Асфальт для крыш
Асфальт – это строительный материал на основе щебня, песка и битумного вяжущего, которым традиционно покрывают дороги и тротуары в городах. Но его сфера применения этим не ограничивается.
Его также можно брать для обустройства:
- Выравнивающей стяжки под кровельную гидроизоляцию
- Покрытия плоской кровли
- Крыш-проездов в двухярусных гаражных кооперативах
Сразу проясним один важный момент. Довольно часто люди используют фразы вроде «асфальт для крыши» или «асфальтовая крыша», но имеют в виду совсем не тот асфальт, который лежит на городских улицах.
Под этим может подразумеваться следующее:
- Асфальтовая черепица – недорогое и простое в применении кровельное покрытие
- Асфальтовая (битумная) мастика – пластичная вязкая масса, которая используется в качестве гидроизоляционного материала
Откуда берется такая путаница? Дело в том, что в промышленности и науке асфальтом называется вяжущее вещество (разновидность нефтяного битума), которое входит в состав всех этих материалов. А вот готовая строительная смесь, которую кладут на дороги и тротуары – это асфальтобетон (по аналогии с цементобетоном). Но в быту уже устоялось понимание асфальта именно как дорожного покрытия. Из-за этого могут возникать недопонимания.
Простоты ради мы тоже будем использовать термин «асфальт», имея в виду асфальтобетон.
Эта статья будет актуальна для:
- Жителей многоквартирных домов, которым предлагают положить асфальтовую стяжку на крыше вместо бетонной
- Собственников боксов с эксплуатируемой асфальтовой крышей в гаражно-строительных кооперативах (ГСК)
- Собственников торговых и бизнес-центров, которые хотят обустроить парковку или зону отдыха на крыше здания
- Обычных граждан, которым интересна идея превратить крышу своего многоквартирного здания в эксплуатируемое общественное пространство
Мы поговорим о том, зачем вообще кладут асфальт на крыши, какие у этого есть плюсы и минусы. Также мы дадим рекомендации по выбору подходящего материала для конкретных работ и разберем основные нюансы асфальтирования крыш. А в заключительном разделе мы подробнее остановимся на такой проблеме как протекающая крыша из асфальта в гараже.
Можно ли класть асфальт на крыши?
Практика укладки асфальтобетона на крыши домов (в том числе многоквартирных) действительно существует. У многих она вызывает непонимание и недоумение. А кто-то и вовсе видит в этом грубое нарушение технологии. Ведь асфальт в представлении людей – это материал для покрытия дорог и улиц. Разве можно такое класть на кровлю?
Но на самом деле – это вполне рабочий вариант.
Он предусмотрен в таких нормативных документах:
В них рассматривается обустройство выравнивающей стяжки на плоской крыше. Она используется как прочное и надежное основание под рулонную или бесшовную кровлю. При этом СНиПы разрешают использовать для этого как бетон, так и асфальт. Но поскольку первый вариант в таком «амплуа» более привычен, то про второй часто забывают.
Между тем у асфальта есть ряд преимуществ перед бетоном.
Он:
- Легко и быстро укладывается
- Не требует обустройства опалубки и армирования
- Не требует особого ухода при затвердении
- Набирает полную прочность за 1-2 дня
- В отличие от бетона, который растрескивается, может укладываться в жаркую и сухую погоду без ограничений
- Позволяет начинать наклеивание или наплавление кровельного покрытия сразу же после укладки
- Обеспечивает отличное сцепление с рулонной кровлей за счет наличия в обоих материалах битума
- Защищает крышу от попадания влаги даже при случайном повреждении верхнего гидроизоляционного слоя (например, если покрытие пробили ломом во время уборки снега)
- За счет своей упругости частично гасит звук, обеспечивая дополнительную звукоизоляцию
Как видите, по сравнению с бетоном асфальт – гораздо менее «капризный» и требовательный материал. Сделать из него стяжку проще и быстрее. А за счет этого снижается и стоимость работ.
Однако у него есть ряд недостатков и ограничений:
- Укладывать асфальт нужно при температуре воздуха не ниже 5-10°C, в сухую и ясную погоду. Исключение – литые смеси и материалы с пластифицирующими добавками, которые сохраняют свои свойства при температурах до -10°C
- Для уплотнения материала требуется специальное оборудование: ручной каток или виброплита
- Асфальт нельзя укладывать на слой рыхлого или нестойкого к высоким температурам утеплителя
- Асфальт уступает бетону по долговечности (при условии, что бетон достаточно высокого качества и залит с соблюдением технологии)
Итак, давайте подытожим.
Асфальт на крыше – это не что-то из ряда вон выходящее, а реальная строительная практика. По качественным характеристикам он не особо превосходит бетон, а в чем-то и проигрывает ему. Но на его укладку требуется гораздо меньше времени и сил. Если стоит задача обустроить кровельное покрытие в сжатые сроки и сэкономить на уходе за стяжкой, то использование асфальта – это хороший выход из положения. По этой же причине асфальту часто отдают предпочтение при обустройстве крышных парковок и зон отдыха на плоских крышах.
В следующем разделе мы подробнее поговорим о том, как выбирается материал для таких работ.
Виды и свойства асфальта для крыши
Строгих требований к характеристикам асфальтобетона в кровельных работах нет. Все-таки основная сфера применения материала – это дорожные работы. При выборе нужной разновидности руководствуются в основном здравым смыслом и сложившейся строительной практикой.
При этом учитывают такие свойства асфальтобетонных смесей (АБС):
- Удобоукладываемость и уплотняемость
На крыше не получится использовать асфальтоукладчики и тяжелые дорожные катки. Поэтому смесь должна быть такой, чтобы ее было легко укладывать и трамбовать с использованием ручной техники. По этому критерию идеально подходит литой асфальт, который сам растекается по основанию и уплотняется под собственным весом. Также удобно работать с горячим песчаным или мелкозернистым асфальтом типов В, Г, Д. - Прочность
Это свойство непринципиально для асфальтовых стяжек и покрытий крыши, не предназначенной для движения транспорта. Ведь вес человека и рулонной кровли спокойно выдерживает любой асфальт. А вот для паркинга лучше использовать смеси на основе щебня: типа В или Б. Наличие крупного заполнителя придает им прочность и устойчивость к деформации. - Шероховатость
Поверхность асфальтовой стяжки должна быть максимально ровной и гладкой. Этому требованию отвечают песчаные АБС (типы Г и Д), а также литой песчаный асфальт типа III. В то же время покрытие парковки должно быть шероховатым, чтобы обеспечить хорошее сцепление с шинами. Для этого берут мелкозернистые смеси типов Б и В. А если использовался литой асфальт, то его поверхность дополнительно обрабатывают щебнем фракции 5-10. - Пористость
В кровельных работах используют высокоплотные и плотные АБС, содержание воздушных пустот в которых после укладки не превышает 5%. Такой асфальт меньше подвержен разрушению водой. А в качестве стяжки он обеспечивает максимальное сцепление с рулонным покрытием. Это особенно важно для высотных зданий (выше 75 м), где ветровая нагрузка на крышу очень большая. - Трещиностойкость
Асфальтобетон по мере старения вяжущего битума становится склонен к растрескиванию. Особенно уязвим он в морозы и при резких перепадах температуры. Чтобы продлить срок службы материала, нужно выбирать смеси с более высокими показателями трещиностойкости. Это литой асфальт и горячий асфальт на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). Однако стоит отметить, что стоят такие материалы дороже обычных.
Если опираться на эти основные критерии, то работы по укладке асфальта на крыше будут более эффективными, а сам материал прослужит дольше.
А теперь давайте обобщим все сказанное выше.
Если вы заказываете асфальт для работ на крыше, то оптимальным выбором будет:
- Для асфальтобетонной стяжки – горячий (тип Г, Д) или литой (тип III) песчаный асфальт
- Для парковки на крыше – мелкозернистый горячий асфальт (тип Б, В) или литой асфальт с дополнительной обработкой мелким щебнем
- Для зоны отдыха, не предназначенной для движения транспорта – горячий или литой песчаный асфальт, мелкозернистый асфальт типа В
Мы не рекомендуем брать для этой задачи крупнозернистые или холодные АБС. Первые укладываются толстыми слоями, которые будут создавать лишнюю нагрузку на строение. К тому же их нельзя качественно уплотнить без применения тяжелой техники. Холодный асфальт стоит дорого, при этом по качеству сильно уступает горячим смесям. Брать его просто невыгодно.
В продолжении статьи мы рассмотрим основные тонкости укладки асфальта на плоской крыше.
Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше
Обустройство покрытия крышной парковки или общественной зоны отдыха в целом делается по стандартной технологии, которую мы подробно описывали в статье Технология укладки горячего асфальта. Отличие заключается в том, что специальная песчано-щебеночная подушка в этих случаях не обустраивается. Асфальт кладется сразу на бетонные плиты перекрытия, обработанные битумной эмульсией для лучшего сцепления.
Свои нюансы есть у обустройства асфальтобетонной стяжки. Они обусловлены тем, что сверху на нее будет наклеиваться рулонное гидроизоляционное покрытие. Ознакомиться с ними можно в СП 17.13330.2017 и СП 71.13330.2017.
Для вашего удобства мы приведем выжимку основных моментов:
- Стяжка укладывается одним слоем толщиной от 30-40 мм
- Асфальт нельзя класть на сжимаемые, засыпные и нестойкие к воздействию высоких температур утеплители (к ним относятся минеральная вата, керамзит, перлитовый песок, пенополистирол и другие)
- В стяжке нужно обустроить температурные швы шириной до 10 мм так, чтобы они делили асфальтобетон на участки не более 4×4 м
- В местах примыкания асфальтового слоя к вертикальным поверхностям делают клиновидные бортики со сторонами до 100 мм
Готовое основание под кровлю должно отвечать таким требованиям СП 71.13330.2017:
Показатель | Допустимое значение |
Уклон | Не более 0,2% |
Ровность | Отклонение вдоль уклона и на горизонтальной поверхности – не более 5 мм.
Отклонение поперек уклона и на вертикальной поверхности – не более 10 мм. |
Влажность | Не более 2,5% |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
Это главные особенности при обустройстве кровельной стяжки из асфальта, которые регулируются нормативами. Их нужно учитывать, чтобы избежать появления дефектов в кровельном покрытии и лишних расходов на ремонт.
А в заключительном разделе мы поговорим о проблеме, с которой периодически сталкиваются владельцы гаражей. Она касается ремонта кровельного асфальтового покрытия.
Что делать, если течет асфальтовая крыша в гараже
В гаражно-строительных кооперативах (ГСК) достаточно распространена такая ситуация, когда гаражи построены в два этажа, и крыши нижних боксов выполняют функцию подъездных дорог для верхних. Автолюбители покупают гаражи с такими эксплуатируемыми кровлями, прельстившись низкой ценой. А спустя какое-то время сталкиваются с проблемой постоянных протечек. Ведь многим таким постройкам уже десятки лет, и ремонта они за все это время не видали.
Решить эту проблему можно двумя способами:
- Капитально – отремонтировав саму крышу-дорогу
- Локально – попытавшись защитить свой гараж изнутри
Давайте остановимся на каждом методе отдельно.
Ремонт асфальтовой крыши гаража
Несложно догадаться, что этот способ наиболее надежный. Ведь он направлен на решение самой проблемы – плохого состояния покрытия на крыше.
Если масштаб повреждений асфальта «на глаз» не превышает 12-15% от общей площади, то можно обойтись текущим ремонтом.
Он включает в себя такие шаги:
- Пройдитесь по асфальту метлой и очистите его от крупного мусора, камней, грязи.
- Ямы высушите при помощи воздуходувки или строительного фена, засыпьте холодным асфальтом и тщательно утрамбуйте. Стыки между заплатой и остальным покрытием обработайте битумной эмульсией или мастикой.
- Узкие трещины почистите при помощи жесткой щетки, продуйте и залейте битумной эмульсией, мастикой или полимерным герметиком.
- Зазоры между асфальтом и стенами гаража также как следует загерметизируйте.
- Заплаты и места розлива битума отсыпьте толстым слоем песка или мелкого отсева, чтобы битум не налипал на колеса машин.
- Если есть возможность ограничить движение хотя бы на 1-2 дня, то на весь отремонтированный участок можно нанести защитную битумную пропитку. Она загерметизирует поры и мелкие трещины на поверхности асфальта, сделав его максимально водонепроницаемым.
Плюс такого метода заключается в том, что он позволяет быстро открыть движение по крыше. А это немаловажно, если вы не хотите навлечь на себя недовольство соседей.
Но в любом случае это – временная мера. Если крыша была построена халтурно или если постройке уже много лет, то вся конструкция продолжит разрушаться и трескаться. А значит, рано или поздно протечки вновь появятся. В этом случае поможет только капитальный ремонт.
Обычно это выглядит так:
- Слой старого асфальта полностью снимают при помощи лома или отбойного молотка.
- Если под ним была бетонная стяжка, которая начала разрушаться, ее тоже убирают. Демонтируют старую гидроизоляцию (если она изначально была) и счищают покрытие до плит перекрытия.
- Плиты очищают от мусора и высушивают. Стыки между ними зачищают и продувают из строительного фена или воздуходувки.
- Бетонную поверхность грунтуют битумным праймером и дают подсохнуть в течение 1 часа.
- Сверху на плиты перекрытия укладывают 1-2 слоя наплавляемой рулонной гидроизоляции. Для этого используется строительная газовая горелка.
- Сверху обустраивают армированную бетонную стяжку толщиной 5-10 см. В течение 7-15 дней после заливки за бетоном ухаживают: содержат его под пленкой и периодически увлажняют. Затем оставляют созревать до набора полной прочности еще на 2-3 недели.
- Бетонное основание также грунтуют битумным праймером, после чего укладывают сверху асфальт толщиной не менее 6 см.
Этот способ наиболее надежный. Так можно гарантированно защитить себя от протечек на долгое время.
Но организовать капитальный ремонт крыши – очень сложно. Для этого придется перекрывать проезд к боксам второго яруса. А это с большой вероятностью не понравится соседям сверху. И даже если вы сможете заручиться их согласием, за все работы придется отстегнуть немаленькую сумму.
Поэтому многие владельцы «неудачных» гаражей предпочитают не связываться с ремонтом крыши и спасаться полумерами. Давайте посмотрим, какие «дедовские» способы пользуются популярностью.
Защита гаража от протечек
Сразу оговоримся, что все приведенные ниже решения – это не более чем лечение симптомов. Они помогут не допустить полного затопления гаража, но проблема протечек никуда не денется.
Спасти машину от потопа можно так:
- Договориться с хозяином гаража на втором этаже и сделать навес над дорогой. По крайней мере, он отведет большую часть дождевой воды от вашей крыши.
- Запенить все трещины, стыки и зазоры, из которых в гараж просачивается влага. Но это чревато тем, что вода будет просто застаиваться между плит перекрытия и ускорять их разрушение.
- Натянуть под потолком баннерную ткань, плотный брезент или полиэтиленовую пленку с уклоном в сторону одного из углов. Туда поставить ведро, в которое будет стекать вода, и периодически его опустошать.
- Навесить «второй потолок» из профнастила, с уклоном и водостоком, который будет выводить воду на улицу.
Такие меры позволяют как минимум защитить свою машину от постоянного промокания. Но они приносят только временное облегчение.
Если договориться с соседями или председателем ГСК о полноценном ремонте никак не получается, то проще будет переехать в другой гараж.
Подведем итог.
Помимо дорожного строительства, асфальтобетон может использоваться и в других, иногда неожиданных видах работ. В частности, его применяют для обустройства эксплуатируемых плоских крыш, крышных паркингов, выравнивающих стяжек под мягкую кровлю, крыш-проездов в двухярусных гаражно-строительных кооперативах (ГСК). Для этих работ, как правило, берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси на основе песка или с низким содержанием щебня. В более сложных и дорогих проектах (ТЦ, крупные промышленные и офисные здания) предпочтение часто отдают литому асфальту.
Если вам интересно узнать о других вариантах использования асфальта, рекомендуем ознакомиться с нашими статьями по теме:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для пола
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Асфальт для ямочного ремонта
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
Если вы хотите подробно прочитать о свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Сдвигоустойчивость асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Плотность и масса асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Морозостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт: