Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Щебень для железных дорог (щебень железнодорожный)

Во время пребывания на железнодорожном вокзале или путешествия на поезде либо электричке многие могли заметить, что железнодорожные рельсы практически всегда лежат на слое щебня. Это явление можно наблюдать не только на вокзалах, но и на протяжении всего пути следования ж/д составов. Такой слой щебня называется балластным. Он служит основанием для установки рельсовых опор.

В этой статье мы расскажем о щебне для балластного слоя железнодорожного пути. Вы узнаете, каким документом нормируются требования к нему и какие именно характеристики материала выходят на первый план в поставленной задаче.

Но перед тем, как мы начнем говорить конкретно о щебне, мы несколько слов скажем о том, что такое балластный слой в принципе и зачем он нужен.

Что такое балластный слой

Как мы уже отметили выше, балластным называется слой сыпучих материалов (чаще всего – щебня), на который в дальнейшем укладываются железнодорожные рельсы.

Балластный слой выполняет несколько важных функций:

  1. Он создает ровную опорную поверхность под шпалами
  2. Он распределяет нагрузку от проезжающих по железнодорожным путям поездов и электричек, воспринимая давление от шпал и равномерно распределяя его на земляное полотно
  3. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава и изменяющихся температур – то есть оказывает амортизирующий эффект при ударных и вибрационных нагрузках от проходящих составов
  4. Балластный слой участвует в формировании оптимальной упругости подрельсового основания (особенно при железобетонных шпалах)
  5. Он выступает в роли дренажа, отводя влагу после дождей и таяния снега от путей и рельсов в нижние слои и не позволяя воде застаиваться на поверхности, а также препятствует переувлажнению и пересыханию верхнего слоя грунта полотна и потере им несущей способности (весной) и пучению (зимой)
  6. Он служит основой для монтажа рельсошпальной решетки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, обеспечивает ее стабильное проектное положение в процессе эксплуатации, требуемый уровень сопротивления при смещениях и возможность выправки пути в профиле и плане (путем подбивки, рихтовки балластного слоя) для компенсации неизбежных остаточных деформаций
  7. Качественно уложенный балластный слой способен продлить срок службы железнодорожных путей и всех элементов верхнего строения (рельсов, скреплений, шпал), повлиять на уровень допускаемых скоростей движения поездов, а также снизить затраты на их текущее содержание и ремонт

В следующем разделе мы расскажем о том, каким требованиям должен отвечать щебень, применяемый в формировании балластного слоя железнодорожного пути.

Требования к железнодорожному щебню

К балластному щебню предъявляются достаточно строгие требования по прочности, надежности и способности оказывать механическое сопротивление нагрузкам. Они прописаны в ГОСТ 7392-2014 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия». К слову, эти требования намного жестче, чем требования к строительному или дорожному материалам. Это связано с тем, что формирование балластного слоя железнодорожного пути – ответственная задача, от которой в дальнейшем будет зависеть не только целостность железнодорожного полотна, но и безопасность многих людей, передвигающихся на поездах и электричках.

Согласно ГОСТ 7392-2014, важными для железнодорожного щебня являются следующие его характеристики:

  • Категория
  • Вид
  • Фракция
  • Зерновой состав
  • Лещадность
  • Содержание длинных зерен
  • Содержание дробленых зерен для щебня из валунов и гравия
  • Содержание органических примесей
  • Содержание глины в комках
  • Содержание зерен слабых пород
  • Истираемость
  • Сопротивляемость удару на копре
  • Прочность
  • Морозостойкость
  • Водопроницаемость и коэффициент фильтрации
  • Инертность
  • Средняя плотность зерен
  • Удельная электрическая проводимость
  • Радиоактивность
  • Наличие признаков солнечного ожога

Дальше мы опишем каждый пункт.

Категория

В самом начале ГОСТ 7392-2014 отмечено, что щебень для балластного слоя железнодорожного пути по своим физико-механическим характеристикам и фракционному составу подразделяется на три категории.

Они обозначаются следующим образом:

  • «В»
  • I
  • II

Категория «В» также имеет две подкатегории: первую и вторую.

Все эти категории должны соответствовать определенным требованиям по своим физико-механическим характеристикам. Об этом мы и будем говорить дальше.

Вид

Классификация щебня по видам основана на его генезисе, или происхождении. Последний в свою очередь зависит от горной породы, из которой щебень подробили.

В зависимости от своего происхождения породы бывают:

  • Магматическими
    Их также называют изверженными. Эти породы образовались в результате излившейся из глубины земли и затвердевшей на ее поверхности магмы (данный процесс называется магматизмом). Они высоко ценятся в строительстве благодаря своим отличным качественным, прочностным и техническим характеристиками.
    В эту группу попадают такие породы как андезит, базальт, габбро, горнблендит, гранит, дацит, диорит, дунит, оливинит, перидотит, пикрит, пироксенит, сиенит и прочие.
  • Осадочными
    Это – одна из наиболее многочисленных групп. Сюда относятся горные породы, образовавшиеся на поверхности земли в результате разрушения изверженных и других пород под влиянием температурных колебаний, а также под действием воды, ветра и прочих неблагоприятных факторов внешней среды. Из-за этого они редко обладают высокой прочностью.
    К осадочным относятся такие горные породы как валуны, галечник, гипс, гравий, доломит, известняк, мел и некоторые другие.
  • Метаморфическими
    Их также называют видоизмененными. К этой группе относятся породы, которые образовались из магматических и осадочных пород в результате глубоких изменений под воздействием разного рода растворов и газов, а также высоких температур и давлений.
    К метаморфическим горным породам относятся амфиболиты, гнейсы, кварциты, мраморы, сланцы, серпентиниты, милониты и прочие.

Кроме того, наряду с этими тремя группами, можно выделить четвертую – щебни, полученные не из горных пород. Сюда можно отнести материалы, полученные либо из минералов (это, например, кварцевый щебень), либо из других стройматериалов (скажем, из керамзита дробят керамзитовый щебень, из аглопорита – аглопоритовый, из перлита – перлитовый, из бетона – вторичный, из шлаков – шлаковый и так далее).

Подробнее об этих и других разновидностях материала читайте в нашей статье Виды щебня.

Согласно ГОСТ 7392-2014, для формирования балластного слоя железнодорожного пути можно брать и магматический, и метаморфический, и осадочный щебень. Главное условие – материал должен полностью отвечать всем требованиям государственного стандарта. Однако отметим, что осадочные горные породы все же редко подходят для этих целей.

Причин этому несколько:

  • Во-первых, как мы уже писали выше, осадочные породы обычно обладают невысокой прочностью. Это связано с тем, что в процессе их образования на них постоянно оказывали влияние различные климатические факторы.
  • Во-вторых, помимо прочности, их прочие качественные и технические характеристики зачастую тоже ниже, чем у изверженных и видоизмененных пород. Все это также связано с генезисом осадочных разновидностей.
  • В-третьих, некоторые осадочные породы содержат в своем составе водорастворимые соли и минералы. Этим «грешат», например, известняк и доломит. Поэтому они плохо переносят длительные контакты с водой и с течением времени просто растворяются. Это в свою очередь может спровоцировать усадку, деформацию, а также частичное или полное разрушение балластного слоя железнодорожного пути.

Фракция

Фракцией щебня называют диапазон размеров его зерен – от наименьшего до наибольшего. Соответственно, обозначается параметр двумя цифрами, измеряется в миллиметрах (мм). Таким образом, фраза «фракция щебня 5-20» означает, что в составе конкретно этого материала содержатся камни с размером от 5 мм до 2 см.

Согласно ГОСТ 7392-2014, номинальный размер зерен железнодорожного щебня должен быть следующих фракций:

  • 22,4-63 (соответствует категории «В»)
  • 30-60 (соответствует I категории)
  • 25-60 (соответствует II категории)

При этом фракция 22,4-63 мм рассеивается на ситах с квадратными ячейками, а фракции 30-60 и 25-60 – на ситах с круглыми ячейками.

Зерновой состав

Зерновой состав – это такой показатель, который характеризует состав щебня. Он показывает, зерна каких размеров в нем непосредственно присутствуют.

Повторимся, что зерновой состав щебня категории «В» характеризуется полными остатками при рассеве камней на контрольных ситах с квадратными ячейками, а категорий I и II – на контрольных ситах с круглыми ячейками.

Информацию о зерновом составе щебня разных категорий мы разместили в следующих таблицах.

Зерновой состав щебня категории «В»

Размер стороны квадрата ячейки контрольного сита, мм Полный остаток на сите, в % от общей массы
80,0 0
63,0 0-3
50,0 0-35
40,0 35-70
31,5 85-99
22,4 98-100

Отметим, что при определении зернового состава щебня после транспортировки материала до заказчика допускается уменьшение полного остатка на контрольном сите с размером стороны квадрата ячейки 22,4 мм не более чем на 2% по сравнению с указанным в документе о качестве.

Зерновой состав щебня I и II категорий

Диаметр ячейки контрольного сита, мм Полный остаток на сите, в % от общей массы…
для щебня I категории

(с номинальным размером зерен от 30 до 60 мм)

для щебня II категории

(с номинальным размером зерен от 25 до 60 мм)

70 0 0
60 0-5 0-5
40 35-75 35-75
30 95-100
25 95-100

Отметим также, что при определении зернового состава после транспортировки до заказчика допускается:

  • Для щебня I категории – уменьшение полного остатка на контрольном сите с диаметром ячейки 30 мм не более чем на 3% по сравнению с указанным в документе о качестве
  • Для щебня II категории – уменьшение полного остатка на контрольном сите с диаметром ячейки 25 мм не более чем на 3% по сравнению с указанным в документе о качестве

Помимо описанных выше параметров, в ГОСТ также закреплено содержание в щебне частиц с размерами менее 0,5 мм и менее 0,16 мм. Их называют мелким продуктом. Доля таких частиц в составе материала должна соответствовать определенным нормам.

Так, содержание частиц размером менее 0,5 мм должно быть не более:

  • 1% от общей массы для щебня категории «В»
  • 1% для материала I категории
  • 5% от общей массы для щебня II категории

Что касается содержания частиц размером менее 0,16 мм, то их в составе щебня должно быть (от общей массы):

  • Для материала категории «В» – 0,5%
  • Для щебня I и II категорий – 1%

Лещадность

Зерна щебня в составе партии могут иметь разные формы.

Их делят на две большие группы:

  • Зерна правильной формы, или кубовидные
  • Камни неправильной формы, или лещадные

К последней группе относятся зерна, имеющие форму пластин или игл, поэтому их также называют пластинчатыми и игловидными (игловатыми) соответственно.

Кубовидные зерна имеют примерно одинаковые длину, ширину и высоту. Лещадные камни – это такие частицы, для которых отношение длины к толщине больше или равно трем. При этом к пластинчатым относят зерна, толщина которых меньше их толщины в три и более раз, а к игловатым – камни, длина которых больше толщины в три и более раз.

Камни кубовидной формы лучше уплотняются. Также они имеют повышенную износостойкость и лучше справляются с распределением нагрузок. Однако, справедливости ради, кубовидные зерна обладают пониженной общей несущей способностью.

Лещадные камни, в отличие от кубовидных, хуже уплотняются, и между ними остается много пустот, поэтому высокое их содержание негативно скажется на плотности и устойчивости всего балластного слоя. Ведь такие камни со временем будут доуплотняться под действием проезжающих поездов, тем самым деформируя отсыпку. Однако лещадные зерна все же необходимы в составе балластного слоя, так как они «прошивают» собой балластный слой, производя его расклинцовку и повышая устойчивость.

По ГОСТ, содержание зерен пластинчатой и игловатой форм должно соответствовать следующим нормам (от общей массы):

  • Для щебня категории «В» – 15%
  • Для щебня категории I – 15%
  • Для щебня категории II – 18%

Содержание длинных зерен

Длинными зернами в ГОСТ 7392-2014 называются камни, длина которых больше или равна 100 мм. При этом отношение длины зерна к его толщине должно быть меньше или равным двум. Измеряется содержание таких камней в процентах от общей массы.

Длинные зерна, как и лещадные, «прошивают» и расклинивают балластный слой, повышают его устойчивость. Однако эти же частицы имеют повышенную ломкость под нагрузкой, провоцируя осадку.

Для всех трех категорий балластного щебня содержание длинных зерен установлено как меньше или равно 6%.

Содержание дробленых зерен для щебня из валунов и гравия

Валунами и гравием в контексте описываемой темы именуют обломочные осадочные горные породы, имеющие окатанную форму зерен. При этом валуны – это камни с большим диаметром, а гравий – с меньшим.

Как мы уже отмечали выше, осадочные горные породы имеют прочность ниже, чем магматические и метаморфические разновидности. Поэтому содержание таких частиц строго нормируется государственным стандартном.

Согласно этому документу, содержание дробленых зерен для щебня из валунов и гравия должно быть менее 50% для щебня всех трех категорий.

Содержание органических примесей

К органическим примесям относят материалы, полученные из растительного и животного миров. К ним относят гумус, дерн, остатки растений, листья, перегной, торф и прочие включения. Они загрязняют собой щебень и ухудшают тем самым его качество.

Данный параметр по ГОСТ 7392-2014 почему-то относится только к щебню из осадочных и метаморфических горных пород. Скорее всего, документ предполагает, что органические примеси априори не содержатся в прочных и плотных магматических породах, образовавшихся на глубине. Однако это не совсем так.

Органика может попадать в щебень на любом этапе его производства:

  • Взрыва горной породы
  • Транспортировки сырья до дробильных установок
  • На этапе хранения готового щебня на карьере
  • Транспортировки партии материала до заказчика
  • Во время складирования щебня на территории заказчика

Поэтому мы рекомендуем учитывать этот параметр не только для материалов, полученных из осадочных и метаморфических горных пород, но и для щебня из магматического сырья.

Согласно ГОСТ, содержание органических примесей в щебне, используемом для балластного слоя железнодорожного пути, не допускается в принципе.

Содержание глины в комках

Глина в комках – нежелательная примесь в материале. Все дело в том, что она ухудшает качество щебня и изделий из него. Ведь глина, во-первых, плохо пропускает воду. Во-вторых, она имеет свойство вбирать в себя влагу, увеличиваясь в объеме в несколько раз (об этих и других ее особенностях вы можете прочитать в нашей статье Свойства глины). Последнее также провоцирует морозное пучение, что может негативно сказаться на целостности балластного слоя и спровоцировать его деформацию. Вот почему содержание глины в комках строго нормируется государственным стандартом. Определяется показатель путем отбора частиц, отличающихся пластичностью.

Согласно ГОСТ, глины в комках в железнодорожном щебне быть не должно.

Содержание зерен слабых пород

Зернами слабых пород называют такие частицы щебня, предел прочности которых при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа (200 кгс/см2).

Такие зерна:

  • Легко разламываются руками
  • Разрушаются от легких ударов молотком

Кроме того, на поверхности зерен слабых пород остается след при царапании иглой. При этом на поверхности щебня из изверженных и метаморфических пород оставляет след стальная игла, а на поверхности зерен осадочных карбонатных пород – алюминиевая. По этим признакам их и определяют в составе партии (в процентах от общей массы).

По ГОСТ, содержание зерен слабых пород в железнодорожном щебне должно быть:

  • Для щебня категории «В», подкатегории 1 – ≤ 0,5%
  • Для щебня категории «В», подкатегории 2 – ≤ 2,5%
  • Для щебня категорий I и II – ≤ 5%

Истираемость

Истираемость – это способность щебня противостоять истирающим нагрузкам и при этом не разрушаться. Иными словами, свойство показывает способность материала изменяться в объеме и массе под действием трения. Параметр в первую очередь важно определять для щебня, который используется в дорожном строительстве.

Истираемость напрямую зависит от твердости материала – чем он тверже, тем меньше он изменяется под действием истирающих усилий.

Определяют свойство по степени разрушения зерен в полочном барабане. Последний должен иметь диаметр 70 см и быть 50 см в длину. Внутри барабан снабжен полкой шириной 100 мм, которая вращается с частотой 30-33 оборота в минуту. Измеряется показатель истираемости по изменению зернового состава пробы.

«Дорожный» ГОСТ 32703-2014, который называется «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования», делит весь щебень на 6 групп по истираемости. Обозначаются они буквой «И» и числом – номером группы.

Ниже мы их перечислим:

  • И1 – потеря массы при испытании здесь менее 15%
  • И2 – потеря массы при испытании 15-20%
  • И3 – потеря массы 20-25%
  • И4 – потеря массы 25-30%
  • И5 – потеря массы 30-40%
  • И6 – потеря массы при испытании 40-50%

В «железнодорожном» ГОСТ 7392-2014 даны следующие величины потери массы щебня после испытаний на истираемость в полочном барабане (от общей массы):

  • Для материала категории «В» ≤ 12% от общей масс
  • Для щебня I категории ≤ 15%
  • Для материала II категории ≤ 20%

Таким образом, железнодорожный щебень категорий «В» и I относится к группе И1 по истираемости, а материал II категории – к группе И2.

Сопротивляемость удару на копре

Копер – это специальное оборудование для измерения прочности, ударной вязкости и некоторых других характеристик у металлических и прочих изделий. Как вы понимаете, его также используют для испытания щебня. Копер представляет собой оборудование, установленное вертикально на прочном фундаменте, с падающим грузом массой около 5 кг. Высота падения груза при этом должна составлять 50 см. Сам груз должен иметь сменную пластинку с зубьями, которую изготавливают из углеродистой стали и подвергают закалке в масле с последующим отпуском на твердость, равную 57.0…59.0 HRGa. В процессе эксплуатации пластинку с зубьями применяют до тех пор, пока износ по высоте зубьев составляет не более 1 мм. Затем пластинка с зубьями подлежит замене на новую.

Величина потери массы щебня после испытаний на сопротивление удару на копре, в % общей массы, должна быть:

  • Для материала категории «В» ≤ 4%
  • Для щебня I категории ≤ 4%
  • Для материала II категории ≤ 10,5%

Прочность

Прочность – один из важнейших показателей для щебня, который отвечает за возможности его использования в тех или иных работах. Ведь именно этот параметр отражает способность материала сопротивляться механическим нагрузкам и давлению. Характеризуется свойство маркой по дробимости, обозначается буквой «М».

В зависимости от марок по прочности, щебень делится на следующие группы:

  • Очень слабой прочности
    Сюда относится только одна марка щебня по дробимости – М200.
  • Слабой прочности
    В эту группу входят материалы с прочностью М300, М400 и М500.
  • Средней прочности
    Сюда относятся марки щебня М600 и М700.
  • Прочный
    В эту группу вошли материалы с маркой по дробимости М800, М900, М1000, М1100.
  • Высокопрочный
    Сюда относится щебень с прочностью М1200, М1300, 1400.

Чем выше марка по дробимости материала, тем большее давление он сможет выдержать. И наоборот – щебень слабой прочности очень быстро разрушится и превратится в пыль даже от небольшой нагрузки. Поэтому эта характеристика так важна для данного стройматериала.

Однако примечателен тот факт, что в железнодорожном ГОСТ как таковая прочность щебня и его марки по дробимости не описываются.

Вместо этого в государственном стандарте написано, что прочность балластного материала характеризуется двумя параметрами:

  • Истираемостью
  • Сопротивлением на копре

Таким образом, если два этих показателя для щебня соответствуют требованиям, прописанным в ГОСТ 7392-2014, тогда следует считать, что и прочность исследуемого материала находится в пределах нормы.

Морозостойкость

Морозостойкость щебня характеризует его способность противостоять постоянным попеременным температурным перепадам. Обозначается показатель буквой «F», измеряется в так называемых циклах «заморозка-оттаивание». Один цикл – это один температурный перепад от плюса к минусу или обратно. Обратите внимание, что цикл не равен году, месяцу, неделе или даже дню. Ведь за одни только весенние сутки подобных температурных перепадов может быть два и более.

Данное свойство крайне важно определять и учитывать у материала, который эксплуатируется на открытом воздухе и постоянно контактирует с влагой (например, во время дождей или в период таяния снега). Это как раз и касается балластного щебня.

Морозостойкость характеризуется марками по морозостойкости.

Они бывают следующими:

  • F15
  • F25
  • F50
  • F100
  • F150
  • F200
  • F300
  • F400

Определяют марку двумя способами:

  • Методом замораживания
    Он предполагает определение морозостойкости материала по потере массы пробы при попеременном замораживании и оттаивании.
  • Методом ускоренного определения морозостойкости
    Его суть состоит в определении марки по морозостойкости по потере массы пробы при погружении в насыщенный раствор сульфата натрия и последующем высушивании.

Согласно ГОСТ 7392-2014, марка щебня по морозостойкости для разных категорий материала должна быть не ниже:

  • F300 для щебня категорий «В» и I
  • F150 для материала категории II

Водопроницаемость и коэффициент фильтрации

Эта характеристика указывает на способность щебня спокойно пропускать сквозь себя воду в нижние слои и не задерживать ее. Свойство особенно важно для материалов, участвующих в разного рода засыпках и отсыпках (к ним относятся, например, обратные засыпки, декоративные отсыпки, отсыпки дорожек и тропинок, а также клумб и сухих ручьев, благоустройство могил, отсыпка парковок, дворов, детских и спортивных площадок, отсыпка временных и грунтовых дорог и так далее), создании дренажа, оборудовании заезда на участок, а также при формировании балластного слоя железнодорожного пути. Ведь, как мы уже писали выше, для этого балластный слой в принципе и нужен – для отвода влаги из верхних слоев в нижние, подальше от рельсов, шпал и колес поездов.

Свойство водопроницаемости характеризуется коэффициентом фильтрации. Он обозначается буквами «Кф», измеряется в метрах в сутки (м/сут). Больше всего на эту характеристику влияют зерновой состав материала, а также его пористость и наличие в нем пыли и глины.

Щебень относится к очень сильноводопроницаемым материалам. Его коэффициент фильтрации – больше 100 метров в сутки. Это, к слову, одна из причин, почему именно щебень так востребован в роли балластного материала.

Подробно об этом свойстве читайте в нашей статье Водопроницаемости и коэффициент фильтрации грунтов.

Инертность

Щебень – химически инертный материал. Это значит, что он не является химически активным, устойчив к любому негативному влиянию окружающей среды и различным химическим воздействиям, ничего не выделяет в атмосферу и спокойно переносит погружение в агрессивные среды. Единственное исключение здесь – содержание в некоторых разновидностях щебня (известняковом, доломитовом и гипсовом) водорастворимых солей и минералов.

Также щебень не вступает ни в какие реакции с разного рода солями, щелочами, кислотами, реагентами, маслами и прочими веществами. Это позволяет применять его в разных условиях и совместно с любыми строительными материалами.

Средняя плотность зерен

Под средней плотностью зерен понимают отношение массы камней к их общему объему с учетом всех пор и пустот. Таким образом, параметр позволяет понять реальные плотность и вес материала, а не гипотетические.

Средняя плотность зерен определяется путем измерения массы единицы объема частиц щебня с использованием весов с приспособлением для гидростатического взвешивания. По ГОСТ, данный показатель должен быть не менее 2,4 г/см3 для всех категорий щебня.

Удельная электрическая проводимость

Щебень должен обладать электроизоляционными свойствами. Ведь он должен обеспечивать нормальную работу рельсовых цепей автоблокировки вне зависимости от погодных условий.

Удельную электрическую проводимость щебня определяют насыщением раствора, получаемого при перемешивании размельченного щебня с дистиллированной водой. Измеряется параметр в См/м.

По ГОСТ, в результате испытания удельная электрическая проводимость материала должна быть ≤ 0,32 См/м для всех трех категорий.

Радиоактивность

Радиоактивностью называют способность щебня «фонить», то есть излучать радиацию. Этот параметр является одним из основных, отвечающих за безопасность. Ведь от радиоактивности в том числе зависят возможности использования материала в тех или иных работах на различных территориях.

Данное свойство показывает, какое количество удельной эффективной активности естественных радионуклидов (радия, тория и калия) содержится в щебне. Обозначается радиоактивность как «Аэфф», измеряется в Бк/кг (Беккерель на килограмм). Определяется параметр по ГОСТ 30108-94.

Согласно этому документу, все материалы делятся на четыре класса в зависимости от радиоактивности:

  • I класс – радиоактивность до 370 Бк/кг
  • II класс – радиоактивность от 370 до 740 Бк/кг
  • III класс – радиоактивность от 740 до 1500 Бк/кг
  • IV класс – радиоактивность свыше 1500 Бк/кг

В ГОСТ 7392-2014 прописано, что балластный щебень, применяемый в строительстве в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также вне населенных пунктов, должен иметь радиоактивность не более 740 Бк/кг. Таким образом, для поставленной задачи разрешено использовать только материалы I и II классов.

Наличие признаков солнечного ожога

Данная характеристика определяется только для щебня, полученного из базальта. Ведь он должен быть стоек к воздействию атмосферных явлений и не должен иметь признаков солнечного ожога.

Солнечный ожог – вид дефекта базальтовой породы, который может возникать под воздействием атмосферных явлений. Он начинается с проявления на поверхности щебня звездообразных серо-белых пятен. Обычно это приводит к образованию трещин, исходящих из этих пятен и соединяющих их между собой. Это явление снижает прочность микроструктуры минерала, из-за чего порода распадается на мелкие обломки.

В зависимости от происхождения материала, этот процесс может завершиться распадом базальтовой породы либо в течение нескольких месяцев после разработки, либо длиться десятилетиями. В исключительных случаях могут образовываться большие трещины, приводящие к быстрому распаду. Вот почему в ГОСТ 7392-2014 описаны требования к этой породе.

Наличие признаков солнечного ожога для щебня из базальта определяют сравнительным методом по изменению величины потери массы после испытания на сопротивление удару на копре до и после кипячения пробы.

По ГОСТ, изменение величины потери массы щебня из базальта после испытаний должно быть меньше или равно 5% от общей массы.

Об этих и других параметрах материала читайте в нашей статье Характеристики и свойства щебня.

Подведем итог.

Щебень – основной материал для формирования балластного слоя в железнодорожных путях, полностью отвечающий строгим требованиям, предъявляемым к балластным материалам. Именно с его помощью возведено подавляющее большинство железных дорог. И это вполне объяснимо: щебень считается лучшим современным балластным материалом, так как имеет высокие показатели по прочности, морозостойкости, истираемости, сопротивляемости, водопроницаемости, химической инертности и прочим параметрам. Поэтому использование столь качественного материала обеспечивает балластному слою не только устойчивость, но и долговечность.