Задать вопрос
+7-932-129-43-76
+7-932-129-48-92
Задать вопрос
Быстро и надежно

Чем заделать трещины в асфальте

Асфальт считается надежным и прочным материалом, который берут из расчета на долгий срок эксплуатации. Но такая характеристика справедлива для правильно уложенного покрытия без повреждений.

Наличие ям, трещин, разломов и прочих дефектов делает материал уязвимым для воздействия воды, льда и прочих факторов окружающей среды. Он теряет свою прочность, быстрее разрушается и изнашивается.

Чтобы покрытие асфальтовой дорожки или площадки служило долгие годы, трещины в нем нужно оперативно латать.


В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Как трещины ускоряют разрушение асфальта
  • Чем заливают трещины в асфальте
  • Как заделать трещину в асфальте своими руками
  • Какое оборудование применяется для крупномасштабного ремонта трещин

Первая часть статьи предназначена для людей, которые еще плохо знакомы с особенностями материала. Если вы уже в курсе таких тонкостей, то можете сразу перейти к блокам с практической информацией.

Заключительный раздел будет полезен тем, для кого не подходит ручная заливка трещин – например, если вам нужно отремонтировать асфальтированный участок большой площади (двор многоквартирного дома, парковку, дорогу и тому подобное).

Трещины на асфальте
Трещины на асфальте
Трещины на асфальте заделаны битумом

Почему нужно заделывать трещины в асфальте

В этой статье пойдет речь об одном из самых распространенных дефектов асфальта. Рано или поздно трескается как верхний слой загруженной магистрали, так и покрытие частного двора. Это происходит по разным причинам: из-за высоких нагрузок, перепадов температур или старения вяжущего битума.

Мало кто задумывается, что трещины не только портят внешний вид асфальта, но и оказывают влияние на его долговечность. Дело в том, что поврежденное покрытие теряет свою целостность и водонепроницаемость. В поврежденных местах начинают скапливаться посторонние включения.

К ним относятся:

  • Вода
    Молекулы воды проникают под битумные пленки на поверхности зерен наполнителя (щебня и песка) и вызывают их отслаивание. А при похолодании влага замерзает и расширяется, распирая асфальт изнутри, словно клин.
  • Химические реагенты
    Соли и солевые растворы, которые используют для борьбы с гололедом, ускоряют старение битума. Из-за этого асфальт быстрее теряет свои качества и начинает крошиться.
  • Вещества-растворители
    К ним относятся бензин, керосин, моторные масла и прочие технические жидкости, которые часто есть в хозяйстве у автолюбителей. Затекая в трещины на асфальте, они начинают разъедать битум.
  • Семена растений
    В трещинах скапливается земля, которая напитывается влагой и дает семенам условия для прорастания. Молодые ростки стремительно разрушают асфальт вокруг себя в борьбе за жизнь и место под солнцем.

Если махнуть рукой на небольшие дефекты асфальта и пустить дело на самотек, то на месте трещин уже через сезон могут появиться крупные ямы и выбоины. И наоборот, если устранять их еще в зачатке, то срок эксплуатации покрытия можно продлить на 3-4 года, а то и больше.

О том, как осуществляется такой ремонт и какие материалы для него используются, мы и поговорим в продолжении статьи.

Чем залить трещину в асфальте

На рынке стройматериалов представлены различные средства для ремонта асфальтобетонных покрытий. Они имеют свои особенности применения, плюсы и минусы.

Заделать трещину можно:

  • Битумом
  • Битумной эмульсией
  • Битумной мастикой
  • Полимерным герметиком

Для ремонта ям обычно берут холодный асфальт – смесь песка или мелкого щебня с жидким битумным вяжущим. Этот материал не требует разогрева и легко укладывается. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Технология укладки холодного асфальта.

В таблице ниже мы приводим сравнение материалов для ремонта трещин по разным параметрам:

Показатель Битум Битумная эмульсия Битумная мастика Герметик
Обычный Жидкий Горячего применения Холодного применения
Температура нагрева >100°С Без нагрева Без нагрева >100°С Без нагрева Без нагрева
Температура применения От 5 до 40°С От -10 до 40°С От -10 до 40°С От -10 до 40°С От 5 до 40°С
Время высыхания 6-48 часов 5-24 часа 1-2 суток 1-2 суток
Цена за 1 кг* 15-45 рублей 80-120 рублей 40-60 рублей 50-75 рублей 125-300 рублей 300-450 рублей

*Здесь даны ориентировочные значения, полученные на основе анализа предложений маркетплейсов и интернет-магазинов. Расценки в каждом конкретном регионе зависят от наличия и доступности сырья – битума и полимерных материалов. Минимальная стоимость соответствует оптовым закупкам, а максимальная – розничным. Цены актуальны на 2021 год.

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Сравнение материалов для ремонта трещин по разным параметрам

Ниже мы рассмотрим каждый вид материала и расскажем о том, как можно самостоятельно приготовить некоторые из них.

Битум

Битум – это продукт переработки нефти, который используется в качестве вяжущего в составе асфальтобетонной смеси. Кроме того, он пользуется популярностью как средство гидроизоляции кровель и фундаментов.

Благодаря своим гидрофобным свойствам и надежному сцеплению с материалом, битум хорошо подходит для герметизации трещин в асфальте.

Его можно купить в двух формах:

  • Твердой
    Это чистый битум без добавок. Для того, чтобы использовать его в каких-либо работах, такой материал нужно сначала разогреть до температуры не ниже 100°С. Заливать трещины им тоже нужно в горячем виде.
  • Жидкой
    Такой материал получается за счет разжижения обычного битума. Для этого используют различные органические растворители: бензин, керосин, дизельное топливо и другие.

Жидкий битум не требует нагрева и выпускается в готовом к использованию виде. Поэтому с ним проще работать, особенно если вы занимаетесь этим впервые. Но из-за наличия добавок он стоит дороже. Да и в маленькие города и села его могут не поставлять.

Если хочется сэкономить или в отсутствие альтернатив, можно растопить твердый битум самостоятельно.

Для этого вам понадобятся:

  • Брикет битума, раздробленный на мелкие кусочки
  • Металлическая емкость с толстым дном и стенками
  • Крышка, которой можно плотно накрыть емкость
  • Стопка огнеупорных кирпичей или металлическая подставка, которую можно надежно установить над костром
  • Рукавицы-прихватки
  • Длинная деревянная палочка или лопатка
  • Какой-нибудь растворитель: бензин «галоша», керосин, уайт-спирит, скипидар, сольвент

Заниматься такой работой нужно обязательно в сухую погоду и на открытом воздухе.

Порядок действий будет таким:

  1. Емкость для варки битума устанавливают на подставку или кирпичи. Закладывают в нее измельченный битум так, чтобы чан был заполнен не полностью, а максимум на две трети. Разводят костер.
  2. Битум разогревают на небольшом огне, периодически помешивая деревянной палочкой. В какой-то момент он начнет «кипеть». Это значит, что из материала выпаривается вода.
  3. Когда битум перестанет пениться, его можно считать готовым к применению. Емкость снимают с огня, используя толстые рукавицы, и убирают подальше от огня – охладиться.
  4. Если материал получился слишком вязкий, его нужно будет дополнительно разбавить. Для этого битум остужают до 70-80°С. Затем при помощи ковшика медленно вливают в емкость с растворителем, непрерывно перемешивая.

Помните, что битум – это огнеопасный материал.

При работе с ним нужно соблюдать технику безопасности:

  • Емкость для варки битума не должна иметь протечек
  • Мешать битум нужно аккуратно, чтобы он не расплескивался
  • Если битум загорится, емкость нужно быстро накрыть крышкой или куском жести, чтобы перекрыть доступ кислорода; тушить возгорание водой строго запрещено
  • Если на поверхности появляются пузыри желто-зеленого цвета, емкость нужно осторожно, но быстро снять с огня (это первый признак перегрева)
  • Нельзя нагревать смесь битума с растворителем – она очень пожароопасна
  • Нельзя вливать растворитель в горячий битум – он моментально вскипает с образованием токсичных паров
  • Нельзя замешивать растворитель с битумом рядом с источником открытого огня

Если вы все сделали правильно, то на выходе получите горячий текучий материал, который будет легко использовать для заливки трещин.

Битумная эмульсия

Это вещество на основе битума, которое широко применяется в строительных работах.

В его состав входят:

  • Вода, которая играет роль дисперсной среды
  • Битум в виде взвешенных частичек
  • Эмульгаторы (поверхностно-активные вещества), которые не дают битуму и воде расслаиваться

Кроме того, производители могут добавлять к этому базовому составу стабилизаторы (растворы солей и кислот), а также разные модифицирующие добавки.

По своим свойствам битумная эмульсия схожа с твердым битумом, но имеет ряд существенных преимуществ.

Среди них можно назвать такие:

  • Изначально жидкая форма – материал не требует нагрева
  • Более надежное сцепление с асфальтом
  • Эмульсию можно использовать при более низких температурах (вплоть до -10°С)
  • Можно обрабатывать влажные и пыльные покрытия

Единственный недостаток материала – это его высокая (по сравнению с битумом) стоимость.

Битумная мастика

Мастики – это целая группа материалов, которые отличаются по своим свойствам и особенностям использования.

В их состав входят:

  • Связующее вещество (битум или битумная эмульсия)
  • Наполнители (минеральная вата, асбестовая мыль, минеральные порошки и другие)
  • Пластификаторы (керосин, дизельное топливо и другие)
  • Модифицирующие добавки (полимеры, резина, каучук и другие)

За счет таких добавок мастика имеет преимущества перед обычным битумом. Пластификаторы придают ей пластичность и деформативность при низких температурах, благодаря чему увеличивается трещиностойкость, а наполнители обеспечивают необходимую прочность и жесткость. Опциональные добавки полимеров и резины делают материал эластичным и устойчивым к перепадам температуры.

Выделяют две крупные разновидности материала:

  • Мастики горячего применения
  • Мастики холодного применения

Как следует из названия, горячие мастики перед использованием разогревают до 100-160°С (конкретное значение зависит от марки битума), а холодные продаются в готовом к применению виде. Первый вариант получается дешевле, но трудозатратнее. А второй больше подходит заказчикам, которые не имеют большого опыта в строительстве и ремонте.

Отдельные умельцы готовят мастику сами, замешивая растопленный битум, пластификаторы и наполнители.

Для этого берут такие ингредиенты:

  • Твердый строительный битум
  • Наполнители: минеральный порошок, асбест, минеральную вату, чистый мох, мелкие опилки
  • Растворители (пластификаторы): керосин, уайт-спирит, бензин, скипидар

При замешивании можно ориентироваться на такие соотношения:

Для мастики горячего применения Для мастики холодного применения
  • Твердый битум – 8 частей
  • Наполнитель – 1 часть
  • Растворитель – 0,5 части
  • Твердый битум – 4 части
  • Наполнитель – 2 части
  • Растворитель – 3 части

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Соотношения для приготовления битумной мастики

Обратите внимание: соотношения рассчитываются по весу, а не по объему компонентов.

Варится смесь таким образом:

  1. Наполнитель по возможности очищают от мусора и пыли, просушивают
  2. В толстостенной металлической емкости растапливают битум (подробную инструкцию смотрите выше), остужают его до 70-80°С
  3. В отдельную емкость наливают растворитель. Ковшом зачерпывают горячий битум и небольшими порциями вливают его в растворитель, перемешивая смесь деревянной палочкой или лопаткой
  4. В жидкий раствор всыпают наполнитель, перемешивают до однородности
  5. Горячая мастика используется сразу после приготовления. Холодную разливают по герметично закрывающимся контейнерам и убирают

Шаги 3 и 4 можно поменять местами: сначала смешать наполнитель с битумом, а потом разбавить. Свойства материала от этого принципиально не изменятся.

Поскольку битум выпускается разных марок и имеет разную вязкость, мастика может получиться слишком густой или слишком текучей. В первом случае ее можно дополнительно разбавить растворителем, во втором – добавить наполнителя или подождать, пока она еще не остынет.

Герметик

Это ремонтный материал на основе полимерных соединений или модифицированного битума.

Герметики бывают разных видов:

  • Битумные
  • Акрило-битумные
  • Резинобитумные
  • Акрилополимерные
  • Полиуретановые

Кроме того, в состав герметика могут входить разного рода добавки, улучшающие его свойства – армирующие наполнители, эпоксидные смолы, резина, эластомеры. Они придают составу прочность, эластичность и морозостойкость.

Герметики удобны в применении, не требуют специальной подготовки и отлично защищают трещины от дальнейшего разрушения. Их ощутимый минус – это цена. Производство модифицированного битума и полимерных составов – удовольствие не из дешевых.

Давайте подытожим:

  • Если вы хотите сэкономить, но не готовы самостоятельно «варить» битум, то оптимальный вариант – это битумная эмульсия или жидкий битум
  • Решение из серии «дешево и сердито» – это самостоятельная варка битума или битумной мастики
  • Если вы ищете наилучший результат и готовы потратиться, то обратите внимание на битумную мастику или полимерные герметики

Теперь вы имеете представление о том, какие материалы используются для ремонта асфальта, и сможете выбрать оптимальный для себя вариант. В следующем разделе мы поговорим о том, как самостоятельно устранить повреждения покрытия.

Заливка трещин на асфальте своими руками

Ремонт трещин в асфальте – это достаточно простая задача. Если вы используете жидкий битум, битумную эмульсию или холодную мастику, то на все про все у вас уйдет с полчаса-час. И нанимать для этого рабочих не нужно.

Вам понадобятся:

  • Метла
  • Щетка с жесткой (например, металлической) щетиной
  • Воздуходувка или строительный фен
  • Шпатель, скребок, V-образный ракель или строительная кисть
  • Крупный песок или отсев (желательно)

Проводить работы нужно в теплую и сухую погоду. Некоторые виды материалов можно использовать при минусовой температуре, но сохнуть в таких условиях они будут долго. Крайне желательно, чтобы в следующие 1-2 дня в прогнозе не было дождей.

Порядок действий будет такой:

  1. Метлой смести крупный мусор с ремонтируемого участка, затем жесткой щеткой хорошенько вычистить трещину изнутри
  2. Продуть трещину садовой воздуходувкой или строительным феном, чтобы очистить ее от пыли и высушить
  3. Перемешать мастику или герметик до состояния однородной массы
  4. Залить трещину ремонтным материалом и разравнять слой шпателем или скребком. Если повреждение небольшое, его можно промазать при помощи строительной кисти
  5. Если трещина глубокая, то повторите проливку несколько раз – пока мастика или герметик не будут лежать ровным слоем без образования впадин
  6. Залитый участок густо посыпать песком или отсевом, чтобы ремонтный материал не налипал на колеса и подошвы обуви
  7. Оставить асфальт сохнуть

Эта технология одинакова для всех видов битумов, эмульсий, мастик и герметиков, которые мы рассмотрели.

Разница будет только в подготовке материалов:

  • Сухой битум или горячую мастику перед применением необходимо разогреть до 80-100°С
  • Жидкий битум, битумную эмульсию, холодные мастики и герметики можно использовать сразу, без нагрева

Эта инструкция применима в том случае, если вам нужно заделать единичные трещины. Если же площадь повреждений большая, возможно, вам придется привлекать к делу специализированную технику.

Ремонт трещин на автомобильных дорогах и больших площадях

Если трещины на асфальте во дворе дома снижают его срок эксплуатации, то на дорогах такие повреждения вообще недопустимы.

Конечно, на практике дорожные службы не всегда торопятся их заделывать. И это, кстати, одна из причин, почему российский асфальт долго не живет.

Ремонт трещин на дорогах имеет ряд особенностей:

  • Высокие нагрузки на покрытие от движущегося транспорта
  • Разнообразие типов нагрузок: сдвиг, сжатие, растяжение, изгиб
  • Большие площади повреждений
  • Необходимость быстро возобновить движение по ремонтируемым участкам

Соответственно, для таких работ должны выбираться наиболее качественные ремонтные материалы. Впрочем, денежный вопрос тоже нельзя сбрасывать со счетов. Часто дорожники заливают трещины обычным битумом просто потому, что на состав получше у них не хватает бюджета – особенно если покрытие старое и часто требует ремонта.

Большую роль играет также автоматизация работ. Ведь вручную прочищать и заливать все трещинки – долго и непродуктивно.

Для этого используется такая техника и оборудование:

  • Дорожные фрезы или машинки для разделки шва
    Они используются для обработки кромок трещины и создания камеры правильной формы. За счет этого увеличивается качество герметизации.
  • Тепловые копья
    Это устройства, которые применяются для быстрого просушивания трещины и разогрева ее краев до 90-100°С. С горячим покрытием материал-герметик сцепляется лучше.
  • Воздуходувки
    С их помощью можно очистить трещину от пыли и мусора быстрее и эффективнее, чем щеткой или метлой.
  • Битумоварки
    В дорожных работах чаще используются материалы горячего применения, которые нужно разогревать прямо на месте проведения работ.
  • Заливщики швов
    Это устройство с баком для подачи смеси и тонким шлангом, с помощью которого можно добиться точной и аккуратной заливки без перерасхода материала. Отдельные модели оснащены горелками, которые позволяют использовать их для разогрева битума и битумной мастики.
  • Гудронаторы
    Это машина, обеспечивающая равномерный пролив асфальта битумной эмульсией. Его удобно использовать для заливки очень мелких трещин и нанесения тонкого защитного слоя после проведения ремонтных работ.

Подведем итог.

Чтобы продлить срок эксплуатации асфальта, за ним необходимо ухаживать – в том числе вовремя латать ямы и трещины. Только так можно защитить покрытие от коррозии водой, льдом и химикатами, а также от разрушения под действием сорняков.

Для герметизации трещин можно использовать битум, битумную эмульсию, мастику или герметик. Технология ремонта для всех видов материала будет одинаковой. Различие только в том, что некоторые из них (вязкий битум, горячие мастики) перед началом работ нужно нагревать до 80-100°С.

При ремонте больших площадей (дорог, парковок и тому подобного) для заделки трещин может использоваться специальная техника. К ней относятся дорожные фрезы, гудронаторы, тепловые копья, заливщики швов и прочее оборудование.