Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Виды асфальта (асфальтобетона)

Как и в случае со многими другими строительными материалами, существует множество классификаций асфальта.

Его можно разделить на виды по следующим основаниям:

  • Происхождению
  • Наполнителю
  • Типу вяжущего вещества и температуре укладки
  • Размеру зерен наполнителя
  • Содержанию щебня
  • Пористости
  • Качеству (марке)
  • Наличию добавок

Давайте рассмотрим все эти классификации более подробно.

Асфальт
Искусственный асфальт
Укладка асфальтобетона на дорожное полотно
Свежее асфальтовое покрытие
Тротуар
Асфальтовое покрытие без крупного щебня

По происхождению

Термин «асфальт» в науке и быту используется для обозначения двух принципиально разных материалов.

Они имеют такие названия:

  • Природный асфальт
  • Искусственный асфальт

Давайте разберем каждый из них по отдельности.

Природный асфальт

Асфальт природного происхождения – это одна из разновидностей битума, который образуется в результате окисления нефти. Он представляет собой черное или черно-бурое смолоподобное вещество, которое в обычных условиях имеет твердую форму, а при нагревании становится мягким и тягучим.

Этот материал образуется в местах естественного выхода нефти на земную поверхность. Под воздействием факторов окружающей среды – ветра, воды, солнца, микроорганизмов – нефть окисляется, а ее легкие составляющие испаряются. Из оставшихся тяжелых фракций и образуются битумы, в том числе асфальт.

Невозможно точно сказать, когда впервые был обнаружен этот материал. История его использования насчитывает тысячи лет и уходит корнями в глубокую древность. Археологи нашли множество доказательств применения битумов древними ассирийцами, финикийцами и египтянами. Упоминания о них встречаются в «Эпосе о Гильгамеше», Ветхом Завете, сочинениях древних греков и персов.

В древности асфальт использовался для обмазывания зданий и кораблей, придания им гидроизоляционных свойств. В Древнем Египте, начиная с периода Нового Царства (примерно 1550 год до н.э.), он применялся для создания мумий. В XVIII веке в Европе началось производство красок и лаков с добавлением битума. Ими писали свои картины Томас Лоуренс, Иоганн Фюсли, Джошуа Рейнольдс и другие именитые художники Нового времени.

В настоящее время природный асфальт используется:

  • Для приготовления замазок, клеев и лаков
  • Для приготовления битумных эмульсий
  • Для приготовления заливочных аккумуляторных мастик
  • В качестве кровельного, гидро- и электроизоляционного материала
  • В составе асфальтобетонных смесей – как связующий компонент

Исторически крупнейшим месторождением асфальта было Мертвое море. В текстах древних греков оно даже носило название «Асфальтитовое (асфальтовое) море». В настоящее время ведущим экспортером материала является Республика Тринидад и Тобаго, где он добывается на острове Тринидад. Залежи природного асфальта помельче есть и в нефтеносных регионах Венесуэлы, Канады, Франции, России и других стран.

Природный асфальт представляет собой черное или черно-бурое смолоподобное вещество
Асфальтовое озеро Пич-Лейк на юго-западе острова Тринидад

Искусственный асфальт

В быту термином «искусственный асфальт» (или просто «асфальт») обычно называют материал, который используется для обустройства дорожного покрытия – асфальтобетон. Он представляет собой смесь минерального наполнителя (щебень, гравий, песок) и органического вяжущего, в роли которого может выступать тот самый природный асфальт и другие битумы.

Искусственный асфальт (асфальтобетон) применяется для:

  • Основания и верхнего слоя дорожного полотна
  • Покрытия парковок, тротуаров, площадей
  • Покрытия детских и спортивных площадок
  • Заливки полов производственных и складских помещений
  • Ремонта дорог

Как видите, асфальт природного и искусственного происхождения – это принципиально разные материалы. В научной литературе и нормативных актах они, как правило, разводятся. Термин «асфальт» используется для обозначения одной из разновидностей битума, тогда как строительный материал называется асфальтобетоном.

В этой статье мы будем использовать бытовое понимание терминологии. Ниже речь пойдет конкретно об искусственном материале, и обозначать его мы будем как словом «асфальт», так и терминами «асфальтобетон» и «асфальтобетонная смесь».

Искусственный асфальт

А теперь давайте поговорим о том, какие еще классификации асфальта существуют.

По наполнителю

Как мы уже отмечали, асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя с вяжущим веществом – битумом.

Выделяются такие разновидности асфальта по типу наполнителя:

  • Песчаный асфальт (песок или отсев)
    Асфальт на основе природного песка отличается невысокой прочностью. Несколько выше она у материала из отсева прочных горных пород (гранита, диорита и прочих), но все равно уступает щебеночному. Такая разновидность используется в целях экономии там, где не нужно высококачественное покрытие. Это, например, обустройство проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок.
  • Щебеночный асфальт (щебень + песок или отсев)
    Щебеночный асфальт является наиболее востребованным в дорожном строительстве. Самые качественные смеси, как правило, относятся именно к этому типу. Щебень придает смеси прочность, а песок используется для заполнения пустот между крупными зернами.
  • Гравийный асфальт (гравий + песок или отсев)
    Этот тип уступает щебеночному по прочности и долговечности из-за того, что гравий имеет округлую форму и хуже сцепляется с битумом. Он используется в целях экономии при прокладке дорог со средними и низкими нагрузками, а также пешеходных и велосипедных дорожек.
  • Вторичный асфальт, асфальтогранулобетон (асфальтовая крошка, срезка асфальта)
    Асфальтовая крошка получается путем снятия верхнего слоя дорожного покрытия и его дробления. Такой материал используется для всякого рода отсыпок, а также в качестве наполнителя для новых асфальтобетонных смесей. Такая переработка позволяет сэкономить на сырье – ведь в состав крошки уже входят и щебень, и битум. А массовое использование вторичного асфальта снижает темпы истощения месторождений щебня и битума.

Кроме описанных выше материалов, в состав асфальтобетонной смеси часто входит минеральный порошок. Это перемолотые до мукообразного состояния карбонатные породы – известняк, песчаник, доломит и другие. Они заполняют самые мелкие пустоты между зернами, обеспечивая лучшее сцепление с битумом. Их содержание в составе смеси обычно не превышает 10%, но в отдельных случаях может быть увеличено.

Возможно, вам будет интересна наша статья по теме Щебень для асфальта.

Щебень для асфальтобетона
Отсев для асфальтобетона
Песок для асфальтобетона
Вторичный асфальт

По типу вяжущего вещества и температуре укладки

Эта типология базируется на двух основаниях одновременно. Дело в том, что они напрямую взаимосвязаны друг с другом: от того, какой вид битума используется при изготовлении смеси, зависит, до какой температуры ее нужно будет разогреть для качественной укладки.

Существует множество разновидностей битума. Но в этой статье актуальна одна классификация.

По агрегатному состоянию выделяются два типа битума:

  • Вязкий
  • Жидкий

Именно это деление положено в основу рассматриваемой классификации асфальта.

Здесь можно выделить три вида асфальтобетонных смесей (АБС):

  • Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт) – на основе вязких битумов
  • Горячий асфальт – на основе вязких битумов
  • Холодный асфальт (сухой асфальт) – на основе жидких битумов

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт)

Принципиальная особенность литого асфальта заключается в том, что он не требует трамбовки и укатки. Это достигается за счет повышенного содержания вязкого битума и минерального порошка с уменьшением доли крупного наполнителя (щебня или гравия).

Сравнение соотношения компонентов в составе обычного и литого асфальта приведено в таблице:

Компонент Обычная АБС Литая АБС
Битум 2,5-6% 8-10%
Щебень (гравий) + песок 85-90% 60-75%
Минеральный порошок 5-10% 20-30%

Для вашего удобства, ниже представлена эта же таблица в виде картинки.

Сравнение соотношения компонентов в составе обычной и литой асфальтобетонной смеси

Кроме того, готовая смесь при смешивании сильно разогревается – в среднем, до +190-250°C. В результате получается жидкая смесь, которая растекается по размеченному участку, а при застывании образует ровное и плотное покрытие.

Литой асфальт обладает целым рядом преимуществ:

  • Легкая укладка – смесь не нужно дополнительно разравнивать и укатывать
  • Отличные показатели водонепроницаемости и трещиностойкости готового покрытия
  • Термостойкость – асфальт не плавится даже в аномально жаркую погоду
  • Способность выдерживать сильные динамические нагрузки
  • Возможность укладки при температуре воздуха до -10°C
  • Долговечность – срок службы литого асфальта около 20-30 лет

Главный минус этого материала – дороговизна производства. В России жидкие АБС используются главным образом для обустройства покрытий мостов и магистралей с высоким трафиком. В бытовом же строительстве такая разновидность не применяется.

Укладка литого, или жидкого асфальта

Горячие асфальты

При производстве таких смесей используются вязкие битумы, которые при обычной температуре имеют твердую форму. Перед замешиванием их разогревают до температуры выше +100°С, в результате чего битум плавится, становится текучим и эффективно обволакивает зерна наполнителя.

Можно также выделить подвиды горячих смесей в зависимости от температуры укладки:

  • Теплый асфальт – укладка при +80-140°С
  • Горячий асфальт – укладка при +100-160°С

Принцип производства теплых смесей заключается в дополнительной обработке битума. Перед замешиванием он вспенивается с использованием воды или специальных добавок. Таким образом снижается вязкость материала – он становится текучим при более низких температурах.

Правда, сейчас такое деление сохранилось лишь неофициально. Термин «теплые асфальтобетонные смеси» фигурирует в ГОСТ 9128-76, принятом в СССР. А вот в актуальном ГОСТ 9128-2013 он уже не используется. Там асфальтобетон делится только на горячий и холодный. Однако обозначение «теплая АБС» по-прежнему можно встретить при заказе материала.

К укладке горячего асфальта предъявляются жесткие требования:

  • Температура воздуха – не ниже +5°С (хотя некоторые виды теплого асфальта можно укладывать и при температуре до -10°С)
  • Работы проводятся только в отсутствии осадков во время укладки и остывания асфальта
  • Укладка (вместе с укаткой) должна быть закончена в течение 2-3 часов после изготовления смеси, пока асфальт не остыл
  • После укладки по покрытию еще 1-2 дня нельзя ходить и ездить

Тем не менее, горячий асфальт остается самым востребованным материалом для строительства дорог. Это обусловлено тем, что он демонстрирует отличные показатели прочности и износостойкости по достаточно выгодной цене.

В некоторых случаях, однако, целесообразно воспользоваться холодной разновидностью.

Горячий асфальт
Укладка горячего асфальта

Холодный асфальт (сухой асфальт)

При производстве этого вида используются жидкие битумы – то есть такие, которые становятся текучими при обычной комнатной температуре.

Выделяются две разновидности холодного асфальта по способу изготовления:

  • Под нагревом
    В этом случае перед замешиванием компонентов смеси минеральный наполнитель нагревается до температуры +80-100°С. Жидкому битуму, как правило, дополнительный нагрев не нужен – все необходимое тепло он получает от горячего щебня и песка. Готовая смесь затем остужается до температуры +25°С.
  • Без нагрева
    При производстве асфальта таким образом используются специальные добавки (например, пластификаторы). Они и обеспечивают эффективное обволакивание частиц наполнителя вяжущим битумом.

Стоит отметить, что холодный асфальт в целом уступает горячей разновидности по прочности и долговечности. Да и стоит он дороже.

Однако у него есть ряд весомых преимуществ:

  • Возможность укладки при отрицательных температурах (-5-15°С) и в плохую погоду
  • Не требует укатки и может утрамбовываться вручную
  • Готовое покрытие может эксплуатироваться сразу же после завершения работ
  • Холодную смесь необязательно сразу укладывать – она может храниться от 6 месяцев до года без потери качества

Все эти плюсы позволили холодному асфальту прочно занять свою нишу в строительных работах. Он применяется для оперативного ремонта дорог и заполнения ям. Популярен он и в сфере благоустройства. Там материал используется для покрытия пешеходных дорожек и площадок, для которых высокая прочность не принципиальна.

Подробнее о том, как производятся литые, горячие и холодные асфальты вы можете в нашей статье Производство асфальта.

Заделка дыр на дороге при помощи холодного асфальта

По размеру зерен (зернистости)

Размер наполнителя в составе асфальта во многом определяет сферу его применения.

По этому основанию выделяются три вида асфальта:

  • Крупнозернистый
    Он производится на основе щебня или гравия с размером зерен до 40 мм, с добавлением песка и минерального порошка для заполнения образующихся пустот. Такой материал может выдерживать очень большие нагрузки. Он обычно используется для обустройства нижнего слоя дорожного полотна, особенно на автомагистралях, эстакадах, трассах и мостах.
  • Мелкозернистый
    Размер зерен щебня и гравия в такой смеси не превышает 20 мм. Мелкозернистая структура больше подвержена деформации со временем. Поэтому ее используют для обустройства верхнего слоя дорожного покрытия, тротуаров и велосипедных дорожек.
  • Песчаный
    Этот относительно недорогой материал с размерами зерен до 10 мм имеет средние показатели прочности. Он укладывается на участках дорог с наименьшей нагрузкой, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках.
Асфальтовое покрытие

По содержанию щебня

Эта классификация определяет главным образом пригодность асфальта для использования в ответственных работах. Щебень является более прочным материалом, чем песок или отсев. Это значит, что его высокое содержание в смеси дает более надежный и долговечный асфальт.

По этому критерию выделяются следующие типы асфальтобетонных смесей:

  • Тип А – 50-60% щебня
  • Тип Б (Бх) – 40-50% щебня или гравия
  • Тип В (Вх) – 30-40% щебня или гравия
  • Тип Г (Гх) – песчаный (с отсевом дробления)
  • Тип Д (Дх) – песчаный (с природным песком)

Они расположены по убыванию качества. Смеси типа А считаются наиболее качественными и при застывании образуют прочное покрытие, способное выдержать огромные нагрузки. А вот тип Д пригоден лишь для укладки покрытия на участках с низкой нагрузкой – например, на пешеходных дорожках.

Буква «х» в обозначении типа указывает холодный тип смеси. Например, наполнитель с содержанием щебня 35-50% может использоваться как при горячей, так и холодной укладке. А вот смеси с самым высоким процентом щебня в составе (тип А) могут применяться только в горячем виде.

Вы также можете заметить, что асфальт на основе отсева считается более качественным, чем на природном песке. Это обусловлено тем, что отсев имеет более высокие показатели прочности и шероховатую поверхность, которая обеспечивает отличное сцепление зерен наполнителя с битумом. К тому же в отсеве отсутствуют примеси глины, которые могут встречаться в природном песке.

По пористости

Остаточная пористость – это отношение числа пор (пустот), оставшихся в асфальте после его уплотнения. Данный критерий применяется в первую очередь для характеристики горячих смесей.

По этому основанию асфальт делится на:

  • Высокопористый (остаточная пористость 10,0% и выше)
  • Пористый (5,0-10,0%)
  • Плотный (2,5-5,0%)
  • Высокоплотный (1,0-2,5%)

Для холодных смесей такая классификация отсутствует. Согласно ГОСТу, их показатель остаточной пористости должен находиться в пределах 6,0-10,0%.

Отметим, что показатель пористости асфальта связан с видом наполнителя, зернистостью и типом. Ведь чем меньше частицы наполнителя, тем плотнее они прилегают друг к другу – тем меньше между ними пустот. Таким образом, песчаные асфальты относятся к высокоплотным, а крупнозернистые – к пористым и высокопористым.

Асфальтовое покрытие

По марке

Марка асфальта используется для оценки качества асфальта. Она присваивается в соответствии с ГОСТ 9128-2013 на основании целого ряда показателей.

От марки зависят требования к таким характеристикам асфальтобетонной смеси как:

  • Прочность на сжатие
  • Водостойкость
  • Водонасыщение
  • Сдвигоустойчивость
  • Сцепление при сдвиге
  • Трещиностойкость

Более подробно эти характеристики асфальта рассмотрены в разделе Свойства асфальта.

Марка асфальта также определяет требования к таким свойствам наполнителя как:

  • Марка по дробимости (для щебня и гравия)
  • Марка по морозостойкости (для щебня и гравия)
  • Марка по прочности (для отсева)
  • Содержание глинистых частиц (для песка и отсева)

Больше узнать об этих характеристиках вы можете в статьях на нашем сайте Характеристики и свойства щебня, Свойства отсева и Свойства песка.

Как видите, марка асфальта – это комплексный показатель, который базируется на целом ряде факторов.

Существует три марки:

  • Марка I (МI)
    Это наиболее качественный асфальт, имеющий самые высокие показатели для своего типа. Однако это не значит, что все смеси с такой отметкой можно использовать, например, при строительстве автомагистрали. Марка I может быть присвоена как прочному щебеночному, так и песчаному асфальту (смотрите таблицу ниже). Но их сферы применения сильно отличаются. Щебеночный материал активно применяется для строительства дорог с высокой нагрузкой, а песчаный – для тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек.
  • Марка II (МII)
    Это достаточно качественный материал, который обладает хорошими характеристиками для своего типа. Используется он как для строительства дорог со средней и низкой нагрузкой, так и для покрытия площадок, парковок, тротуаров и велосипедных дорожек.
  • Марка III (МIII)
    Это недорогие асфальтобетонные смеси, которые можно использовать в ходе работ по оформлению и благоустройству территории. А вот для дорожного строительства они уже не подходят.

Деление на марки по качеству существует для большинства видов и типов асфальта. Но есть и такие, которые по умолчанию относятся к той или иной категории.

В таблице ниже вы можете увидеть, каких типов бывает асфальт определенной марки:

Марка Вид укладки Тип асфальта
I Горячий Высокоплотный
Плотный типов А, Б
Пористый
Высокопористый щебеночный
Холодный Бх, Вх, Гх
Высокопористый щебеночный
II Горячий Плотный типов А, В, Г, Д
Пористый
Высокопористый песчаный
Холодный Типов Бх, Вх, Гх, Дх
III Горячий Плотный типов Г, Д

Для вашего удобства, ниже представлена та же самая таблица в виде картинки.

Соотношение марок и типов асфальта

Как вы могли заметить, высокоплотный асфальт (из песка или отсева) выпускается только марки МI. А горячая асфальтобетонная смесь из песка или отсева (типы Г и Д) по умолчанию считается материалом невысокого качества.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что марка асфальта сама по себе ничего не говорит о том, в каких именно работах его можно применять. Она указывает лишь на то, насколько высокие показатели смесь будет демонстрировать при использовании по назначению.

асфальт марок I и II
асфальт для пешеходных дорожек
Асфальтобетон низкого качества для ямочного ремонта

По добавкам и постобработке

Обычная асфальтобетонная смесь состоит из минерального наполнителя и битума. Однако в этот базовый рецепт могут вноситься различные добавки. В результате получается новый материал с особыми характеристиками и – зачастую – специфической сферой применения.

Вот какие выделяются виды асфальта по наличию добавок и постобработки:

  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
    Это особый вид асфальта, в состав которого вводятся целлюлозные волокна или другие волокнистые добавки (около 0,3-0,5% от общей массы). ЩМА отличается повышенным сопротивлением к деформации и долговечностью. Такой материал получил распространение в дорожном строительстве в качестве покрытия автомагистралей и трасс с очень высоким трафиком.
  • Полимерасфальтобетон
    Такой асфальт производится на основе битума, модифицированного полимерами типа СБС (стирол-бутадиен-стирол). Получившееся в результате покрытие лучше переносит резкие перепады температур, а также сохраняет свою эластичность в холодную погоду, тогда как обычный асфальт в морозы становится хрупким и легко трескается. Полимерасфальтобетон применяется в ответственном дорожном строительстве – для обустройства нижнего и верхнего слоя дорог, аэродромов и мостов. Им также покрывают тротуары и площади.
  • Резиноасфальтобетон (прорезиненный асфальт)
    Это асфальт с добавлением мелкой резиновой крошки (2% и больше от общего объема смеси). Такой материал имеет высокие показатели прочности и водостойкости, а также обладает свойством шумопоглощения. Он используется при строительстве автомагистралей и шоссе.
  • Сероасфальтобетон
    Это смесь, в составе которой до 30% битума заменяется на модифицированную серу. Готовый материал получается не только более дешевым, но и отличается высокой износо- и коррозионной стойкостью, за счет чего продлевается срок его службы.
    Материал пока не получил широкого применения. Однако экспериментальное строительство дорог из сероасфальтобетона уже началось в Москве и других регионах России. Разработкой этой технологии занимается Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), «Газпром» и другие крупные компании.
  • Пластиковый асфальт
    Технология производства такого асфальта разрабатывается, в первую очередь, из соображений защиты природы. Этот материал позволяет одновременно найти применение для переработанного пластика и снизить расход щебня и песка. В США и Западной Европе он с начала 2000-х годов применяется при укладке дорог. В России этот материал пока находится на стадии экспериментальных разработок. В частности, исследованиями в этой области занимается ОАО «Роснано».
  • Стеклоасфальтобетон
    Применение такого вида асфальта началось в США в 1970-е годы (там он обозначается термином glassphalt) и впоследствии было перенято странами Европы. К преимуществам стеклоасфальта относятся повышенная водостойкость и низкая теплопроводность, которая делает его хорошим покрытием для дорог в жарких странах и регионах. А вот минусы, над устранением которых продолжают биться инженеры, включают быстрый износ как самого покрытия, так и автомобильных шин. Российские инженеры пока что не переняли эту технологию из-за ее дороговизны и необходимости создания (или закупки) нового оборудования.
  • Цветной асфальт
    Он производится на основе светлых битумов с добавлением цветного пигмента. Эта разновидность асфальта имеет чисто декоративное значение. Она используется для благоустройства и декора территорий.
  • Штампованный асфальт
    Он получается в результате нанесения на еще горячее полотно особой фактуры. Такая постобработка убивает сразу двух зайцев. Во-первых, узорный асфальт смотрится красиво и оригинально. Во-вторых, он предотвращает скольжение в гололед, что актуально для многих российских регионов. Используется он в качестве альтернативы плитке при обустройстве площадей, тротуаров, дорожек в парках, велодорожек, парковок и площадок перед торговыми центрами и другими общественными заведениями.

Асфальтобетонные смеси могут быть классифицированы по разным основаниям: температуре укладки, типу и размеру наполнителя, содержанию щебня, пористости, марке и наличию добавок в составе. Все эти показатели определяют качественные и эксплуатационные характеристики материала, а также сферу его применения.