Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Бетон для дорожных работ – применение дорожного бетона

Бетон – это один из самых распространенных стройматериалов. Но используется он не только при возведении зданий и построек. Еще одна крупная сфера его применения – это дорожное строительство.

В этой сфере требования к материалу строгие, ведь он постоянно подвергается высоким нагрузкам; причем не статическим, как обычный конструкционный бетон, а динамическим.

В этой статье мы:

  • Поговорим о том, где применяется дорожный бетон
  • Рассмотрим основные требования к этому материалу
  • Предложим один вариант пропорций для его изготовления
  • Кратко пройдемся по этапам строительства дороги из бетона
  • Разберемся, чем бетонные дороги отличаются от асфальтовых
  • Совершим исторический экскурс в строительство бетонных дорог в России и за рубежом

Эта информация будет полезна:

  • Самостройщикам, которые хотят самостоятельно обустроить подъезд к своему участку
  • Председателям СНТ, которые организуют строительство или ремонт дороги в своем коллективном саду
  • Работникам УК и ТСЖ, которые занимаются благоустройством территории на своем объекте
  • Урбанистам, которым интересна практическая сторона строительства дорог из бетона

А если вы хотите больше узнать о нормативах, которые регулируют требования к дорожному бетону, ознакомьтесь с нашей статьей Дорожный бетон.

Бетонная дорога в сельской местности
Бетонная дорога в городе
Бетонная дорога в сельской местности
Дорога из бетонных дорожных плит в сельской местности

Применение бетона в дорожном строительстве

Качественно построенная дорога представляет собой так называемый «пирог», состоящий из нескольких слоев.

Выглядит он следующим образом:

Конструктивный элемент дороги Функция Материалы
Дорожное покрытие Непосредственно принимает на себя нагрузку от движущегося транспорта

Может быть однослойным (на дорогах с низкой нагрузкой) или двухслойным

Асфальт

Бетон
Грунтобетон

Основание Создает ровную поверхность для покрытия, гасит и перераспределяет нагрузку на нижележащие слои Бетон

Асфальт
Грунтобетон

Подстилающий слой (подушка) Отводит воду от верхних слоев дороги, выполняет морозозащитную функцию и снижает сезонные деформации дорожного полотна Песок

Щебень

Песчано-щебеночная смесь (ПЩС)
Вторичный щебень (бой бетона)

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Материалы для строительства различных конструктивных элементов дороги

Как видите, бетон – материал универсальный. Его можно использовать на всех этапах строительства дороги.

Его применяют при строительстве:

  • Автодорог с бетонным покрытием (бетонок)
  • Автодорог с асфальтовым покрытием на бетонном основании
  • Мостов, эстакад, путепроводов
  • Тротуаров и пешеходных дорожек
  • Взлетно-посадочных полос на аэродромах
  • Временных дорог и подъездных путей

Отметим, что сочетание жесткого бетонного основания и асфальтового покрытия – это типовая конструкция всех автомагистралей и дорог с высоким трафиком.

Но даже на этом применение бетона в дорожном строительстве не заканчивается.

Его используют и в других сопутствующих работах:

Но в этих работах используется уже не дорожная, а другие разновидности материала. Как правило, это обычный конструкционный бетон, но может быть и специальный: гидротехнический, сульфатостойкий, морозостойкий и так далее. Больше узнать о том, какой бетон применяют в разных сферах, вы можете в статье Виды бетона по назначению.

Строительство бетонной дороги
Дорога из бетонных дорожных плит в сельской местности
Бетонный разделитель на МКАД

Теперь давайте кратко рассмотрим, каким должен быть материал для приведенных выше работ.

Требования к бетону для дорог

Дорожный бетон отличается от конструкционного, который используют при возведении зданий и сооружений общего назначения. И это вполне логично. Ведь дорожное полотно подвергается принципиально иным нагрузкам, нежели стены и перекрытия здания.

Требования к этому материалу описаны в целом ряде разных нормативов. Мы рассматриваем и сравниваем их в статье Дорожный бетон.

Выжимка из них приведена в таблице ниже:

Показатель \ Конструктивный слой дороги Однослойное покрытие Верхний слой покрытия Нижний слой покрытия Основание
Класс (марка) по прочности В30-В40

(М400-М500)

В20-В27,5

(М250-М350)

B7,5-В20

(М100-М250)

Марка по морозостойкости, не менее При среднесуточной температуре от 0°С до -5°С F100 F25
При среднесуточной температуре от -5°С до -15°С F150 F50
При среднесуточной температуре ниже -15°С F200
Марка заполнителя по истираемости, не менее Щебень из изверженных пород И-I И-III И-III
Щебень из осадочных пород И-IV
Гравий и гравийный щебень
Марка по водонепроницаемости W4-W8

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к бетону для дорог

Чтобы лучше понимать, что означают эти цифры, давайте остановимся на каждой из перечисленных характеристик подробнее.

Прочность дорожного бетона

Суровые условия эксплуатации предъявляют особые требования к качеству материала.

Прочность бетона выражается:

  • Классом (В)
  • Маркой (М)

Первый показатель повсеместно вытесняет второй. В отличие от марки, класс обозначает гарантированную прочность бетона. Поэтому в технической и нормативной документации используется только он. Но в некоторых ситуациях вы еще можете столкнуться с использованием марки по прочности.

Самые высокие требования предъявляют к материалу покрытия. Ведь именно он принимает на себя всю нагрузку от движущегося транспорта.

А вот для основания дорожного пирога прочность не играет такой большой роли. Потому что нагрузка частично гасится вышележащими слоями и до него доходит не в полном объеме.

Больше узнать о том, как измеряется этот показатель, вы можете в статье Прочность бетона.

Морозостойкость дорожного бетона

Нет такого строительного материала, который не боялся бы перепадов температуры от плюса к минусу. Это обусловлено особенностями влаги, которая способна проникать в мельчайшие поры, а там – резко расширяться при замерзании. Поэтому регулярные циклы заморозки и оттаивания приводят к тому, что бетон крошится, трескается и в итоге разрушается.

Морозостойкость обозначается буквой «F» и соответствующей цифрой – количеством таких циклов, которое выдерживает материал.

Подбор конкретной марки зависит от следующих факторов:

  • Климатического пояса
  • Среднесуточной температуры
  • Условий эксплуатации: покрытия дорог, которые часто подвергаются воздействию антигололедных реагентов, должны иметь более высокую морозостойкость

Марка F100-F200 для дорожного покрытия – это абсолютный минимум, ниже которого бетон считается негодным для дорожного строительства. На практике требования обычно выше. Их устанавливает СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» (Приложение Ж).

Больше узнать обо всех нюансах этого показателя вы можете в статье Морозостойкость бетона.

Истираемость (износостойкость) заполнителей для дорожного бетона

Покрытия дорог и тротуаров подвергаются особым нагрузкам – истирающим. Шины автотранспорта и ноги пешеходов в прямом смысле изнашивают бетон, стирая его верхний слой. Конечно, происходит это очень медленно. Но ведь и дорога рассчитана на десятки лет эксплуатации.

Этот показатель зависит от:

  • Прочности бетона
  • Истираемости крупного заполнителя

Поэтому износостойкость самого бетона в стандартах отдельно не нормируют. Но в некоторых случаях проектировщик может и ее внести в техническую документацию.

Водонепроницаемость дорожного бетона

Все мы слышали выражение «вода камень точит». Бетон – это тот же камень, только искусственный, так что он тоже подвержен разрушительному воздействию воды.

Это проявляется в:

  • Разрушении бетона при многократном замораживании
  • Коррозии бетонного камня и арматуры
  • Истирании поверхности бетона

Бетон тем быстрее разрушается под воздействием воды, чем больше в нем воздушных пустот – пор. Именно через них влага попадает в материал.

Способность бетона не пропускать внутрь себя воду называется водонепроницаемостью.

В зависимости от нее материал делится на марки:

  • W2 – высокая проницаемость
  • W4 – нормальная проницаемость
  • W6 – пониженная проницаемость
  • W8 – низкая проницаемость
  • W10-W20 – особо низкая проницаемость

В зависимости от условий эксплуатации дорожный бетон может иметь нормальную, пониженную или низкую проницаемость. Это зависит от того, насколько часто он подвергается воздействию атмосферных осадков, антигололедных реагентов и перепадов температуры. Чем агрессивнее условия, тем выше должна быть марка материала.

Больше об этом показателе вы можете узнать в статье Водонепроницаемость бетона.

Теперь вы знаете, какие требования предъявляют к бетону для строительства дорог. В следующем разделе мы рассмотрим, из чего он состоит и как его можно приготовить самостоятельно.

Состав дорожного бетона

Понятие «бетон» на самом деле включает в себя широкий спектр материалов. Но не все из них подходят для дорожного строительства.

В составе дорожного бетона содержатся такие компоненты:

  • Вяжущее
    Это то самое вещество, которое склеивает компоненты бетона в единый монолит. Вообще, набор вяжущих в строительстве очень широк: от топливных шлаков и золы до синтетических полимерных смол. Но в дорожном строительстве используется только чистый портландцемент или шлакопортландцемент. Именно он сочетает в себе высокую прочность, водо- и морозостойкость при относительно небольшой стоимости.
  • Крупный заполнитель
    Это сыпучий материал с размером зерен от 5 до 20 (иногда до 40) мм, который образует жесткий скелет бетона. Его функцию чаще всего выполняет прочный щебень. Но если его нет в наличии или он стоит слишком дорого, то можно использовать и другие материалы: гравий или даже бой бетона.
    Возможно, вам будет интересно прочитать нашу статью по теме, которая называется Щебень для бетона.
  • Мелкий заполнитель
    Обычно это песок или отсев, которые заполняют собой пустоты между крупными зернами. За счет этого бетон становится более плотным, а значит – более прочным, устойчивым к воздействию динамических нагрузок, водонепроницаемым и морозостойким.
    Возможно, вам также будет интересно прочитать наши статьи по теме: Песок для бетона и Отсев для бетона.
  • Добавки
    Добиться идеальных характеристик бетона, используя только три основных компонента, практически невозможно. Поэтому в него вводят дополнительные химические присадки. Как правило, это воздухововлекающие и пластифицирующие добавки. Иногда также добавляют фиброволокно для повышения технических характеристик.

Больше узнать о требованиях к каждому компоненту вы можете в статье Дорожный бетон.

Это была теория. А теперь давайте перейдем к практике.

Мы подробнее рассмотрим:

  • Пропорции дорожного бетона
  • Способы улучшить свойства дорожного бетона

Остановимся на каждом пункте по порядку.

Пропорции дорожного бетона

При устройстве дорожных оснований и покрытий используется тощая разновидность тяжелого бетона. То есть это такая смесь, в которой содержание цемента понижено по сравнению с обычной. За счет этого снижаются расходы на материал.

Тощая бетонная смесь очень жесткая, ее нельзя качественно уложить вручную.

Поэтому ее уплотняют при помощи:

  • Виброрейки
  • Виброплиты
  • Дорожного катка

К первым двум вариантам можно прибегнуть в частном строительстве, где не нужно идеальное дорожное покрытие. При строительстве дорог общего пользования к делу привлекают тяжелые катки.

При изготовлении дорожного бетона можно использовать такие пропорции (в частях по объему):

Цемент Щебень Песок
1 5 2

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Пропорции для изготовления дорожного бетона

Таким образом, для изготовления 1 м3 смеси вам понадобится около 10 ведер (по 10 л каждое) цемента, 50 ведер щебня, 20 ведер песка, а также несколько ведер затворителя – обычной воды.

Оптимальное содержание затворителя подбирается в зависимости от количества цемента. Отношение массы воды к массе цемента называется водоцементным отношением (сокращенно – В/Ц). О том, как его подобрать, мы поговорим в следующем разделе.

Способы улучшить свойства дорожного бетона

Проектирование состава бетона – вопрос очень сложный. Именно поэтому для ответственных работ бетон лучше заказывать на заводе, где его рецептуру подбирают специалисты с профильным образованием.

Но если вы решили замешать бетон самостоятельно, то учитывайте такие основные правила:

  • Класс по прочности цемента должен быть не ниже 32,5 (марка М400). Начало его схватывания должно быть не ранее 1-2 часов после изготовления. В противном случае вы просто не успеете качественно уплотнить бетонную смесь.
  • Лучший вариант крупного заполнителя – это прочный (марки не ниже М1000-М1200) щебень из магматических или метаморфических пород (гранита, базальта, диорита, амфиболита, серпентинита). Если такого нет в наличии, можно взять щебень из осадочных пород, но с маркой по дробимости не ниже М800. Вторичный щебень (бой бетона) можно использовать только для заливки малопрочного основания.
  • Мелкий заполнитель должен быть чистым, с содержанием пылевидных и глинистых частиц не выше 1,5-2%. Лучше всего подойдет намывной карьерный песок или отсев прочного щебня.
  • Все компоненты бетона должны быть сухими. Если щебень и песок лежали под дождем или снегом, их нужно предварительно просушить.
  • Содержание воды рассчитывается по массе цемента. Чтобы посчитать ее, умножьте плотность цемента (1440 кг/м3) на его объем в м3. Например, одно 10-тилитривое ведро цемента (0,01 м3) будет весить 14,4 кг.
  • Водоцементное отношение подбирается по такому принципу:
Назначение бетона В/Ц
Для однослойных покрытий

Для верхнего слоя двухслойного покрытия

От 0,25 до 0,45
Для нижнего слоя двухслойного покрытия От 0,25 до 0,5
Для основания От 0,25 до 0,9

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Водоцементное соотношение для бетона в зависимости от его назначения
  • Чем выше В/Ц, тем ниже будет прочность бетона.
  • Смесь с низким В/Ц получается жесткой, с ней сложно работать. Решить эту проблему без увеличения В/Ц помогают специальные добавки – пластификаторы.
  • Чтобы увеличить морозостойкость бетона, в него добавляют воздухововлекающую добавку. Объем вовлеченного воздуха должен быть не менее 4%, но не более 6%.
  • Чтобы увеличить водонепроницаемость и трещиностойкость покрытия, в смесь можно добавить стальную, базальтовую или стеклянную фибру.
  • Общее содержание химических добавок должно быть не более 5% от массы цемента. Иначе они могут вызвать коррозию стальной арматуры.

Как видите, нюансов довольно много. Но если вы будете придерживаться этих правил, то сможете получить действительно качественный материал.

В следующем разделе мы поговорим о том, как происходит обустройство бетонной дороги.

Технология строительства дороги из бетона

Бетонные дороги отличаются от привычных нам асфальтовых. И дело не только в разнице между самими материалами – сам процесс обустройства дорожного полотна здесь будет другим.

Он включает в себя такие этапы:

  1. Создание плана строительства и проектной документации
    Геодезисты изучают рельеф и местность, на особенности которых затем создается план строительства. Затем инженеры готовят проектную документацию, в которой на основании действующих ГОСТов и СП устанавливают требования к строительным материалам.
  2. Подготовка земляного корыта
    На этом этапе расчищают землю под будущую дорогу: вырубают деревья и кустарники, корчуют пни, снимают плодородный слой почвы. Затем выкапывают траншею, трамбуют и при необходимости укрепляют грунт.
  3. Засыпка песчано-щебеночной подушки
    На дне траншеи формируют подстилающий слой. Сначала засыпают песок толщиной в 20-40 см, на который стелют геотекстиль. Сверху укладывают щебень нескольких фракций: крупной, средней и мелкой. Каждый слой подушки тщательно трамбуют.
  4. Монтаж опалубки
    В отличие от асфальта, который твердеет за считанные часы, бетону требуется много времени для застывания. Все это время форму полотна поддерживает опалубка. Обычно ее делают из деревянных досок, но иногда предпочтение отдают стальному каркасу.
  5. Укладка арматурной сетки
    Это еще одно отличие от строительства с использованием асфальта. Оно связано с тем, что бетон имеет низкую прочность на растяжение. Нивелировать этот недостаток позволяет стальная арматура. При заливке дорожного полотна используют толстую арматурную сетку с ячейками 150х150 мм.
  6. Заливка бетонной смеси
    На этом этапе особенно важна непрерывность проведения работ. Ведь покрытие дороги нельзя укладывать частями (сегодня один километр, завтра еще один и так далее). Если так сделать, то разные участки будут застывать неравномерно, между ними появятся трещины.
  7. Уплотнение бетонной смеси
    Как и асфальт, бетон после заливки разравнивают, а затем утрамбовывают. Это придает материалу дополнительную прочность, водо- и морозостойкости.
  8. Твердение бетона
    Этот процесс протекает за счет реакции цемента с водой. Поэтому полотно нужно регулярно поливать, чтобы оно не растрескалось. Спустя неделю – когда материал наберет около 50-60% расчетной прочности – можно приступать к заключительным этапам.
  9. Нарезка деформационных швов
    Эта процедура нужна для того, чтобы компенсировать тепловое расширение бетона и предотвратить появление трещин. А чтобы в образовавшихся полостях не копилась вода, их заполняют упругим битумным или полимерным герметиком.
  10. Нанесение текстуры
    Поверхность бетонного покрытия получается гладкой. Выглядит это красиво, но на дороге представляет большую опасность. Чтобы обеспечить хорошее сцепление с колесами, на полотно наносят насечки или укладывают сверху тонкий (не больше 3 см) слой износа из мелкозернистого асфальта.

Подробнее весь этот процесс мы разбираем в статье Строительство дороги из бетона.

Если вы сравните это с тем, как укладывают покрытие из асфальта, то можете ужаснуться. Все-таки строительство бетонной дороги – предприятие жутко долгое и трудоемкое. Теперь кажется вполне логичным то, что большинство дорог в нашей стране – именно асфальтовые.

Или все-таки нет? Давайте разберемся в этом вопросе детальнее.

Преимущества и недостатки бетонных дорог

С одной стороны, заливать дорогу бетоном – долго, трудно и дорого. С другой стороны, от крупных производителей бетона часто можно услышать, что будущее – за их материалом. Что это: бетонное лобби или объективная реальность?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить оба материала. В следующей таблице мы сделали это по основным параметрам.

Показатель Бетонная дорога Асфальтовая дорога
Прочность До 40 МПа До 13 МПа
Деформативность Жесткий бетон практически не деформируется под воздействием высоких нагрузок Роль вяжущего в асфальте играет термопластичный битум. При высоких температурах он размягчается и деформируется под колесами тяжелого транспорта
Долговечность Бетонная дорога может служить до 25 лет без ремонта Асфальтовые дороги в России требуют капитального ремонта уже через 8-12 лет эксплуатации
Безопасность Правильно уложенное бетонное покрытие обеспечивает хорошее сцепление с шинами автотранспорта В асфальте быстро образуются колеи, которые могут приводить к авариям
Уровень шума Достаточно высокий из-за наличия температурных швов Низкий за счет монолитности и упругости покрытия
Сложность ремонта Крупные повреждения не пригодны к ремонту Ямы и выбоины легко отремонтировать
Условия строительства Бетон можно укладывать в дождь, а при использовании специальных добавок – при минусовой температуре Асфальт укладывают только в сухую погоду при температуре не ниже +5°С
Сроки строительства На твердение одного слоя бетона уходит около 1-2 недель Асфальт застывает за несколько часов, пользоваться дорогой можно на 2-3 сутки после укладки
Стоимость строительства Высокая Низкая
Стоимость обслуживания Низкая, потому что покрытие долго не требует ремонта Высокая, потому что требуется частый ремонт
Экологичность В бетоне, произведенном по ГОСТу, отсутствуют вредные для человека компоненты Битум в составе асфальта при нагревании выделяет летучие вещества, которые вредны для человека в высоких концентрациях
Пылеобразование При истирании бетонного покрытия образуется цементная пыль, которая может попадать в организм человека При эксплуатации асфальтовой дороги пыль не выделяется
Возможность переработки Старое бетонное покрытие можно перерабатывать во вторичный щебень Старое асфальтовое покрытие можно перерабатывать в асфальтовую крошку

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнение бетонной и асфальтовой дороги по разных показателям

Эта таблица подтверждает известный любому строителю тезис: идеальных стройматериалов не существует. И у бетона, и у асфальта есть как плюсы, так и минусы.

Общий вывод можно сделать такой:

  • Для строительства дорог, рассчитанных на большие нагрузки, идеальным вариантом будет бетон. Это в первую очередь автомагистрали и скоростные дороги федерального и регионального значения. Обойдется такое строительство дорого, но зато лет на 20-25 про их ремонт можно будет забыть.
  • Оптимальный вариант для городских дорог с высоким трафиком – это асфальтовое покрытие на бетонном основании. С одной стороны, такая конструкция получается долговечной и долго не требует капитального ремонта. С другой – покрытие можно быстро отремонтировать, не перекрывая движение на долгий срок.
  • Дороги местного значения, на которых поток транспорта небольшой, удобно делать из асфальта. За счет этого экономятся время и деньги.

Это то, что нам подсказывает логика и здравый смысл. А теперь посмотрим, как дела обстоят на практике.

История строительства дорог из бетона в России и в мире

Вообще бетон для дорожных работ начал применяться еще в конце XIX века в Соединенных Штатах Америки. К 30 годам XX столетия эта технология появилась и в странах Европы. Например, строительство знаменитой «Берлинки» – автобана, который должен был связать Берлин с Кёнигсбергом – началось еще в 1936 году. Часть ее после войны отошла к России в составе Калининграда.

Вот, кстати, эта самая дорога:

Бетонная дорога, связывающая Берлин и Кёнигсберг

За другими примерами тоже далеко ходить не надо – бетонные дороги есть буквально в каждой точке мира. Они могут иметь разное назначение, ширину, форму и даже цвет.

Ремонт бетонной дороги в Америке
Бетонная дорога на Гоа в Индии
Подъездная дорога к пляжу в Нидерландах

Примерно в то же время бетон начал набирать популярность и в России. В первой половине XX века уже активно строились бетонные сооружения – от частных особняков до промышленных построек в конструктивистском стиле.

Что же касается дорожного строительства, то бетон здесь активно стал использоваться уже в послевоенное время. Так, в 1970-х годах были возведены трассы, соединившие Москву и Волгоград, Екатеринбург и Челябинск. А в 1972 году ввели отдельный стандарт, устанавливающий требования к дорожному бетону – ГОСТ 8424-72.

Но в 1986 году он перестал действовать, а от замены его отказались. Строительство «бетонок» с тех пор практически сошло на нет. Как же так вышло?

На это есть целый ряд причин:

  • Именно в 80-е годы XX века в СССР началось активное развитие нефтяной промышленности. Продукты нефтепереработки – в том числе битум – стали дешевле и доступнее.
  • Строить из асфальта было выгоднее из временных соображений. В те годы технологии укладки бетона были развиты хуже, поэтому укладывали его в основном только в теплое время года. Было сложно спланировать работы так, чтобы закончить укладку покрытия до конца короткого лета.
  • Поскольку транспортный трафик в конце XX века был еще низким, недостатки асфальтовых покрытий не ощущались так остро, как сейчас. Поэтому их воспринимали как идеальную альтернативу бетону.
  • Распад СССР нанес серьезный удар по бетонной промышленности в России, ведь многие цементные заводы находились на территории дружественных республик. И даже среди тех, что остались в стране, многие закрылись в 90-е. С тех пор цемент в России и странах СНГ стал дефицитным товаром.

Все это и привело к тому, что в наше время практически все дороги в стране строятся из асфальта.

Чтобы исправить эту ситуацию, в 2018 году была создана Ассоциация бетонных дорог России. В ее задачи входит продвижение технологий дорожного строительства из цементобетона. Члены ассоциации занимаются разрабатывают и совершенствуют нормативные документы, а также активно агитируют власти переходить на бетонные дороги.

Уже сегодня бетон успешно применяется в работах по строительству и реконструкции дорожного полотна.

Например, из бетона построены такие трассы:

  • М-4 «Дон»
  • М-6 «Каспий»
  • «Чита-Забайкальск»
  • Северный объезд в Новосибирске
Северный объезд в Новосибирске

И все-таки автотранспортная система России – а также все заводы и предприятия, обслуживающие эту отрасль – ориентированы в первую очередь на асфальтовые покрытия. Из 1,5 миллионов километров дорог лишь около 30 000 км покрыты бетоном – то есть примерно 2%. Причем большинство таких дорог – это наследие СССР.

Сравните это с показателями других стран:

Страна Доля бетонных дорог федерального значения Доля бетонных дорог регионального значения Доля бетонных дорог в сельской местности
США 60% 40% 40%
Германия 51% 15% 35%
Франция 13% 0,5% 0,2%

Для вашего удобства ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Доля бетонных дорог в разных странах

Но стоит отметить, что ситуация меняется. Нагрузки на дорожное полотно с каждым годом растут, а требования к качеству дорог и межремонтным срокам становятся строже. Вместе с тем прогресс и новые технологии снижают стоимость бетона, делая его все более доступным. Вполне вероятно, что в будущем количество бетонных дорог будет расти.

Давайте подведем итог всему вышесказанному.

Бетон – это универсальный материал, который широко применяется в дорожном строительстве. Из него можно делать как основание, так и покрытие дорожного пирога. При этом к нему предъявляют достаточно строгие требования. Строительство бетонной дороги – это трудоемкий и долгий процесс, что на первый взгляд делает его невыгодным по сравнению с укладкой асфальта. Но на самом деле покрытия из бетона оказываются прочнее и надежнее асфальта, их дороговизна компенсируется долгим сроком эксплуатации. Эта отрасль в России пока что развита слабо, но в будущем ситуация может измениться.