Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Асфальт для ямочного ремонта

Со временем даже самый качественный асфальт начинает разрушаться. На нем образуются ямы и выбоины. В них скапливается дождевая и талая вода, которая разрушает связи между минеральным наполнителем и битумным вяжущим. А с приходом заморозков она превращается в лед, который давит на асфальт изнутри, разрушая его.

Если пустить дело на самотек и не заниматься ремонтом повреждений, то покрытие очень быстро придет в негодность.

Это в первую очередь актуально для территорий, на которые оказываются нагрузки от транспорта:

  • Аэродромов
  • Дорог
  • Мостов
  • Проездов
  • Парковок и стоянок
  • Дворов многоквартирных домов

Но владельцы частных домов тоже не застрахованы от такой проблемы. Только в этом случае ямы будут образовываться скорее из-за старения битума и растрескивания асфальта, а не под действием механических нагрузок.

Ямочный ремонт – это основная сфера применения холодного асфальта. Впрочем, для этих целей используется не только он. О том, как еще можно залатать выбоину в асфальте и как выбрать подходящий для этого материал, мы и поговорим в этой статье.

Ямочный ремонт дороги горячим асфальтом
Ямочный ремонт тротуара срезкой асфальта
Ямочный ремонт дороги асфальтом

Виды асфальта для ремонта ям

Асфальтобетонные смеси (АБС) на рынке стройматериалов представлены множеством разновидностей. У каждой из них есть свои плюсы, минусы, особенности производства и применения.

В частности, для ямочного ремонта используются такие виды асфальта:

    • Литой
      Это особая разновидность материала, которая представляет собой пластичную массу, по консистенции больше похожую на бетон. Это обеспечивается высоким содержанием битума (до 13%) и минерального порошка (до 30%) в сочетании с разогревом до 190-250°C. Такой смесью можно очень быстро залить яму любой формы. А высокая температура материала позволяет проводить работы даже в холодную погоду (до -5°C). Кроме того, литой асфальт уплотняется под своим собственным весом – для этого не нужно привлекать дорожные катки. Но стоит этот материал дорого.
    • Горячий
      Тот самый вид асфальта, которым покрыто подавляющее большинство городских улиц. Это сыпучая смесь на основе щебня и песка (иногда – просто песка) с добавлением битума, разогреваемая до 100°C и выше. Горячая АБС – это универсальный материал, который позволяет сделать надежную и прочную заплатку. Но работать с ним можно только в теплую погоду (при температуре воздуха не ниже 5-10°C). И всю партию такой смеси нужно уложить сразу после доставки, потому что в остывшем виде этот материал бесполезен.
    • Холодный
      Он производится на основе мелкого щебня или песка, обработанных жидким вяжущим. Для этого обычный нефтяной битум разжижают при помощи растворителей – бензина, керосина, дизельного топлива и других. Полученная смесь сохраняет пластичность даже при низких температурах (до -10°C), не требует нагрева и может храниться до 12 месяцев без потери своих свойств. Но по качественным характеристикам она серьезно уступает горячему и литому асфальту. Кроме того, холодный асфальт нельзя сильно уплотнять, потому что он набирает прочность за счет испарения растворителей. Это значит, что в материале остаются воздушные пустоты, в которые будут попадать вода и лед. В отличие от других видов, холодные смеси продаются небольшими партиями – мешками или ведрами по 25-50 кг.
    • Срезка асфальта (асфальтовая крошка)
      Это дешевый вторичный материал, который получается путем срезки и дробления старого асфальтового покрытия. Его характеристики сильно варьируются. Например, если снимают дорожное полотно с крупной федеральной трассы, то крошка из него будет достаточно прочной и износостойкой. А если ремонтируют небольшую поселковую дорогу, которую изначально обустраивали из дешевой АБС, то и качество срезки будет низким. Поскольку материал не сертифицируется и не проходит проверок на соответствие ГОСТу, ни о каких гарантиях здесь речи не идет. Кроме того, купить крошку можно только в период дорожно-ремонтных работ.
Ямочный ремонт дороги горячим асфальтом
Ямочный ремонт дороги холодным асфальтом
Ямочный ремонт дороги срезкой асфальта

Теперь вы знаете, чем можно заделать яму или выбоину в асфальте. Но как выбрать подходящий вид материала под конкретную задачу? На этот вопрос мы подробно ответим в продолжении статьи.

Как выбрать асфальт для ямочного ремонта

Асфальт имеет широкую сферу применения. Он используется при строительстве загруженных трасс и небольших проездов в жилой застройке, для благоустройства крупных пешеходных бульваров и садовых дорожек. Во всех этих случаях покрытия подвергаются разным нагрузкам и имеют свои особенности.

При планировании ремонтных работ нужно учитывать такие факторы:

  • Во сколько обойдется конкретный материал
  • Какие виды асфальта в данный момент доступны для заказа
  • Какие смеси можно использовать при текущих погодных условиях
  • Можно ли осуществить ремонт своими руками
  • Нужно ли привлекать специальную технику для ремонта
  • На какое время придется ограничивать движение по ремонтируемому участку
  • Сколько прослужит «заплатка» на покрытии

И уже на основании этого надо решать, какой материал брать.

Для вашего удобства мы уже сравнили разные виды асфальта по этим критериям. И определили, какие из них лучше подходят для конкретных задач.

С результатами вы можете ознакомиться в таблице ниже:

Асфальт /Показатель Литой Горячий Холодный Срезка
Стоимость, рублей за тонну* 4000-6000 2700-3700 8000-10 000

(350-900 рублей за мешок 25-50 кг)

300-1000
Доступность материала для заказа С весны по осень, когда на улице стоит плюсовая температура Круглый год Весной и летом, когда проводятся дорожно-ремонтные работы
Температура воздуха, при которой возможна укладка До -10°С До 5°С До -5-10°С Не нормируется, желательно выше 25°С
Возможность провести ремонт самостоятельно Нет Нет, нужны помощники для быстрой укладки материала Да Да
Необходимость привлечения специализированной техники Нужен специальный транспорт для доставки, оборудование для заливки ямы Нужны катки или виброплиты для уплотнения материала Можно обойтись подручными средствами
Когда можно эксплуатировать покрытие Через несколько часов после ремонта Сразу после ремонта
Долговечность результата От 2-5 лет Около 1 года при наличии транспортной нагрузки
Для каких работ подойдет Ямочный ремонт автомагистралей, скоростных дорог, мостов с высокой загруженностью Плановый ремонт ям в покрытиях городских дорог и тротуаров Срочный ремонт дорог, ремонт ям на тротуарах и частных территориях Временный ремонт ям на придомовом участке

*Цены носят ориентировочный характер и приводятся для сравнения материалов друг с другом. Реальные расценки варьируются от региона к региону и зависят от количества заказываемого материала, удаленности места проведения работ от асфальтобетонного завода и других факторов.

Ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнение видов асфальта для ремонта по разным критериям

Давайте немного подытожим:

  • Для ремонта отдельных ям на тротуаре, во дворе многоквартирного дома или на загородном участке оптимальным выбором будет холодный асфальт. Он продается небольшими объемами, его удобно укладывать вручную.
  • Срезку асфальта нецелесообразно брать только для ямочного ремонта, потому что она продается, как правило, крупными партиями – от 1-2 тонн. Но если вы планируете заказать ее для других целей (например, для обустройства подъезда к дому или оборудования парковки), то можно взять материал с запасом и излишки пустить на заделку ям.
  • Горячий асфальт имеет смысл заказывать только в том случае, если вам нужны большие объемы материала – например, для ремонта крупной парковки или сразу нескольких дворов МКД.
  • Литой асфальт в ремонтных работах используется очень ограниченно из-за высокой стоимости. Для частных целей его в принципе не берут.

Также крайне желательно, чтобы материал заплаты соответствовал всему остальному покрытию. Например, если для обустройства площадки или дороги использовали плотный горячий асфальт типа В марки II, то и для ремонта следует брать такую же смесь. Но на практике соблюсти это правило сложно. Ведь, как мы уже сказали, для небольших повреждений обычно используют холодный асфальт. А он, в соответствии с ГОСТ 9128-2013, имеет немного другую классификацию. Так что стопроцентного совпадения не получится.

Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать подходящий тип холодного асфальта для ямочного ремонта:

Материал покрытия (горячий асфальт) Холодный асфальт для ремонта
Пористость Зернистость и тип Марка
Плотный или пористый Мелкозернистый А I-II Тип Бх марка I
Мелкозернистый Б I
Мелкозернистый В II Тип Вх марка I
Песчаный Г II-III Тип Гх или Дх марка I-II
Песчаный Д

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Подходящий тип холодного асфальта для ямочного ремонта

Если вы планируете самостоятельно заняться ремонтом своего покрытия, то ознакомьтесь со статьей Технология ямочного ремонта асфальта.

Стоит упомянуть, что в асфальте могут быть другие виды повреждений – трещины и разломы. Для их ремонта используются не асфальтобетонные смеси, а битумные эмульсии и мастики. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Мастики и герметики для асфальта – чем заделать трещину в асфальте.

Подведем итог.

Любое асфальтобетонное покрытие с течением времени начинает разрушаться. В частности, в нем появляются ямы. Их необходимо оперативно ремонтировать.В большинстве случаев оптимальным выбором для владельцев частных домов будет холодный асфальт.