Асфальт для ямочного ремонта
Со временем даже самый качественный асфальт начинает разрушаться. На нем образуются ямы и выбоины. В них скапливается дождевая и талая вода, которая разрушает связи между минеральным наполнителем и битумным вяжущим. А с приходом заморозков она превращается в лед, который давит на асфальт изнутри, разрушая его.
Если пустить дело на самотек и не заниматься ремонтом повреждений, то покрытие очень быстро придет в негодность.
Это в первую очередь актуально для территорий, на которые оказываются нагрузки от транспорта:
- Аэродромов
- Дорог
- Мостов
- Проездов
- Парковок и стоянок
- Дворов многоквартирных домов
Но владельцы частных домов тоже не застрахованы от такой проблемы. Только в этом случае ямы будут образовываться скорее из-за старения битума и растрескивания асфальта, а не под действием механических нагрузок.
Ямочный ремонт – это основная сфера применения холодного асфальта. Впрочем, для этих целей используется не только он. О том, как еще можно залатать выбоину в асфальте и как выбрать подходящий для этого материал, мы и поговорим в этой статье.
Виды асфальта для ремонта ям
Асфальтобетонные смеси (АБС) на рынке стройматериалов представлены множеством разновидностей. У каждой из них есть свои плюсы, минусы, особенности производства и применения.
В частности, для ямочного ремонта используются такие виды асфальта:
-
- Литой
Это особая разновидность материала, которая представляет собой пластичную массу, по консистенции больше похожую на бетон. Это обеспечивается высоким содержанием битума (до 13%) и минерального порошка (до 30%) в сочетании с разогревом до 190-250°C. Такой смесью можно очень быстро залить яму любой формы. А высокая температура материала позволяет проводить работы даже в холодную погоду (до -5°C). Кроме того, литой асфальт уплотняется под своим собственным весом – для этого не нужно привлекать дорожные катки. Но стоит этот материал дорого. - Горячий
Тот самый вид асфальта, которым покрыто подавляющее большинство городских улиц. Это сыпучая смесь на основе щебня и песка (иногда – просто песка) с добавлением битума, разогреваемая до 100°C и выше. Горячая АБС – это универсальный материал, который позволяет сделать надежную и прочную заплатку. Но работать с ним можно только в теплую погоду (при температуре воздуха не ниже 5-10°C). И всю партию такой смеси нужно уложить сразу после доставки, потому что в остывшем виде этот материал бесполезен. - Холодный
Он производится на основе мелкого щебня или песка, обработанных жидким вяжущим. Для этого обычный нефтяной битум разжижают при помощи растворителей – бензина, керосина, дизельного топлива и других. Полученная смесь сохраняет пластичность даже при низких температурах (до -10°C), не требует нагрева и может храниться до 12 месяцев без потери своих свойств. Но по качественным характеристикам она серьезно уступает горячему и литому асфальту. Кроме того, холодный асфальт нельзя сильно уплотнять, потому что он набирает прочность за счет испарения растворителей. Это значит, что в материале остаются воздушные пустоты, в которые будут попадать вода и лед. В отличие от других видов, холодные смеси продаются небольшими партиями – мешками или ведрами по 25-50 кг. - Срезка асфальта (асфальтовая крошка)
Это дешевый вторичный материал, который получается путем срезки и дробления старого асфальтового покрытия. Его характеристики сильно варьируются. Например, если снимают дорожное полотно с крупной федеральной трассы, то крошка из него будет достаточно прочной и износостойкой. А если ремонтируют небольшую поселковую дорогу, которую изначально обустраивали из дешевой АБС, то и качество срезки будет низким. Поскольку материал не сертифицируется и не проходит проверок на соответствие ГОСТу, ни о каких гарантиях здесь речи не идет. Кроме того, купить крошку можно только в период дорожно-ремонтных работ.
- Литой
Теперь вы знаете, чем можно заделать яму или выбоину в асфальте. Но как выбрать подходящий вид материала под конкретную задачу? На этот вопрос мы подробно ответим в продолжении статьи.
Как выбрать асфальт для ямочного ремонта
Асфальт имеет широкую сферу применения. Он используется при строительстве загруженных трасс и небольших проездов в жилой застройке, для благоустройства крупных пешеходных бульваров и садовых дорожек. Во всех этих случаях покрытия подвергаются разным нагрузкам и имеют свои особенности.
При планировании ремонтных работ нужно учитывать такие факторы:
- Во сколько обойдется конкретный материал
- Какие виды асфальта в данный момент доступны для заказа
- Какие смеси можно использовать при текущих погодных условиях
- Можно ли осуществить ремонт своими руками
- Нужно ли привлекать специальную технику для ремонта
- На какое время придется ограничивать движение по ремонтируемому участку
- Сколько прослужит «заплатка» на покрытии
И уже на основании этого надо решать, какой материал брать.
Для вашего удобства мы уже сравнили разные виды асфальта по этим критериям. И определили, какие из них лучше подходят для конкретных задач.
С результатами вы можете ознакомиться в таблице ниже:
Асфальт /Показатель | Литой | Горячий | Холодный | Срезка |
Стоимость, рублей за тонну* | 4000-6000 | 2700-3700 | 8000-10 000
(350-900 рублей за мешок 25-50 кг) |
300-1000 |
Доступность материала для заказа | С весны по осень, когда на улице стоит плюсовая температура | Круглый год | Весной и летом, когда проводятся дорожно-ремонтные работы | |
Температура воздуха, при которой возможна укладка | До -10°С | До 5°С | До -5-10°С | Не нормируется, желательно выше 25°С |
Возможность провести ремонт самостоятельно | Нет | Нет, нужны помощники для быстрой укладки материала | Да | Да |
Необходимость привлечения специализированной техники | Нужен специальный транспорт для доставки, оборудование для заливки ямы | Нужны катки или виброплиты для уплотнения материала | Можно обойтись подручными средствами | |
Когда можно эксплуатировать покрытие | Через несколько часов после ремонта | Сразу после ремонта | ||
Долговечность результата | От 2-5 лет | Около 1 года при наличии транспортной нагрузки | ||
Для каких работ подойдет | Ямочный ремонт автомагистралей, скоростных дорог, мостов с высокой загруженностью | Плановый ремонт ям в покрытиях городских дорог и тротуаров | Срочный ремонт дорог, ремонт ям на тротуарах и частных территориях | Временный ремонт ям на придомовом участке |
*Цены носят ориентировочный характер и приводятся для сравнения материалов друг с другом. Реальные расценки варьируются от региона к региону и зависят от количества заказываемого материала, удаленности места проведения работ от асфальтобетонного завода и других факторов.
Ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
Давайте немного подытожим:
- Для ремонта отдельных ям на тротуаре, во дворе многоквартирного дома или на загородном участке оптимальным выбором будет холодный асфальт. Он продается небольшими объемами, его удобно укладывать вручную.
- Срезку асфальта нецелесообразно брать только для ямочного ремонта, потому что она продается, как правило, крупными партиями – от 1-2 тонн. Но если вы планируете заказать ее для других целей (например, для обустройства подъезда к дому или оборудования парковки), то можно взять материал с запасом и излишки пустить на заделку ям.
- Горячий асфальт имеет смысл заказывать только в том случае, если вам нужны большие объемы материала – например, для ремонта крупной парковки или сразу нескольких дворов МКД.
- Литой асфальт в ремонтных работах используется очень ограниченно из-за высокой стоимости. Для частных целей его в принципе не берут.
Также крайне желательно, чтобы материал заплаты соответствовал всему остальному покрытию. Например, если для обустройства площадки или дороги использовали плотный горячий асфальт типа В марки II, то и для ремонта следует брать такую же смесь. Но на практике соблюсти это правило сложно. Ведь, как мы уже сказали, для небольших повреждений обычно используют холодный асфальт. А он, в соответствии с ГОСТ 9128-2013, имеет немного другую классификацию. Так что стопроцентного совпадения не получится.
Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать подходящий тип холодного асфальта для ямочного ремонта:
Материал покрытия (горячий асфальт) | Холодный асфальт для ремонта | ||
Пористость | Зернистость и тип | Марка | |
Плотный или пористый | Мелкозернистый А | I-II | Тип Бх марка I |
Мелкозернистый Б | I | ||
Мелкозернистый В | II | Тип Вх марка I | |
Песчаный Г | II-III | Тип Гх или Дх марка I-II | |
Песчаный Д |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
Если вы планируете самостоятельно заняться ремонтом своего покрытия, то ознакомьтесь со статьей Технология ямочного ремонта асфальта.
Стоит упомянуть, что в асфальте могут быть другие виды повреждений – трещины и разломы. Для их ремонта используются не асфальтобетонные смеси, а битумные эмульсии и мастики. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Мастики и герметики для асфальта – чем заделать трещину в асфальте.
Подведем итог.
Любое асфальтобетонное покрытие с течением времени начинает разрушаться. В частности, в нем появляются ямы. Их необходимо оперативно ремонтировать.В большинстве случаев оптимальным выбором для владельцев частных домов будет холодный асфальт.
Если вам интересно узнать о других вариантах использования асфальта, рекомендуем ознакомиться с нашими статьями по теме:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для крыш
- Асфальт для пола
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
Если вы хотите подробно прочитать о свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Сдвигоустойчивость асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Плотность и масса асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Морозостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: