Виды асфальтобетона (асфальта)
Как и в случае со многими другими строительными материалами, существует множество классификаций асфальта.
- Виды асфальтобетона (асфальта)
- По происхождению
- Природный асфальт
- Искусственный асфальт
- По наполнителю
- По типу вяжущего вещества и температуре укладки
- Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт)
- Горячие асфальты
- Холодный асфальт (сухой асфальт)
- По размеру зерен (зернистости)
- По содержанию щебня
- По пористости
- По марке
- По добавкам и постобработке
Его можно разделить на виды по следующим основаниям:
- Происхождению
- Наполнителю
- Типу вяжущего вещества и температуре укладки
- Размеру зерен наполнителя
- Содержанию щебня
- Пористости
- Качеству (марке)
- Наличию добавок
Давайте рассмотрим все эти классификации более подробно.
По происхождению
Термин «асфальт» в науке и быту используется для обозначения двух принципиально разных материалов.
Они имеют такие названия:
- Природный асфальт
- Искусственный асфальт
Давайте разберем каждый из них по отдельности.
Природный асфальт
Асфальт природного происхождения – это одна из разновидностей битума, который образуется в результате окисления нефти. Он представляет собой черное или черно-бурое смолоподобное вещество, которое в обычных условиях имеет твердую форму, а при нагревании становится мягким и тягучим.
Этот материал образуется в местах естественного выхода нефти на земную поверхность. Под воздействием факторов окружающей среды – ветра, воды, солнца, микроорганизмов – нефть окисляется, а ее легкие составляющие испаряются. Из оставшихся тяжелых фракций и образуются битумы, в том числе асфальт.
Невозможно точно сказать, когда впервые был обнаружен этот материал. История его использования насчитывает тысячи лет и уходит корнями в глубокую древность. Археологи нашли множество доказательств применения битумов древними ассирийцами, финикийцами и египтянами. Упоминания о них встречаются в «Эпосе о Гильгамеше», Ветхом Завете, сочинениях древних греков и персов.
В древности асфальт использовался для обмазывания зданий и кораблей, придания им гидроизоляционных свойств. В Древнем Египте, начиная с периода Нового Царства (примерно 1550 год до н.э.), он применялся для создания мумий. В XVIII веке в Европе началось производство красок и лаков с добавлением битума. Ими писали свои картины Томас Лоуренс, Иоганн Фюсли, Джошуа Рейнольдс и другие именитые художники Нового времени.
В настоящее время природный асфальт используется:
- Для приготовления замазок, клеев и лаков
- Для приготовления битумных эмульсий
- Для приготовления заливочных аккумуляторных мастик
- В качестве кровельного, гидро- и электроизоляционного материала
- В составе асфальтобетонных смесей – как связующий компонент
Исторически крупнейшим месторождением асфальта было Мертвое море. В текстах древних греков оно даже носило название «Асфальтитовое (асфальтовое) море». В настоящее время ведущим экспортером материала является Республика Тринидад и Тобаго, где он добывается на острове Тринидад. Залежи природного асфальта помельче есть и в нефтеносных регионах Венесуэлы, Канады, Франции, России и других стран.
Искусственный асфальт
В быту термином «искусственный асфальт» (или просто «асфальт») обычно называют материал, который используется для обустройства дорожного покрытия – асфальтобетон. Он представляет собой смесь минерального наполнителя (щебень, гравий, песок) и органического вяжущего, в роли которого может выступать тот самый природный асфальт и другие битумы.
Искусственный асфальт (асфальтобетон) применяется для:
- Основания и верхнего слоя дорожного полотна
- Покрытия парковок, тротуаров, площадей
- Покрытия детских и спортивных площадок
- Заливки полов производственных и складских помещений
- Ремонта дорог
Как видите, асфальт природного и искусственного происхождения – это принципиально разные материалы. В научной литературе и нормативных актах они, как правило, разводятся. Термин «асфальт» используется для обозначения одной из разновидностей битума, тогда как строительный материал называется асфальтобетоном.
В этой статье мы будем использовать бытовое понимание терминологии. Ниже речь пойдет конкретно об искусственном материале, и обозначать его мы будем как словом «асфальт», так и терминами «асфальтобетон» и «асфальтобетонная смесь».
А теперь давайте поговорим о том, какие еще классификации асфальта существуют.
По наполнителю
Как мы уже отмечали, асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя с вяжущим веществом – битумом.
Выделяются такие разновидности асфальта по типу наполнителя:
- Песчаный асфальт (песок или отсев)
Асфальт на основе природного песка отличается невысокой прочностью. Несколько выше она у материала из отсева прочных горных пород (гранита, диорита и прочих), но все равно уступает щебеночному. Такая разновидность используется в целях экономии там, где не нужно высококачественное покрытие. Это, например, обустройство проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок. - Щебеночный асфальт (щебень + песок или отсев)
Щебеночный асфальт является наиболее востребованным в дорожном строительстве. Самые качественные смеси, как правило, относятся именно к этому типу. Щебень придает смеси прочность, а песок используется для заполнения пустот между крупными зернами. - Гравийный асфальт (гравий + песок или отсев)
Этот тип уступает щебеночному по прочности и долговечности из-за того, что гравий имеет округлую форму и хуже сцепляется с битумом. Он используется в целях экономии при прокладке дорог со средними и низкими нагрузками, а также пешеходных и велосипедных дорожек. - Вторичный асфальт, асфальтогранулобетон (асфальтовая крошка, срезка асфальта)
Асфальтовая крошка получается путем снятия верхнего слоя дорожного покрытия и его дробления. Такой материал используется для всякого рода отсыпок, а также в качестве наполнителя для новых асфальтобетонных смесей. Такая переработка позволяет сэкономить на сырье – ведь в состав крошки уже входят и щебень, и битум. А массовое использование вторичного асфальта снижает темпы истощения месторождений щебня и битума.
Кроме описанных выше материалов, в состав асфальтобетонной смеси часто входит минеральный порошок. Это перемолотые до мукообразного состояния карбонатные породы – известняк, песчаник, доломит и другие. Они заполняют самые мелкие пустоты между зернами, обеспечивая лучшее сцепление с битумом. Их содержание в составе смеси обычно не превышает 10%, но в отдельных случаях может быть увеличено.
Возможно, вам будет интересна наша статья по теме Щебень для асфальта.
По типу вяжущего вещества и температуре укладки
Эта типология базируется на двух основаниях одновременно. Дело в том, что они напрямую взаимосвязаны друг с другом: от того, какой вид битума используется при изготовлении смеси, зависит, до какой температуры ее нужно будет разогреть для качественной укладки.
Существует множество разновидностей битума. Но в этой статье актуальна одна классификация.
По агрегатному состоянию выделяются два типа битума:
- Вязкий
- Жидкий
Именно это деление положено в основу рассматриваемой классификации асфальта.
Здесь можно выделить три вида асфальтобетонных смесей (АБС):
- Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт) – на основе вязких битумов
- Горячий асфальт – на основе вязких битумов
- Холодный асфальт (сухой асфальт) – на основе жидких битумов
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт)
Принципиальная особенность литого асфальта заключается в том, что он не требует трамбовки и укатки. Это достигается за счет повышенного содержания вязкого битума и минерального порошка с уменьшением доли крупного наполнителя (щебня или гравия).
Сравнение соотношения компонентов в составе обычного и литого асфальта приведено в таблице:
Компонент | Обычная АБС | Литая АБС |
Битум | 2,5-6% | 8-10% |
Щебень (гравий) + песок | 85-90% | 60-75% |
Минеральный порошок | 5-10% | 20-30% |
Для вашего удобства, ниже представлена эта же таблица в виде картинки.
Кроме того, готовая смесь при смешивании сильно разогревается – в среднем, до +190-250°C. В результате получается жидкая смесь, которая растекается по размеченному участку, а при застывании образует ровное и плотное покрытие.
Литой асфальт обладает целым рядом преимуществ:
- Легкая укладка – смесь не нужно дополнительно разравнивать и укатывать
- Отличные показатели водонепроницаемости и трещиностойкости готового покрытия
- Термостойкость – асфальт не плавится даже в аномально жаркую погоду
- Способность выдерживать сильные динамические нагрузки
- Возможность укладки при температуре воздуха до -10°C
- Долговечность – срок службы литого асфальта около 20-30 лет
Главный минус этого материала – дороговизна производства. В России жидкие АБС используются главным образом для обустройства покрытий мостов и магистралей с высоким трафиком. В бытовом же строительстве такая разновидность не применяется.
Горячие асфальты
При производстве таких смесей используются вязкие битумы, которые при обычной температуре имеют твердую форму. Перед замешиванием их разогревают до температуры выше +100°С, в результате чего битум плавится, становится текучим и эффективно обволакивает зерна наполнителя.
Можно также выделить подвиды горячих смесей в зависимости от температуры укладки:
- Теплый асфальт – укладка при +80-140°С
- Горячий асфальт – укладка при +100-160°С
Принцип производства теплых смесей заключается в дополнительной обработке битума. Перед замешиванием он вспенивается с использованием воды или специальных добавок. Таким образом снижается вязкость материала – он становится текучим при более низких температурах.
Правда, сейчас такое деление сохранилось лишь неофициально. Термин «теплые асфальтобетонные смеси» фигурирует в ГОСТ 9128-76, принятом в СССР. А вот в актуальном ГОСТ 9128-2013 он уже не используется. Там асфальтобетон делится только на горячий и холодный. Однако обозначение «теплая АБС» по-прежнему можно встретить при заказе материала.
К укладке горячего асфальта предъявляются жесткие требования:
- Температура воздуха – не ниже +5°С (хотя некоторые виды теплого асфальта можно укладывать и при температуре до -10°С)
- Работы проводятся только в отсутствии осадков во время укладки и остывания асфальта
- Укладка (вместе с укаткой) должна быть закончена в течение 2-3 часов после изготовления смеси, пока асфальт не остыл
- После укладки по покрытию еще 1-2 дня нельзя ходить и ездить
Тем не менее, горячий асфальт остается самым востребованным материалом для строительства дорог. Это обусловлено тем, что он демонстрирует отличные показатели прочности и износостойкости по достаточно выгодной цене.
В некоторых случаях, однако, целесообразно воспользоваться холодной разновидностью.
Холодный асфальт (сухой асфальт)
При производстве этого вида используются жидкие битумы – то есть такие, которые становятся текучими при обычной комнатной температуре.
Выделяются две разновидности холодного асфальта по способу изготовления:
- Под нагревом
В этом случае перед замешиванием компонентов смеси минеральный наполнитель нагревается до температуры +80-100°С. Жидкому битуму, как правило, дополнительный нагрев не нужен – все необходимое тепло он получает от горячего щебня и песка. Готовая смесь затем остужается до температуры +25°С. - Без нагрева
При производстве асфальта таким образом используются специальные добавки (например, пластификаторы). Они и обеспечивают эффективное обволакивание частиц наполнителя вяжущим битумом.
Стоит отметить, что холодный асфальт в целом уступает горячей разновидности по прочности и долговечности. Да и стоит он дороже.
Однако у него есть ряд весомых преимуществ:
- Возможность укладки при отрицательных температурах (-5-15°С) и в плохую погоду
- Не требует укатки и может утрамбовываться вручную
- Готовое покрытие может эксплуатироваться сразу же после завершения работ
- Холодную смесь необязательно сразу укладывать – она может храниться от 6 месяцев до года без потери качества
Все эти плюсы позволили холодному асфальту прочно занять свою нишу в строительных работах. Он применяется для оперативного ремонта дорог и заполнения ям. Популярен он и в сфере благоустройства. Там материал используется для покрытия пешеходных дорожек и площадок, для которых высокая прочность не принципиальна.
Подробнее о том, как производятся литые, горячие и холодные асфальты вы можете в нашей статье Производство асфальта.
По размеру зерен (зернистости)
Размер наполнителя в составе асфальта во многом определяет сферу его применения.
По этому основанию выделяются три вида асфальта:
- Крупнозернистый
Он производится на основе щебня или гравия с размером зерен до 40 мм, с добавлением песка и минерального порошка для заполнения образующихся пустот. Такой материал может выдерживать очень большие нагрузки. Он обычно используется для обустройства нижнего слоя дорожного полотна, особенно на автомагистралях, эстакадах, трассах и мостах. - Мелкозернистый
Размер зерен щебня и гравия в такой смеси не превышает 20 мм. Мелкозернистая структура больше подвержена деформации со временем. Поэтому ее используют для обустройства верхнего слоя дорожного покрытия, тротуаров и велосипедных дорожек. - Песчаный
Этот относительно недорогой материал с размерами зерен до 10 мм имеет средние показатели прочности. Он укладывается на участках дорог с наименьшей нагрузкой, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках.
По содержанию щебня
Эта классификация определяет главным образом пригодность асфальта для использования в ответственных работах. Щебень является более прочным материалом, чем песок или отсев. Это значит, что его высокое содержание в смеси дает более надежный и долговечный асфальт.
По этому критерию выделяются следующие типы асфальтобетонных смесей:
- Тип А – 50-60% щебня
- Тип Б (Бх) – 40-50% щебня или гравия
- Тип В (Вх) – 30-40% щебня или гравия
- Тип Г (Гх) – песчаный (с отсевом дробления)
- Тип Д (Дх) – песчаный (с природным песком)
Они расположены по убыванию качества. Смеси типа А считаются наиболее качественными и при застывании образуют прочное покрытие, способное выдержать огромные нагрузки. А вот тип Д пригоден лишь для укладки покрытия на участках с низкой нагрузкой – например, на пешеходных дорожках.
Буква «х» в обозначении типа указывает холодный тип смеси. Например, наполнитель с содержанием щебня 35-50% может использоваться как при горячей, так и холодной укладке. А вот смеси с самым высоким процентом щебня в составе (тип А) могут применяться только в горячем виде.
Вы также можете заметить, что асфальт на основе отсева считается более качественным, чем на природном песке. Это обусловлено тем, что отсев имеет более высокие показатели прочности и шероховатую поверхность, которая обеспечивает отличное сцепление зерен наполнителя с битумом. К тому же в отсеве отсутствуют примеси глины, которые могут встречаться в природном песке.
По пористости
Остаточная пористость – это отношение числа пор (пустот), оставшихся в асфальте после его уплотнения. Данный критерий применяется в первую очередь для характеристики горячих смесей.
По этому основанию асфальт делится на:
- Высокопористый (остаточная пористость 10,0% и выше)
- Пористый (5,0-10,0%)
- Плотный (2,5-5,0%)
- Высокоплотный (1,0-2,5%)
Для холодных смесей такая классификация отсутствует. Согласно ГОСТу, их показатель остаточной пористости должен находиться в пределах 6,0-10,0%.
Отметим, что показатель пористости асфальта связан с видом наполнителя, зернистостью и типом. Ведь чем меньше частицы наполнителя, тем плотнее они прилегают друг к другу – тем меньше между ними пустот. Таким образом, песчаные асфальты относятся к высокоплотным, а крупнозернистые – к пористым и высокопористым.
По марке
Марка асфальта используется для оценки качества асфальта. Она присваивается в соответствии с ГОСТ 9128-2013 на основании целого ряда показателей.
От марки зависят требования к таким характеристикам асфальтобетонной смеси как:
- Прочность на сжатие
- Водостойкость
- Водонасыщение
- Сдвигоустойчивость
- Сцепление при сдвиге
- Трещиностойкость
Более подробно эти характеристики асфальта рассмотрены в разделе Свойства асфальта.
Марка асфальта также определяет требования к таким свойствам наполнителя как:
- Марка по дробимости (для щебня и гравия)
- Марка по морозостойкости (для щебня и гравия)
- Марка по прочности (для отсева)
- Содержание глинистых частиц (для песка и отсева)
Больше узнать об этих характеристиках вы можете в статьях на нашем сайте Характеристики и свойства щебня, Свойства отсева и Свойства песка.
Как видите, марка асфальта – это комплексный показатель, который базируется на целом ряде факторов.
Существует три марки:
- Марка I (МI)
Это наиболее качественный асфальт, имеющий самые высокие показатели для своего типа. Однако это не значит, что все смеси с такой отметкой можно использовать, например, при строительстве автомагистрали. Марка I может быть присвоена как прочному щебеночному, так и песчаному асфальту (смотрите таблицу ниже). Но их сферы применения сильно отличаются. Щебеночный материал активно применяется для строительства дорог с высокой нагрузкой, а песчаный – для тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек. - Марка II (МII)
Это достаточно качественный материал, который обладает хорошими характеристиками для своего типа. Используется он как для строительства дорог со средней и низкой нагрузкой, так и для покрытия площадок, парковок, тротуаров и велосипедных дорожек. - Марка III (МIII)
Это недорогие асфальтобетонные смеси, которые можно использовать в ходе работ по оформлению и благоустройству территории. А вот для дорожного строительства они уже не подходят.
Деление на марки по качеству существует для большинства видов и типов асфальта. Но есть и такие, которые по умолчанию относятся к той или иной категории.
В таблице ниже вы можете увидеть, каких типов бывает асфальт определенной марки:
Марка | Вид укладки | Тип асфальта |
I | Горячий | Высокоплотный |
Плотный типов А, Б | ||
Пористый | ||
Высокопористый щебеночный | ||
Холодный | Бх, Вх, Гх | |
Высокопористый щебеночный | ||
II | Горячий | Плотный типов А, В, Г, Д |
Пористый | ||
Высокопористый песчаный | ||
Холодный | Типов Бх, Вх, Гх, Дх | |
III | Горячий | Плотный типов Г, Д |
Для вашего удобства, ниже представлена та же самая таблица в виде картинки.
Как вы могли заметить, высокоплотный асфальт (из песка или отсева) выпускается только марки МI. А горячая асфальтобетонная смесь из песка или отсева (типы Г и Д) по умолчанию считается материалом невысокого качества.
Еще раз обратим ваше внимание на то, что марка асфальта сама по себе ничего не говорит о том, в каких именно работах его можно применять. Она указывает лишь на то, насколько высокие показатели смесь будет демонстрировать при использовании по назначению.
По добавкам и постобработке
Обычная асфальтобетонная смесь состоит из минерального наполнителя и битума. Однако в этот базовый рецепт могут вноситься различные добавки. В результате получается новый материал с особыми характеристиками и – зачастую – специфической сферой применения.
Вот какие выделяются виды асфальта по наличию добавок и постобработки:
- Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
Это особый вид асфальта, в состав которого вводятся целлюлозные волокна или другие волокнистые добавки (около 0,3-0,5% от общей массы). ЩМА отличается повышенным сопротивлением к деформации и долговечностью. Такой материал получил распространение в дорожном строительстве в качестве покрытия автомагистралей и трасс с очень высоким трафиком. - Полимерасфальтобетон
Такой асфальт производится на основе битума, модифицированного полимерами типа СБС (стирол-бутадиен-стирол). Получившееся в результате покрытие лучше переносит резкие перепады температур, а также сохраняет свою эластичность в холодную погоду, тогда как обычный асфальт в морозы становится хрупким и легко трескается. Полимерасфальтобетон применяется в ответственном дорожном строительстве – для обустройства нижнего и верхнего слоя дорог, аэродромов и мостов. Им также покрывают тротуары и площади. - Резиноасфальтобетон (прорезиненный асфальт)
Это асфальт с добавлением мелкой резиновой крошки (2% и больше от общего объема смеси). Такой материал имеет высокие показатели прочности и водостойкости, а также обладает свойством шумопоглощения. Он используется при строительстве автомагистралей и шоссе. - Сероасфальтобетон
Это смесь, в составе которой до 30% битума заменяется на модифицированную серу. Готовый материал получается не только более дешевым, но и отличается высокой износо- и коррозионной стойкостью, за счет чего продлевается срок его службы.
Материал пока не получил широкого применения. Однако экспериментальное строительство дорог из сероасфальтобетона уже началось в Москве и других регионах России. Разработкой этой технологии занимается Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), «Газпром» и другие крупные компании. - Пластиковый асфальт
Технология производства такого асфальта разрабатывается, в первую очередь, из соображений защиты природы. Этот материал позволяет одновременно найти применение для переработанного пластика и снизить расход щебня и песка. В США и Западной Европе он с начала 2000-х годов применяется при укладке дорог. В России этот материал пока находится на стадии экспериментальных разработок. В частности, исследованиями в этой области занимается ОАО «Роснано». - Стеклоасфальтобетон
Применение такого вида асфальта началось в США в 1970-е годы (там он обозначается термином glassphalt) и впоследствии было перенято странами Европы. К преимуществам стеклоасфальта относятся повышенная водостойкость и низкая теплопроводность, которая делает его хорошим покрытием для дорог в жарких странах и регионах. А вот минусы, над устранением которых продолжают биться инженеры, включают быстрый износ как самого покрытия, так и автомобильных шин. Российские инженеры пока что не переняли эту технологию из-за ее дороговизны и необходимости создания (или закупки) нового оборудования. - Цветной асфальт
Он производится на основе светлых битумов с добавлением цветного пигмента. Эта разновидность асфальта имеет чисто декоративное значение. Она используется для благоустройства и декора территорий. - Штампованный асфальт
Он получается в результате нанесения на еще горячее полотно особой фактуры. Такая постобработка убивает сразу двух зайцев. Во-первых, узорный асфальт смотрится красиво и оригинально. Во-вторых, он предотвращает скольжение в гололед, что актуально для многих российских регионов. Используется он в качестве альтернативы плитке при обустройстве площадей, тротуаров, дорожек в парках, велодорожек, парковок и площадок перед торговыми центрами и другими общественными заведениями.
Асфальтобетонные смеси могут быть классифицированы по разным основаниям: температуре укладки, типу и размеру наполнителя, содержанию щебня, пористости, марке и наличию добавок в составе. Все эти показатели определяют качественные и эксплуатационные характеристики материала, а также сферу его применения.
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
Если вы хотите подробно прочитать о свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Сдвигоустойчивость асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Плотность и масса асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Морозостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
О том, как можно использовать асфальт и для каких работ он подходит, вы можете узнать на наших страницах:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Асфальт для ямочного ремонта
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для крыш
- Асфальт для пола
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: