Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Щебень для ямочного ремонта

Засыпка ям и выбоин на дорогах и тротуарах щебнем – самая простая мера борьбы с неровностями на дорожном покрытии. Долго такой ремонт, конечно, не протянет. Рано или поздно щебень из ямы будет разноситься колесами автомобилей, разлетаясь в разные стороны. Тем не менее, такой ремонт имеет место быть. И он часто встречается на практике.

Сразу отметим, что ремонт дороги щебнем с простой засыпкой, трамбовкой и уплотнением – временная мера. Такая дорожная заплатка сама по себе долго не протянет. Предполагается, что это – крайняя и вынужденная мера, и в самое ближайшее время такая засыпка будет заменена на что-то более основательное.

В этой статье мы расскажем о ямочном ремонте щебнем. Вы узнаете, какой материал для этого подойдет, как его выбрать. Но прежде всего давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого способа заделки ям.

Ремонт ямы щебнем
Ремонт тротуара щебнем
Образец гранитного щебня на белом фоне
Ремонт дороги щебнем

Плюсы и минусы ремонта ям щебнем

У такого способа ремонта дорожного полотна есть свои достоинства и недостатки. Предлагаем в них разобраться, чтобы в будущем избежать каких-либо неприятных ситуаций и разочарований.

Итак, преимущества данного способа ямочного ремонта:

  • Низкая стоимость
    Для этого вам потребуется только мелкая щебенка. Ее можно купить в мешках или использовать остатки материала (если ранее вы заказывали щебень для тех или иных строительных, дорожных или декоративных работ).
  • Простота укладки
    Для подобного ремонта вам не нужны ни особые строительные навыки, ни специальный инструментарий.
  • Быстрота укладки
    Все ремонтные работы займут у вас от силы около часа. Согласитесь, это существенный плюс в тех случаях, когда яму нужно заделать очень быстро.
  • Надежность щебня
    Это преимущество стоит рассматривать для щебня в сравнении с другими материалами, которые могут использоваться для такого ремонта: бой бетона, кирпича или прочий строительный мусор. На их фоне щебень – прочный, морозоустойчивый и износостойкий материал, который без проблем выдержит вес проезжающих автомобилей и не разрушится.
  • Возможность провести работы в любую погоду
    Засыпать яму щебнем можно и в дождь, и в снег, и во время бури. Такие работы можно проводить при любой температуре воздуха.
  • Удобное покрытие
    Если ремонтные работы по засыпке ям и выбоин сделаны по уму, а щебень при этом максимально уплотнен и расклинцован, то по такой засыпке будет комфортно ездить даже на привычных скоростях.
  • Хоть какой-то ремонт
    На безрыбье, как говорится, грех жаловаться. И пусть это рассуждение не совсем корректно использовать в данном случае, все же лучше иметь возможность проехать по дороге, чем по обочине. Да и чинить машину после того, как она попала в яму, бывает очень дорого.
Щебень в мешке
Остатки щебня на обочине
Ямочный ремонт щебнем

Но есть у данного метода, разумеется, и существенные минусы. О них мы не можем не упомянуть.

Так, к недостаткам ремонта дорог щебнем можно отнести следующее:

  • Временный характер
    Как мы уже говорили, такой ремонт – это, скорее, вынужденная мера. Едва ли этот способ можно назвать полноценным дорожным ремонтом.
  • Невозможность отремонтировать неглубокие ямы
    Засыпка щебнем подойдет для ям с глубиной более 5-10 см. Если же их глубина меньше или если у них пологие края, осуществить ремонт при помощи щебня нельзя.
  • Немонолитная засыпка
    Зерна щебня в такой засыпке никак и ничем не связаны между собой, поэтому они легко выносятся из ямы колесами автомобилей. Плюс, такие «летающие» камни могут повредить кузов машин и лобовые стекла.
  • Неровная поверхность
    Как бы хорошо вы не уплотнили щебень, он все равно не образует ровное и гладкое покрытие, как, например, асфальт или бетон.
  • Возможность просадки щебня
    Если недостаточно хорошо уплотнить щебень и не провести расклинцовку мелкими камнями, внутри засыпки останутся пустоты, которые со временем будут утрамбовываться под колесами автомобилей. Таким образом на поверхности будут образовываться новые ямы и впадины.
  • Острые углы камней
    Зерна щебня имеют неправильную форму, часто с острыми краями. Они могут повредить колеса машин.
  • Загрязнение обочин
    Когда щебень «вылетает» из-под колес автомобилей, он сначала валяется на дорогах, мешая езде, а затем оседает на обочинах, загрязняя их. Такой мусор обычно никто не убирает.
  • Затопление ям
    Щебень хорошо пропускает воду. Поэтому после дождей, если дождевой влаге некуда будет уйти, она будет скапливаться в яме, подмывая внутренние стены выбоины. Плюс, если внезапно грянут морозы, вода застынет и превратится в лед, увеличившись в объеме. Таким образом она начнет давить на стены ямы, нарушая их текущую целостность структуры и еще больше разрушая.
  • Финансовые затраты
    Несмотря на то, что щебень – недорогой материал, он все равно стоит денег. А тратить свои кровные на ямочный ремонт общественных дорог хочется далеко не всегда.
  • Больше вреда, чем пользы
    Бытует мнение, что щебень, засыпанный в выбоину на дороге, «разбивает» яму еще больше. Вероятно, это связано с тем, что под действием давления колес автомобилей и усадки щебня последний начинает давить на яму изнутри, провоцируя большие трещины на соседнем покрытии.
Яма на дороге
Яма на дороге
Яма на дороге

Как видите, минусов у этого метода ремонта дороги достаточно. И в первую очередь важно понимать, что засыпка выбоины щебнем – это временная мера. Поверхность у такой засыпки будет неровной, может портить колеса машин.

Дальше мы посмотрим, для каких дорог подойдет ямочный ремонт щебнем.

Какие дороги можно ремонтировать щебнем

В принципе, при желании, щебнем можно засыпать любую яму на дороге. Другое дело, что в каких-то случаях делать это крайне не рекомендуется.

Так, в зависимости от назначения дороги, засыпать щебнем можно:

  • Тротуары и пешеходные дорожки
  • Грунтовые дороги
  • Временные проезды
  • Дворовые проезды
  • Дороги с низким трафиком
  • Второстепенные проезжие части
  • Нескоростные дороги

А вот скоростные трассы и автомагистрали ремонтировать при помощи щебня крайне нежелательно. Там – совершенно другие скорости, нежели во дворе или частном секторе. Поэтому опасность «вылета» щебня из-под колес и причинение вреда автомобилям там возрастает в разы.

Если же говорить непосредственно о покрытиях, отремонтировать щебнем можно ямы на дорогах:

  • Отсыпанных нерудными материалами (щебнем, гравием, скалой, ПЩС, ПГС)
  • Грунтовых
  • Асфальтированных

А вот ремонтировать таким способом бетонные дороги мы крайне не рекомендуем.

Ремонт ямы щебнем
Ремонт ямы щебнем
Ремонт дороги щебнем

Какой щебень подойдет для ямочного ремонта

Как мы уже отметили, одно из преимуществ ямочного ремонта щебнем – минимум финансовых затрат. Не имеет смысла для этих целей специально покупать дорогой и качественный материал. Поэтому и конкретных требований, как выбрать щебень для ямочного ремонта, давать, наверное, особого смысла нет. Тем не менее, некоторые рекомендации выделить все-таки можно.

Итак, при выборе щебня для такого способа ямочного ремонта надо учесть его:

  • Вид
    Не стоит засыпать ямы камнями, которые с течением времени могут раствориться в воде. Таким материалом является, например, известняк. В его составе присутствуют водорастворимые соли. Поэтому известняковый щебень – не лучший вариант для ямочного ремонта. Также мы не рекомендуем для этих целей мрамор и гравий. У них, в сравнении с тем же гранитом, низкие прочность и морозостойкость. Поэтому они могут просто разрушиться под давлением колес.
  • Фракцию
    В идеале, ямочный ремонт нужно производить несколькими фракциями: сначала засыпать крупные камни, а поверх – мелкие. Это создаст эффект расклинцовки: более мелкие фракции заполнят собой пустоты между крупными, тем самым их «заклинив». В итоге получится прочное и практически монолитное покрытие.
    Для ямочного ремонта мы рекомендуем сначала насыпать щебень фракции 20-40 (с зернами от 2 до 4 см), а поверх – 5-10 или 5-20. Если же возможности сделать засыпку несколькими фракциями у вас нет, предпочтение стоит отдать ремонту только мелким щебнем, с размерами зерен 5-10, 5-20, 5-25, 10-15, 10-20 или 15-20.
  • Прочность
    Мы уже отметили, что для ямочного ремонта дороги, по которой будут ездить машины, лучше брать прочный щебень. Иначе под действием постоянной нагрузки камни просто начнут крошиться, забиваясь в шины.
    Для этой цели подойдет щебень с маркой по дробимости от М800 и выше.
  • Морозостойкость
    Это свойство показывает, сколько попеременных циклов заморозки-оттаивания может выдержать щебень, не разрушаясь при этом. От этого показателя напрямую зависит долговечность вашей засыпки, сколько сезонов она прослужит.
    В идеале, для ямочного ремонта лучше брать материал с морозостойкостью от F50 и выше.
  • Истираемость
    Этот параметр важен для щебня, который используется в дорожном строительстве. Он показывает способность камней сопротивляться истирающим нагрузкам. Чем этот показатель выше, тем меньше материал «стирается» и тем дольше он прослужит в роли засыпки.
  • Лещадность
    Лещадным называют щебень, в составе которого много пластинчатых и игловидных камней. Они плохо уплотняются, неплотно прилегают друг к другу, оставляя между собой пустые пространства. Со временем под нагрузкой от машин автомобилей такие зерна ломаются, происходит процесс доуплотнения, и поверхность становится неровной.
    Хорошо, если щебень, который будет использоваться для ямочного ремонта, будет иметь в своем составе зерна преимущественно кубовидной формы.
  • Радиоактивность
    Если засыпка ямы проводится вблизи жилых домов, не стоит забывать и об этом показателе. Он показывает, насколько безопасен материал с точки зрения радиации.
    Для щебня (как и всех стройматериалов) радиоактивность не должна превышать 370 Бк/кг. Если же дорога ремонтируется вдали от жилых застроек, то показатель в этом случае может быть увеличен до 740 Бк/кг.
    Отметим, что повышенный радиационный фон может иметь гранитный щебень. Тем не менее, часто даже его показатели не превышают допустимых норм.

Повторимся, что все эти требования носят лишь рекомендательный характер. И покупать материал, ориентируясь только на них, конечно, не стоит. Иначе теряется смысл ямочного ремонта щебнем как такового – это быстро и дешево. И если у вас около дома завалялся, скажем, небольшой объем известнякового щебня, ни о чем не думайте, не переживайте и используйте его для засыпки ямы на дороге около вашего дома! Материал, конечно же, не раствориться и не сломается сразу же и, вероятно, прослужит вам несколько сезонов.

Если вы хотите узнать больше о различных параметрах щебня, рекомендуем к прочтению нашу статью Характеристики и свойства щебня.

Образец известнякового щебня на белом фоне
Щебень разных фракций на белом фоне с линейкой
Щебень в руке

Как сделать ямочный ремонт дороги щебнем

В этом разделе мы расскажем, из каких этапов состоит ямочный ремонт дорожного покрытия, который проводится с помощью щебня.

Для работ вам понадобятся:

  • Веник или метла
  • Собственно, щебень
  • Ручная трамбовка (или автомобиль)

Сам процесс очень прост и состоит из следующих этапов:

  1. Прежде всего нужно очистить яму от мусора, воды и грязи
  2. Далее нужно насыпать щебень в яму чуть большим объемом, чем уровень дорожного полотна
  3. После этого необходимо хорошенько утрамбовать щебень; сделать это можно либо при помощи трамбовки, либо колесами автомобиля (в последнем случае нужно проехаться по засыпке несколько раз туда и обратно)
  4. При необходимости нужно досыпать щебень и снова его утрамбовать

Обратите внимание, что такой способ подойдет для ям, глубина которых не превышает 10 см. Если же выбоина глубже, то щебень следует укладывать слоями и трамбовать каждый. Иначе с большой долей вероятности в засыпке останутся пустоты, которые в дальнейшем приведут к просадке.

Если вы устраняете яму на асфальтовой дороге и хотите, чтобы заплатка перестала носить временный характер и прослужила дольше пары зим, можно купить в магазине битум (или битумную мастику) и пролить им каменную засыпку. При этом особое внимание нужно уделить краям асфальта, к которым примыкает щебень. Их нужно пролить более тщательно.

После того, как вы налили битум или мастику, сверху нужно насыпать песок. Это необходимо для того, чтобы убрать липкость мастики. В противном случае колеса машин первое время будут пачкаться о битумную пропитку.

Отметим, что битумные мастики стоят дорого и значительно повышают стоимость ремонта. Если же задачи сэкономить у вас не стоит, лучше будет рассмотреть другие способы ямочного ремонта. О них мы подробно рассказывали в нашей статье Технология ямочного ремонта асфальта.

В заключительном разделе мы коротко остановимся на том, какие еще материалы можно использовать для временной засыпки ям на дорогах.

Альтернативы щебню для ремонта ям

Что ни говори, а покупать конкретно щебень только для ямочного ремонта дороги может быть нецелесообразно. В первую очередь это финансовые затраты (если материал не остался у вас после каких-то работ). Да и в принципе не всегда имеет смысл закапывать прочные и морозостойкие камни в яму (особенно если в дальнейшем планируется нормальный ремонт). Поэтому ниже мы опишем еще несколько материалов, которые можно применить для ямочного ремонта.

Можно рассмотреть использование:

  • Холодного асфальта
    Основное его назначение – именно ямочный ремонт дорожного покрытия при небольшой площади работ (до 3-5 м2). При этом его можно использовать и в непогоду, и в зимний период. Он подходит для быстрого устранения повреждений либо ремонта отдельных ям, способен предупредить дальнейшее разрушение структуры дорог.
  • Асфальтовой крошки
    Ее также называют срезкой. Это вторичный продукт, который получают во время ремонта дорог. При этом верхний слой асфальта снимают, дробят (пропускают через фрезу) и реализуют как крошку. Она стоит дешево, но появляется в продаже только весной и летом и очень быстро раскупается.
  • Гравия
    Он чем-то похож на щебень, только имеет более окатанные зерна. Его используют для ямочного ремонта в тех регионах, где горнодобывающая промышленность развита слабо, отсутствуют залежи прочных плотных горных пород, зато активно ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей.
  • ПЩС (песчано-щебеночной смеси)
    По сути, ПЩС – это побочный продукт дробления горных пород на щебень. Поэтому он стоит недорого. Материал также содержит в своем составе зерна разных размеров, благодаря которым он хорошо уплотняется.
  • ПГС (песчано-гравийной смеси)
    Этот материал добывают в реках и карьерах. Он содержит в своем составе песок и гравий в разных соотношениях.
  • Боя бетона
    Это так называемый вторичный бетон. Он появляется на крупномасштабных стройках, при работах в частном доме или квартире, во время ремонтных работ. После демонтажа лом бетона дробят на щебень и реализуют как дешевый, но прочный вторичный продукт. Также этот материал часто есть у частных домовладельцев.
  • Кирпичей (боя кирпичей)
    Как и бой бетона, бой кирпича представляет собой отходы, оставшиеся после строительных работ. Их часто можно получить бесплатно, если забрать самовывозом.
    Кстати, нередко можно наблюдать картину, когда ямы на общественных и даже федеральных дорогах закладывают аж целыми кирпичами. По ним удобно ездить, но служат они, конечно, недолго.
  • Строительного мусора
    Сюда можно отнести все, что остается после строительных работ: бой плитки, шифера, черепицы, керамики. Эти материалы ничего не стоят. Они часто остаются после строительства дома или ремонтных работ в помещении.

А вот засыпать ямы на дорогах таким мусором как дерево, опилки, кора, бумага, картон, пластик, стекло, резина, покрышки и прочим крайне не рекомендуется. Эти материалы, во-первых, плохо себя чувствуют в воде, а во-вторых, загрязняют окружающую среду.

Ремонт дороги боем бетона
Ремонт дороги холодным асфальтом
Ремонт дороги боем кирпича
Ремонт дороги кирпичами
Ремонт дороги срезкой асфальта
Ремонт дороги мусором
Ремонт дороги грунтом

Подведем итог.

Ямы и выбоины на дорогах причиняют неудобства автолюбителям, могут провоцировать дорожно-транспортные происшествия, портить машины. Поэтому необходимо оперативно проводить ямочный ремонт дорожных покрытий.

Один из самых простых, быстрых и дешевых способов тут – засыпка ямы щебнем. Этот метод – самый бюджетный и простой. Однако стоит учитывать, что такая засыпка считается временной мерой и не сможет в полной мере решить проблему.