Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Альтернативы противогололедным реагентам

О вреде противогололедных реагентов не говорил разве что ленивый. Ежегодно жители городов жалуются на химикаты, которые тоннами высыпают на дороги и тротуары. Говорят, что ПГМ повреждают обувь и автомобили, приводят к заболеваниям дыхательных путей человека и вызывают воспаление на лапах животных.

Но стоит признать, что противогололедные реагенты – это лучший способ борьбы с наледью. О том, насколько они безопасны, мы подробно написали в статье Влияние противогололедных реагентов на окружающую среду. На этой странице мы не будем погружаться в тему пользы и вреда таких средств, а расскажем о том, что можно использовать вместо реагентов.

На самом деле, выбор средств довольно большой. Многие решения обойдутся дороже, чем ПГМ, но в долгосрочной перспективе окупятся.

Вы можете обратить внимание на следующие альтернативы реагентам:

  • Механизированная чистка снега
  • Противоскользящие элементы и покрытия
  • Системы подогрева
  • Прочие средства

Далее мы подробно разберем каждый из этих вариантов.

Механизированная чистка снега

Такой способ используется во дворах многоквартирных домов, на больших парковках, базах и складских комплексах. Как правило, уборку начинают после снегопадов и тем самым избавляются и от снега, и ото льда.

Для чистки слежавшегося снега нанимают тракторы со специальным ножом: они способны снимать ледяную корку с покрытия. Свежевыпавший снег сгребают обычными ковшами, а затем вывозят на самосвалах либо оставляют на территории объекта.

Стоят такие услуги недешево. Например, аренда погрузчика обойдется в среднем в 1 300-1 500 рублей за час, а один рейс самосвала – в 2-3 тысячи рублей. При этом минимальное время работы трактора составляет 4-8 часов. То есть, даже в самом экономном варианте на уборку потребуется более 7 000 рублей.

Если территория объекта совсем небольшая (например, парковка для 3-5 автомобилей), то механизированную уборку заказывать не стоит. Такую площадку проще почистить вручную. Неэффективно будет нанимать трактор и в том случае, если на территории много узких участков и других мест, куда крупная техника не проедет. Все возможные препятствия (припаркованные машины, шлагбаумы, низко висящие провода) перед чисткой нужно убрать.

Нужно понимать, что механизированную уборку скорее всего придется заказывать несколько раз за зиму. Поэтому желательно найти надежного подрядчика и всегда обращаться к нему. Многое зависит от опыта оператора погрузчика: если он плохо управляет техникой, то время уборки сильно затянется, и вы переплатите.

О том, что нужно предусмотреть при заказе таких услуг, мы подробно написали в статье Как выбрать подрядчика для уборки снега.

Противоскользящие элементы и покрытия

Их задача – защитить от обледенения небольшие участки (например, крыльцо или пандус). Это могут быть полосы, которые наклеиваются по ходу движения людей, или уголки на ступени. Есть даже специальные напольные покрытия, выполненные из противоскользящих материалов.

Противоскользящие накладки

Они изготавливаются из:

  • термоэластопласта (ТЭП)
  • поливинилхлорида (ПВХ)
  • резины
  • каучука
  • материалов с абразивным покрытием

Такие накладки сохраняют отличное сцепление с обувью даже при минусовой температуре и не дают ноге проскальзывать по гладкому покрытию.

У них есть неоспоримые плюсы:

  • Низкая стоимость
  • Легкая установка: часто противоскользящие ленты и уголки выпускаются на самоклеящейся основе
  • Разнообразие расцветок: можно подобрать материалы под свой дизайн

Их главный минус – это малая площадь покрытия и относительная недолговечность. Если у вас большое крыльцо, по которому ходит много людей, то рациональнее будет рассмотреть один из следующих вариантов.

Резиновые коврики

Для защиты крыльца также часто используются перфорированные коврики из резины или каучука.

Они выполняют целый ряд функций:

  • Препятствуют скольжению
  • Снимают с обуви уличную грязь
  • Заглушают звук шагов

Такое приспособление будет полезным не только в зимний период, но и на протяжении всего года.

Резиновые коврики имеют следующие преимущества:

  • Возможность варьировать размеры: можно приобрести покрытие рулоном и вырезать из него нужные по размерам и форме коврики
  • Разнообразие расцветок
  • Большая площадь покрытия
  • Легкость установки: коврик достаточно просто положить на крыльцо или закрепить саморезами

Однако нужно помнить, что резиновый настил необходимо регулярно очищать от набившихся в него снега и грязи. В противном случае он теряет свои свойства и начинает скользить.

Покрытие из резиновой крошки

Хороший способ сделать какую-либо поверхность максимально травмобезопасной – это отделать ее покрытием на основе резиновой крошки и полиуретанового клея.

Оно может похвастаться рядом достоинств:

  • Противоскользящие свойства
  • Шумопоглощение
  • Амортизирующие свойства
  • Износостойкость и долговечность
  • Приятный внешний вид
  • Разнообразие форм и расцветок

Резиновое покрытие, конечно же, стоит дороже противоскользящих накладок и ковриков, но и срок службы у него намного дольше. Кроме того, оно позволяет обезопасить всю площадь крыльца и лестницы.

По форме выпуска выделяются три вида покрытия:

  • Рулонное
    Покрытие можно закупить рулоном и уже на месте разрезать на нужные по размеру и форме куски.
  • Плиточное
    Преимущество готовых резиновых плиток состоит в том, что при повреждении одного участка его можно легко заменить, не демонтируя остальное покрытие. Кроме того, из плиток разных причудливых форм можно составить красивый мозаичный настил.
  • Бесшовное
    Это смесь резиновой крошки и полиуретанового клея, которая заливается на предварительно подготовленное основание. Такой способ монтажа время- и трудозатратен, но зато приводит к более долговечному результату. Ведь монолитное покрытие не имеет швов, в которые могли бы набиваться грязь и влага.

Выбор покрытия будет зависеть от конкретной задачи. Рулонное подойдет для больших площадей, а плиточное позволит осуществить дополнительные дизайнерские решения. Бесшовное, в свою очередь, будет идеально для ступеней нестандартных форм (например, радиальных или волнообразных).

Системы подогрева

Это кардинальное решение проблемы обледенения еще не получило широкого распространения в нашей стране, однако отдельные застройщики уже к нему прибегают.

Суть его заключается в том, что под внешней облицовкой обустраивается нагревательная система – аналогично технологии теплого пола, только на улице. Она поддерживает постоянную плюсовую температуру поверхности и не дает образовываться ледяной корке. Таким образом, покрытие всю зиму остается чистым, сухим и безопасным.

Есть у такого метода и побочный плюс – он позволяет продлить срок службы облицовки. Ведь один из главных факторов, которые приводят к разрушению покрытия – это перепады температуры.

Существуют четыре метода подогрева:

  • Электроковрик
    Самый простой вариант для маленького крылечка – например, в частном доме. Это нехитрое устройство достаточно просто положить перед входной дверью и включать по мере необходимости. А в остальное время он будет выполнять функцию обычного коврика.
  • Нагревательный кабель
    В этом случае нагревательный элемент представлен системой резиновых кабелей, которые монтируются под бетонную стяжку или плитку.
  • Термоматы
    Обогрев осуществляется посредством специальных устройств, состоящих из инфракрасного нагревателя в герметичной оболочке с теплоизоляцией и датчиков температуры. Как и система нагревательных кабелей, термоматы монтируются перед облицовкой.
  • Водяной обогрев
    Это – наиболее эффективная (но и наиболее сложная в исполнении) система обогрева. В качестве нагревательного элемента здесь используются трубки, заполненные незамерзающей жидкостью (например, этиленгликолем или пропиленом). А тепло они получают от общего источника обогрева дома. Поэтому такая система должна монтироваться еще на этапе постройки здания.

Системы подогрева – это интересное, но неоднозначное решение проблемы. С одной стороны, они позволяют не только обойтись без специальных противогололедных средств, но и вообще не заморачиваться с уборкой снега. С другой стороны, они сопряжены с дополнительными финансовыми тратами – как на монтаж нагревательной системы, так и на электричество в дальнейшем.

Прочие средства

А теперь мы расскажем о самых необычных (и местами – даже забавных) способах борьбы со снегом и наледью.

Итак, вот какие есть альтернативы:

  • Противогололедный асфальт
    Технология разрабатывается в разных странах, в том числе и в России. Суть ее в том, что в асфальтобетонную смесь добавляется обычная соль – всего 5% от общего объема. При попадании снега на покрытие соль вступает с ним в реакцию и топит, не оставляя грязи. Стоимость производства такого асфальта всего на 9 рублей дороже, чем обычной асфальтобетонной смеси. Однако не стоит забывать и о том, что соль – это растворимое вещество. Следовательно, со временем эффективность противогололедного покрытия будет падать. В данный момент этот асфальт испытан в реальных условиях на небольшом участке дороги в Белгородской области. Но этого недостаточно: нужны полноценные испытания на трассах федерального уровня.
  • Кофейный жмых
    Молотый зерновой кофе не растворяется в воде. От него остается жмых – смесь из мелких частичек. В каком-то смысле такой материал можно считать фрикционным. Вторично использовать его нельзя, поэтому приходится утилизировать. Но владельцы кофеен придумали, как можно дать вторую жизнь этим отходам. Жмых подсушивают и рассыпают на обледеневших участках тротуаров. Конечно, по эффективности он не сравнится с традиционным песком, а тем более – с химическими ПГМ. Да и объемы жмыха не столь велики, чтобы можно было использовать его для полноценной обработки городских улиц.
  • Рассол, оставшийся после переработки огурцов
    Теоретически, в огуречном рассоле содержится некоторое количество пищевой соли. А мы знаем, что соль – это один из основных компонентов химических ПГМ. Выходит, что можно бороться с наледью, разливая на дорогах обычный огуречный рассол. Только где его взять в таком количестве? Решение предложили на одном из заводов в Баварии, который занимается переработкой овощей. У них рассол является побочным продуктом производства. Сам по себе он слишком слаб, чтобы бороться с наледью. Но, если добавить в состав больше соли, то получится аналог химического реагента. Вполне возможно, что в небольших европейских странах такой способ будет весьма эффективным. Но в России (где одна только Ленинградская область по площади больше Баварии) для масштабного применения рассола придется перевести всю экономику на производство и переработку огурцов.

Как видите, альтернатив противогололедным материалам достаточно много. Большинство из них требуют серьезных материальных вложений, но работают более эффективно, чем ПГМ. Однако напомним то, что мы сказали в самом начале статьи: противогололедные реагенты являются лучшим способом борьбы с наледью. Особенно это касается больших территорий (например, городской улично-дорожной сети).

Представьте себе, что будет, если коммунальные службы в крупном мегаполисе полностью откажутся от применения ПГМ в пользу альтернативных средств. Из разумных вариантов останется лишь механизированная уборка снега. Но в комплекс работ по зимнему содержанию городской территории входит не только чистка уже выпавшего снега и льда, но и предупреждение скользкости. А для этого тоже используются ПГМ.

Отказ от реагентов в условиях крупного города приведет к увеличению количества ДТП и, как следствие, к образованию пробок. Да и количества снегоуборочной техники в таком случае не хватит для эффективной очистки улиц.

Выходит, что альтернативы реагентам разумно использовать лишь на небольших объектах: например, на автомобильной парковке, на территории образовательных учреждений, офисных и торговых центров, складских комплексов и так далее.