающей среды. Но что насчет их продукции?

Использование покрытий из асфальтобетона имеет ряд негативных последствий:

  • Загрязнение рек и ливневых канализаций
    Асфальт – это водонепроницаемый материал. Поэтому во время дождя вода не просачивается сквозь него в землю, а стекает в ливневки, из которых потом сбрасывается в реки. По дороге она подхватывает всевозможную грязь с покрытия: противогололедные реагенты, сажу, разлитые бензин и моторные масла.
  • Образование асфальтобетонной пыли
    Под действием сил трения (особенно от шипованных шин) поверхность асфальта истирается в пыль. В засушливую погоду она может долго витать в воздухе и оседать в легких прохожих.
  • Увеличение средней температуры в городах
    За счет своего темного цвета и тепловых свойств асфальт поглощает большое количество тепла. Так, при температуре воздуха 30°С он может нагреваться до 50-60°С. А поскольку многие города (особенно крупные) закатаны в асфальт весьма основательно, летняя жара в них переносится в разы хуже, чем в селах и на лоне природы.
  • Токсичные пары
    В разогретом состоянии битум выделяет частицы PM2.5. Это микроскопическая взвесь углеводородов, которые и создают специфический запах асфальта. Некоторые из них токсичны и канцерогенны и при длительном вдыхании могут приводить к развитию заболеваний. Самая высокая их концентрация наблюдается во время дорожных работ, когда температура асфальта превышает 100°С. Но и в обычную летнюю жару покрытие может источать вредные вещества.
  • Накопление тяжелых металлов
    В выхлопных газах содержатся мельчайшие частицы тяжелых металлов – свинца, олова, цинка, висмута и других. Они оседают на поверхности асфальта. При этом наибольшее их скопление отмечается на тротуарах, где используют более дешевый и пористый материал.

Список на первый взгляд получается жуткий. Но справедливости ради нужно отметить, что и у других «экологичных» материалов можно найти подобные скрытые минусы.

Например, песок, которым посыпают дороги в гололед, забивает стоки ливневой канализации –весной их приходится основательно чистить. А у облицовочного гранита часто бывает повышенный радиационный фон.

Кроме того, нужно учитывать такие моменты:

  • Сфера применения материала
    Асфальт используется для покрытия дорог, тротуаров, стоянок и площадок. Реже – в гаражах, складах и промышленных постройках. Но никто не берет его для внутренней отделки жилых помещений, где материал был бы в постоянном контакте с людьми.
  • Концентрации вредных веществ
    Поскольку асфальт используется в основном на открытом воздухе, его испарения быстро развеваются ветром. Для того, чтобы в организме накопилось опасное количество вредных соединений, придется очень долго гулять по тротуарам и глубоко дышать.
  • Климатические условия
    Опасность асфальтовых испарений появляется в жаркую погоду. Но в нашем климате такие условия складываются не так уж часто.

Давайте подытожим. Абсолютно безопасным асфальт назвать нельзя. Но и вреда от него не сильно больше, чем от любого другого стройматериала. Если вы не асфальтируете пол в своей квартире или частном доме, то серьезные проблемы со здоровьем вам не грозят.

Вред от асфальтовой крошки

Старый асфальт, который отслужил свое на городских дорогах и тротуарах, обычно срезают и дробят до состояния крошки, которая по размерам схожа с щебенкой.

Такой материал берут для:

  • Обустройства покрытий дорог и проездов
  • Отсыпки дорог
  • Засыпки ям и выбоин
  • Укладки пола в гараже, хозяйственной постройке, промышленном сооружении
  • Обустройства дорожек и площадок на частных участках
  • Оборудования небольших частных парковок
  • Обустройства отмосток
  • Приготовления нового асфальта

Но у многих людей словосочетания «переработанный асфальт» или «вторичный асфальт» вызывают опасения и даже страх. Особенно сильно они начинают бояться, когда узнают, что такой материал относится к классу малоопасных отходов (о чем мы говорили выше). Нужно ли отказываться от его применения в быту? Давайте разбираться.

Российские исследования, посвященные срезке асфальта, обычно фокусируются на ее физико-механических характеристиках: прочности, водо- и морозостойкости и остальных. Другим особенностям ее применения внимания особо не уделяют.

По-другому на эту ситуацию смотрят в США и странах Европы, где к вопросам экологии последние лет 50 относятся очень серьезно. Зарубежные ученые-инженеры проводили опыты над асфальтовой крошкой (по-английски ее называют RAP, то есть reclaimed asphalt pavement) и оценивали экологические риски ее использования.

В частности, исследования проводились в таких научных институтах:

На их основании можно сделать такие выводы:

  • Асфальтовая крошка действительно может выделять в почву химические вещества – преимущественно углеводородные соединения и тяжелые металлы
  • Объемы загрязнений напрямую связаны с местом добычи материала; они выше для асфальта, снятого с сильнозагруженных дорог
  • Выделение химических соединений ускоряется в кислой среде
  • Концентрации вредных веществ в подавляющем большинстве случаев не превышают норм, установленных для их содержания в почве и воде
  • Темпы выделения вредных веществ снижаются с течением времени

Таким образом, вред от использования асфальтовой крошки минимален. Она не представляет большой опасности ни для здоровья людей, ни для экологии.

Еще больше минимизировать риски можно так:

  • Заказывая крошку, поинтересуйтесь, откуда ее берут; если асфальт срезали с автомагистрали, по которой ездит много машин, то класть такой материал рядом с огородом или источником воды не стоит
  • Не используйте крошку для засыпки ям и канав на участке
  • Не используйте крошку для обустройства дренажных систем
  • По возможности, не укладывайте срезку асфальта на кислый грунт (о том, как можно узнать его кислотность, читайте в нашей статье Как определить кислотность почвы)

При использовании по назначению асфальтовая крошка, как и сам асфальт, практически безвредна.

В заключении статьи мы поговорим о том, как можно снизить вред от асфальтовых покрытий.

Как можно минимизировать вред от асфальта

На основании всего написанного выше можно сделать такой вывод: асфальт – материал полезный, но злоупотреблять им не стоит. Он хорош в качестве покрытия дорог и проездов. А вот на тротуарах и дорожках лучше отдать предпочтение другим материалам – например, плитке и брусчатке.

Тем не менее, асфальтобетоном покрыты огромные площади российских городов. Да и владельцы частных домов берут его для благоустройства своих участков. Можно ли что-то сделать с минусами от использования этого материала?

Вот как можно повысить экологичность асфальта в городах:

  • Использовать теплые АБС вместо горячих
    Их изготавливают путем разжижения вяжущего битума. За счет этого температура укладки снижается со 100°С до 70-80°С. Вместе с ней уменьшается и выделение вредных соединений в воздух. Это особенно актуально весной и летом, в периоды активных дорожных работ.
  • Поливать асфальт водой
    Эта мера уже активно применяется, но мало кто задумывается, зачем это делают. Вода прибивает асфальтовую пыль и не дает ей подниматься в воздух. А заодно она охлаждает асфальт.
  • Садить больше деревьев и кустарников
    Зеленые насаждения – это не только «легкие», но и в какой-то степени «почки» города. Они вытягивают тяжелые металлы и другие вредные соединения из почвы, не давая им попадать в воду.

А вот что можно сделать на своем придомовом участке:

  • Присыпать покрытие песком
    Светлый песок отражает солнечные лучи и защищает асфальт от чрезмерного нагревания.
  • Покрыть асфальт светлой краской
    Здесь принцип такой же, как и в предыдущем пункте. Но у полимерных и резиновых красок есть ряд дополнительных преимуществ. Они надежно герметизируют поверхность покрытия и защищают его от разрушения водой и льдом. В результате асфальт служит дольше и лучше сохраняет свои качества.

Подведем итог.

Лом асфальтобетона и асфальтовая крошка относятся к классу малоопасных отходов из-за наличия в них битума. Для их переработки и утилизации нужна специальная лицензия. Кроме того, активное использование асфальтобетона несет в себе скрытый вред. Его производство сопровождается вредными выбросами в атмосферу. А само дорожное покрытие при высоких температурах выделяет смесь микроскопических частиц PM2.5. При накоплении в организме человека они могут вызывать серьезные заболевания.

С этими негативными последствиями вполне реально бороться. Используя современные системы очистки на заводах, можно свести экологическую нагрузку к минимуму. А вред от асфальтовых покрытий снижается благодаря комплексу мер: переходу на теплые смеси, проливке асфальта водой, высаживанию деревьев и кустарников.